Крит - 10.2. Антропология.

Aug 03, 2016 12:09

Пожив 8 дней на Крите, сделала то же мне открытие - греки очень похожи на израильтян. И внешне (разумеется, не на ашкеназов, а на средне-сефардскую публику), и интонации те же самые, - если слышишь разговор издалека, можно запросто принять за иврит. Хотя жестикулируют, пожалуй, поменьше.
В то же время трудно себе представить более нееврейскую европейскую страну. Да вы на их кухню посмотрите! И это никуда не девшееся древнейшее язычество… Невольно приходит мысль, что в свое время не только евреи от греков, но и греки от евреев сознательно дистанцировались, то есть не только как христиане, это-то известно, а именно как греки. А что столько общего, при таком антагонизме, так тем более неудивительно, - самые острые противоречия только при большом сходстве и бывают.
В эллинистическую эпоху цивилизованный мир, как никогда, был в тренде синкретизма, и даже эллинство и иудейство сближались, - что такое христианство, как не декларируемый в первом же тезисе абстрактный, надмирный синкретизм? "Три суть один, один есть три, а кто не въехал - нос утри". Но тут, кажется, сначала у прушим (фарисеев), а потом у Павла из Тарса сработал инстинкт самосохранения (впрочем, может быть, было и наоборот, я свечку не держала, а источники многократно модифицировались постфактум обеими сторонами), и христианство с иудаизмом рванули друг от друга в разные стороны. "Удалились эти люди, и хорошо сделали" (Сей-Сёнагон).
Разумеется, я Крит очень полюбила. Неувязочка получается? А вот неувязочка нам… (с) Лично у меня с национально-религиозной самоидентификацией все в порядке, поэтому своего профессионального филэллинства я не опасаюсь и не стесняюсь. Не любила бы я Грецию, греков и греческое, как бы я стала филологом-классиком? Это же все равно что быть идишистом-антисемитом, - тяжело, наверное. Хотя бывают и такие, говорят.
Люди разные, и красивые, и не очень красивые, но почти все физиономии очень интересные, особенно у пожилых. Большое разнообразие типов - еще бы, на Крите уже при Гомере сколько народов разных толклось. Одеваются примерно как у нас, - как Бог на душу положит, хотя, пожалуй, менее пестро. Женщины постарше - очень скромно, только совсем молодые как-то еще выпендриваются.
Пестротой и обнаженностью выделяются туристки. Говорила, и еще раз скажу, - ну как можно настолько мозгов не иметь, чтобы под солнцем ходить, не прикрывшись? Оставьте нафиг скромность, но ведь хуже себя чувствуешь! Я уже не говорю про кожу.
Показала Амальке, зачем нужны рукава, которые даже кисти рук закрывают (у меня такие две кофточки было с собой), - за раскаленные перила на археологических сайтах хвататься.
Готовясь к поездке, предполагала, что от подросшей дочери придется публику отгонять, даже выучила, как по-гречески будет "Иди подальше" (κάνε πέρα - правильно, fulgur_conditum?). Однако не пригодилось, - может, кто в ее сторону глазами и сверкал, но, посмотрев на меня, вспоминали Геру Критскую, взгляд которой древние поэты, как известно, уподобляли взгляду самки дикого тура, и быстро сливались. И это там еще Яши не было :) Один раз Амалька, правда, заметила, что какие-то молодые люди ее втихаря фотографируют, - вот, говорю, появишься в греческом Инстаграмме.
Израильтян несколько раз встречали, а еще чаще слышали, - ну, понятно. Русских очень много. А в Плаке ждем мы автобус на Айос Николаос, и рядом с нами на поребрике сидят две тетки. Мама говорит, что это финки, но заговаривать с ними ей вломливо. Я из чистого хулиганства подвалила к ним и говорю: "Вы из Финляндии? А она тоже!" Они заржали и показали на мамину кепку, а там финский логотип, - тоже мне, дескать, конспирация. Потрепались немного.
Да, еще из упущенного, - я хотела, конечно, где-нибудь греческую музыку послушать, или, еще лучше, критскую, баллады эти из "Эротокритоса". Но, увы, перед поездкой ничего не нашла, кроме каких-то таверн аж в Ханье. А концерты поздно бывают, т.е. домой мы бы не доехали. Как потом уже правильно подсказали товарищи, надо было по-гречески искать, а не по-английски, но уж ладно, в другой раз.

Эллас

Previous post Next post
Up