В Crusader Kings 2 я, каюсь, не доиграл. В отличие от симулятора европейского монарха, CK2 это симулятор интриг и династического вырождения. Вотчина протагониста-феодала ограничена 2-3 маленькими провинциями (в моем случае Павия и сопредельные, в Северной Италии), в нескольких дворах которых происходят многочисленные браки, имеющие последствиями споры хозяйствующих субъектов, в которых можно принимать чью-либо сторону. К вопросу дейтинга я подошел весьма ответственно и написал на PHP парсер сейва. Он позволял среди 60 тысяч неписей обнаружить умную и красивую невесту на выданье в какой-нибудь среднеевропейской глуши, блестящего саванта-преподавателя или управляющего, крутого военачальника или просто 53-го в очереди наследования персонажа, которого можно было бы пропихнуть в графья, поубивав 52 предыдущих (ну или дождавшись, пока они сами справятся).
Вот такое несложное условие
if ($age >= 10 && $age <= 40 &&
(int) simple_get($who, 'designated_hier') == 0 &&
array_sum(array_map(function($check) use($culture) {
return strpos($culture, $check) !== false ? 1 : 0;
}, ['shiite', 'sunni', '_pagan' /* Не бракосочетаются с неверными */, 'panjabi', 'hindustani', 'rajput', 'bengali', 'kannada' /* Слишком далеко */])) == 0 &&
count(array_intersect(get_traits($who), [48,49,50,51,52,54,55,58,59,60,62])) == 0 &&
(int) simple_get($who, 'spouse') == 0 &&
simple_get($who, 'death_date') === false &&
$mark >= 3
)
позволяло мне искать подходящих брачных партнеров, чтобы был ни стар, ни млад, ни в парше, ни в парче, наследников не имел, веры был подходящей, не имел ничего из длинного списка наследственных заболеваний (но они каким-то образом все равно просачивались в династию), ну и собственно, чтобы был жив, еще не в браке, и не днище. Простые требования сужали десятки тысяч до 160 человек, у которых, как правило, не было либо ничего вообще, либо желания чем-нибудь обогатить мою фамилию.
Дейтинг изрядно обогатил игру. Мой первый читерский альтер-эго имел сумму атрибутов 74, и я, глядя на свой двор бездарей и неучей, небезосновательно полагал себя самым крутым в мире. Дейтинг показал, что 226 лет назад родился Карл Великий, у которого было вообще 90. Ну, решил я, парадоксы захардкодили непобедимого великого персонажа. Расширил область поиска на весь мир и обнаружил, что в мировом рейтинге Карл Великий только пятый после четверки индусов-теологов. И где-то в Южной Индии канцлером у герцога служит маленький страшный индус 60 лет Пурандарадаса, самый умный человек во Вселенной, с суммой 102.
В CK самым важным является показатель престижа. «Но, леди, вы же ЖИРНАЯ! Король Ришар получает +5 престижа». Этот показатель снижается, если в сообщении вида «ваш взгляд упал на (имярек)» выбрать, что бастардов и так уже выше крыши. Один из них, мулат, был настолько хорош в секретных операциях, что получил придворную должность, титул герцога и тщательно отобранную умницу-жену, призванную задрать статсы его потомства до небес. Неблагодарный ублюдок прирезал свою жену, едва покинув двор! (Возможно, это потому, что альтер-эго сделал ход ***м и родил от жены бастарда еще одного бастарда). Черная неблагодарность неписей делает сводничество почти бесполезным за пределами семьи протагониста.
Не особо поощряет симулятор феодализма и создание сети профессионалов, эдаких меритократов, жалованья интеллектуальной элите графских и герцогских титулов направо и налево. Как я позже прочитал в гайдах, оптимальной стратегией будет давать графские титулы самым тупым и неамбициозным членам собственной семьи, а остальных держать при дворе. Один весьма умный и амбициозный молодой (сначала) парень дослужился сначала до графа (женившись на моей дочке), затем до герцога, а затем от своего тайного министра я узнал, что он метит на мое императорское место! Это необычное ощущение, мало в какой игре его можно испытать. Представьте, темнеет экран, чья-то рожа в рогатом шлеме сообщает «Вали отсюда, теперь я тут Довакин», и игра закрывается. У этого парня и моей дочки родился сын, который долго был моим тайным советником. У него родился свой сын, мой правнук. Дочь померла, герцог женился второй раз и родил сына. Тем временем правнук помер, а потом при подозрительных обстоятельствах помер и тайный советник. Я думал, что либо он, либо правнук унаследует герцогство, а тут оказалось, что наследник - сын от второй жены, из его династии. Эта история побудила меня познакомиться с политическими убийствами, и справедливость была восстановлена: я убил и сына этого парня, и его дочь, сравняв счет 2:2. Герцогство же унаследовала сестра внука моей дочки. Я подумывал заказать и самого этого не в меру амбициозного типа, но он успел подохнуть сам.
