Посмотрел этот фильм уже тыщу лет назад, но сразу как-то не написалось, и я думал, что уже и не соберусь с мыслями. Но… желание написать хотя бы пару абзацев (а, может, и больше) про последний фильм Копполы (первый за последние 10 лет) до сих пор не пропало. В общем, мне просто захотелось избавиться от этой навязчивой мысли. Так что вот, воспоминания о том, что запомнилось, понравилось или вызвало сомнение.
Больше всего мне запомнилось моё собственное состояние после просмотра «Молодости без молодости». Это такое… состояние небольшого ступора, оглушённости в какой-то степени. Фильм произвёл впечатление, но не настолько, чтобы говорить, что он снёс мне мозг или ещё что-то в этом роде. Но при этом я действительно вышел из зала немного ошалелым и потом некоторое время приходил в себя. Возможно, атмосфера фильма поглотила, возможно картина настолько сильно заставляет крутиться шестерёнки мозга, что потом нужно время, чтобы они вернулись в свой прежний ритм. Не знаю. Факт остаётся фактом.
Второе - это ощущение времени. В основе самого фильма лежит «время», а тут ещё и у меня произошёл какой-то временной «скачок» внутри. Я сидел, смотрел фильм и был уверен, что он идёт уже часа три, не меньше, а конца и края ещё не предвиделось. Когда же я вышел из зала и глянул на часы, оказалось, что хронометраж у картины вполне себе обычный - два часа,. Можно, конечно, предположить, что, наверное, фильм был настолько занудным и неинтересным, что казалось, будто он тянется вечность. Но ведь нет! Было интересно смотреть, и я даже поймал себя на мысли: «Ух ты, такой длинный фильм, а смотреть всё равно интересно!» Возможно, это связано с неспешностью самого повествования, с таким убаюкивающим, в какой-то степени, ритмом, который периодически срывается и даёт зрителю хорошенькую встряску.
Сюжет, конечно, сильный. «Молодость без молодости» снят по книге румынского писателя Мирчи Элиады. Честно скажу, первоисточник не читал, так что не могу сказать, насколько близок фильм к роману. Картина повествует о старом профессоре, в которого попала молния, после чего он мало того, что не умер, так ещё и помолодел лет эдак на 30 с лишним. Более того, удар молнии наделил его сверхспособностями мгновенно впитывать знания, познавать окружающую действительность и даже творить маленькие чудеса. Взамен главный герой получил себе двойника, грубо говоря, у него началось раздвоение личности. Осознав, какими способностями он теперь обладает, профессор решил, наконец, закончить дело всей жизни и понять, откуда появился человеческий язык, когда наши праотцы произнесли первое слово и что это было за слово.
Судьба дала ему шанс узнать это. Он встретился с девушкой, которая смогла вернуться назад, точнее, у которой в голове происходила в какой-то степени борьба между «я-нынешним» и «я» из прошлой жизни, когда эта девушка была индуской (по-моему). Профессор влюбился в эту девушку, и они вместе уехали к морю. Постепенно у неё приступы «возврата в прошлое» начали случаться всё чаще и чаще. И чем дальше и дальше девушка «погружалась» в прошлое своего собственного «я», тем серьёзнее становились приступы, но при этом профессору, наконец, удалось услышать основы основ, древнейшие языки, о которых он, если только, читал.
Впрочем, хватит о сюжете. Он намного сложнее и «мыслительней», чем я описал. Здесь и философские вопросы о смысле жизни, и загадки человеческого бытия, и проблемы переселения душ и многое многое другое. Здесь достаточно много отсылок к философии индусов: о карме, о предназначении человека на земле и так далее. А ещё… «Молодость без молодости» - это фильм об одиночестве, пронзительном одиночестве человека, который слишком много знает, слишком многое повидал, слишком многое и многих потерял. «Кто хочет жить вечно?» - извечный и, на самом деле, очень трагический вопрос. Главный герой безумно одинок. Одинок в своих поисках, в своих знаниях и сверхспособностях. Он многое получил, но заплатил за это слишком высокую цену.
Тим Рот здесь великолепен! Люблю я этого актёра, и здесь ему удалось невероятно точно передать этого человека: старика в теле здорового мужчины, одинокого скитальца и исследователя, мечтателя и гения, страдающего раздвоением личности. Мне невероятно понравилось, как он ходит, смотрит… мимика, жесты, интонации (фильм идёт в оригинале с субтитрами), как будто это действительно старик, который никак не может привыкнуть к тому, что он опять здоров… а в глазах печаль…
С другой стороны, не могу не отметить и то, что фильм далеко не однозначный и вызвал у меня достаточно много вопросов. Кое-что совершенно не понравилось. Например, момент, когда профессор чуть не попал в лапы нацистам. Он там чуть ли не навыки Супермена демонстрирует. Бред, ей-Богу, могли бы и без этого обойтись. Не очень понравилась концовка. Такое ощущение, что автор просто не знал, как ему всё, что он накрутил, закончить, и поэтому не придумал ничего лучшего, как стащить идею у Уайлда с его Дорианом Греем. По-моему, получилось как-то не здорово. Ну и по мелочи ещё были моменты, которые я уже не помню.
Хороший фильм. Местами затянутый, местами немного занудный, но при этом обладающий внутренним стержнем, силой, энергетикой. Фильм явно не «на каждый день». Я сам не могу понять, понравился ли он мне. Но попробовать его посмотреть, как мне кажется, всё-таки стоит. Возможно, вы увидите в нём что-то своё, что-то конкретно «для себя». Я, кажется, увидел…