"Шерлок" как сновидение

Dec 09, 2016 20:48

Серия статей, посвящённых разбору "Шерлока" с точки зрения психоанализа.
Авторы: Анастасия Архипова, Екатерина Неклюдова.



Масштабный всплеск зрительского интереса к фигуре Шерлока Холмса и к шерлокианским персонажам, таким как доктор Хаус из одноименного сериала, - любопытная примета нынешней эпохи. На чем основывается этот интерес, почему Шерлок стал, судя по всему, «героем нашего времени»? Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, для начала следует понять, что представляет собой такого рода герой - каковы его истоки, эволюция, сформировавший его культурный контекст; какое развитие этот образ получил в современной сериальной культуре и как устроены многочисленные шерлокианские нарративы.

Почему хромает доктор Хаус? Почему у мистера Спока нет чувства юмора? А был ли Мориарти? Зачем нужен «рейхенбах»? Кто такие папа и мама Холмсы? Что общего у ирландского сеттера и собаки Баскервилей? Так ли неразлучны Холмс и Уотсон? Что такое зрительский респонс, и как это соотносится с феноменом фанфикшен? Почему Стивен Моффат и Марк Гэтисс так нещадно троллят зрителя в «Безобразной невесте»?

Все это и многое другое - «кирпичики» проекта, посвященного исследованию современной шерлокианы. В качестве основного инструмента и оптики исследования предлагается метод фрейдовского и лакановского психоанализа в его клинической перспективе. Проблемы современного субъекта, как он понимается в клинике психоанализа, иллюстрируются с помощью материала шерлокианы как наиболее актуальной формы «вопрошания о своем желании», своей субъективности.

Предлагаемый вниманию читателей текст - глава будущей книги, своего рода психоаналитический ликбез, или же краткая энциклопедия психоанализа в «занимательных картинках». Материал главы - последний на текущий момент эпизод «Шерлока» («Безобразная невеста» в русском прокате). Эпизод представляет собой сновидение - стало быть, его целесообразно исследовать с помощью фрейдовского метода толкования сновидений. Анализируя сновидение, раскрывая его логику внутри архитектоники всего сериала, мы касаемся ключевых понятий психоанализа, сопровождая их, для лучшего понимания, не только примерами из сериальной культуры, но и литературы и мифологии.

На сегодняшний момент опубликованы 10 глав под общим названием "Шерлок на кушетке", 3 главы "Рейхенбах" и 3 главы "Мориарти".
В первой главе даются необходимые теоретические основы, продираться через которые профану может быть довольно трудно. Но в следующих главах становится легче и идёт веселее )

У меня по прочтении возникло несколько вопросов, главный из которых - а что, собственно, анализируют авторы? Психоанализ предполагает работу с собственными интерпретациями пациента, с его толкованиями своих сновидений. Но кто у нас пациент? Ведь Шерлока не существует, и никаких интерпретаций мы от него не дождёмся. Тогда с чьими интерпретациями идёт работа? Кого "психоанализируют" авторы статей? Создателей? Актёров? Зрителей? Или... самих себя? )

Шерлок: Безобразная невеста, аналитика и меты, Шерлок: персонажи

Previous post Next post
Up