Письмо: легенды ходят о вашей мудрости и милосердии! Конечно, я присоединюсь к заговору Убить Хуго Мак Альпина.
Щедрые вливания усилий в родную кровинушку, увы, часто не дают должного эффекта. Можно 40 лет растить единственного парня-наследника, будущего короля Италии и Бургундии, а он возьми и помри в 37 от стресса. Когда в весьма почтенном возрасте преставился первый король Аршамбо, несмотря на все предпринятые меры, трон достался сопляку 11 лет. Впрочем, без хорошей группы наставников поддерживать народ на уровне невозможно. Первой из этой когорты стала некая Бонне с весьма высокими статсами, которую я призвал в начале игры и, увы, не сообразил, что на ней надо жениться, предпочтя бедную, но умную ирландскую принцессу. Бонне дожила до почтенного возраста и обучила добрую треть моего двора. Наиболее же любимых отпрысков я обучал сам, периодически отвечая на каверзные вопросы, меняющие наклонности падаванов :)
Но основным источником огорчений, без сомнения, являются дочери на выданье. Ни один, даже самый задрипанный шестой претендент на говнобаронство, не соглашается на матрилинейный брак. Из черни уровнем не выше мэра все более-менее смышленые неписи - древние стариканы, которых к тому же любят взять в местный совет и не отпускать: «да вы что, это же наш управляющий, а вы мне какую-то принцессу предлагаете». Да и как можно выдавать внучку короля, дочь наследного принца, красавицу, умницу, аристократку, за какого-то мэришку, который, может, и гений, но ленивый и завистливый? А привезти обратно ее можно только обычным браком, в результате которого теряется династия, потому что просто отпустить в мой двор гнида-мэр Мухосранска отказывает королю трех королевств. Конечно, приятно, когда оказывается, что твоя няшка Арсинда - самая замечательная личность на выданье в доступной Ойкумене. Вот только где ей найти мужа?
Иногда проблемы возникают и у мужчин. Я старательно подыскивал жену своему наследнику, будущему альтер-эго, нашел замечательный вариант: гений, великолепный дипломат, но всего лишь придворная у какого-то мэра из Богемии. Сватаю к этому мэру своего Наследного! Принца! Трех! Королевств! А мэр в ответ: нет, не отдам, она моя любовница. И даже войной вопрос не решить, потому что король Богемии - мой брат. Когда я, наконец, перешел на Темную сторону, я сообразил, что мэра достаточно просто укокошить, и замечательная, хоть и постаревшая, дама тут же вышла замуж за моего придворного и приехала учить мой выводок.
Примечательно, что игра, судя по dna= в сейвах, действительно моделирует что-то, похожее на менделевскую генетику. И я, занимаясь прикладной евгеникой, с ужасом обнаружил, что спустя несколько поколений невозможно не подхватить какую-нибудь заячью губу, если подбирать супругов из равнознатной семьи! А когда в моей семье появился первый тупой, я даже задумался о том, чтобы его убить.
Думаю, в Crusader Kings нужно поиграть всем поклонникам монархии. Никакого положительного отбора голубой крови и атлантов, а только массовое отупение и гемофилия - таково настоящее лицо феодализма. Желание получить приемлемых наследников приводит к инцестам и бракам чуть ли не с простолюдинами. А все не расхватанные еще до рождения графини - генетический мусор. Чем большую территорию захватывает династия, тем больше в ней вырождение, а пытающаяся сохранить себя на уровне семья прозябает, владея десятком провинций. Неудивительно, что буржуазия так легко справилась с феодализмом. Рождается в знатной семье какой-нибудь скот, слабоумный, жестокий, гневный, ты его учишь-учишь, а он все равно скот, в итоге его вассалы терпеть не могут и сразу после наследования развязывают войны, гробя уйму жизней на ровном месте. Либо угощают апоплексическим ударом табакеркой.
Понятной и естественной после игры в CK2 становится идея государственности. Государства это некоторые искусственные множества экономических связных кластеров (графств), создаваемые самой верхушкой элиты исключительно для своих целей, вроде дать второму наследнику, чтобы не задумал войну.
Войны в CK2 сильно уступают EU3. В начале игры любая баталия завершается в пользу того, кто купит больше наемников. Но затем времена наемников проходят, чем сразу же норовит воспользоваться какая-нибудь арабская сволочь. Так случилось и со мной, под джихад, объявленный египетским царьком, арабы без труда сколотили 50-тысячную армию и разбили остатки наемных войск. В этом, конечно, была и моя вина, я не рассчитал, что боевые механики довольно сильно отличаются, и пустил войска двумя отрядами клещами вокруг Средиземного моря. Пока отряд, переправлявшийся через Гибралтар, преодолевал небольшие группки противника в Ливии, в Израиле второй корпус разгромили всухую. Пришлось собирать рекрутов из всех провинций под корень, и своевременная переброска десанта немного сняла напряжение на фронте.
И в этот момент помирает мой второй король, Ришар! У него была куча мужских наследников, а я не был в курсе, что стоит поменять законы на «elder takes it all». От могучей Италии мне остался жалкий огрызок, причем семейке мало было двух других королевств, они отобрали еще и мои графства в вотчине в Северной Италии, так что в середине огрызка зияла здоровенная дыра в пользу отожравшейся Византии. К Византии никаких казус белли не было, поэтому последняя хилая надежда на возврат исконно итальянских земель лежала в области де-юре претензий.
Если в EU была и экспансия, и исследования, плавно расширявшие Ойкумену с части Европы до всего земного шарика за небольшим исключением вроде полюсов недоступности, то в CK с этим намного хуже. Нельзя воевать ни за какие территории, кроме тех, на которые есть претензии. Никакого исследования нет в принципе. Индию видно, но с ней ничего не сделать - слишком далеко. Арабы ближе, но их религия запрещает браки с кяфирами. Крайне ограничено взаимодействие даже с соседями вроде скандинавов или славян. Захардкоженных исторических событий, вроде того же объявления независимости США, на которое монарху положено реагировать по долгу службы, нет. Экономической части игры, даже по невзрачным парадоксовым меркам, по сути, нет. Технологий, которые позволяли британцам отстаивать честь короны в битвах с превосходящими силами противника, нет. Казалось бы, война на том же движке, но воевать скучно - нет ни фронтов, ни большого количества маневренных групп. Зато есть флот, который делает и без того неприятную войну еще более неприятной, поскольку в CK он почти не контрится и постоянно используется для десантов в тыл, из-за чего игрок закапывается в микроменеджменте. За счет этого зачистка территорий компа крайне неудобна.
Впрочем, вести даже такую неудобную экспансию в CK - очень неблагодарное занятие. Смысл иметь два королевства, если одно из них заберет невесть как оказавшийся за рубежом сынок второго наследника? Причем стоит только отпустить кого-нибудь куда-нибудь, например, для экспансии, тот, оказавшись без бдительного надзора, становится сам себе голова и ололо давай жениться на всяком быдле, вырождаться, не матрилинейно выдавать дочек, чудесно же из де Скарпонов становиться Быдлингами! Смотришь на династическое древо, а там твоя ветка наполовину вырожденная, а все остальные либо просто быдло, либо давно сменили фамилию. Таким образом, большая семья оказалась бесполезной, пополняя своими побочными ветвями чужие династии, а то и просто коптя где-нибудь небо без владений. Причем в результате успешного контрджихада владения появляются, но раздавать их некому - мужиков в династии полно, но мало кто их них мой подданный, а женщинам титул не положен.
Итоговый счет игры считается по числу владений разного размера, принадлежащих династии игрока. Но из-за серьезных проблем с целеполаганием и целедостижением, делать в игре особо нечего. Дети рождаются редко, семья постоянно уезжает куда попало, стремительно вырождаясь. Сидишь и закрываешь сообщения вида «еще один болван, которого ты не помнишь, умер и не оставил свою пару претензий наследнику, которого ты в первый раз видишь».
Выведением уберчеловеков интересно заниматься только первые 50 лет, после чего обнаруживается странное: гражданин, полученный продуманным скрещиванием и обучением, со статсами в 2-3 раза выше средних... не дает никаких преимуществ! Да, высокий навык управления дает возможность иметь немного больше владений, но это все равно больше зависит от того, у скольких вассалов стыришь титулы. За высокий уровень дипломатии чуть больше любят вассалы, но в игре этого не заметно, потому что они все равно либо все в восхищении, либо все точат зубы. В EU высокий навык генерала напрямую конвертировался в меньшие потери, в Цивилизации открытие новой технологии сразу дает новые юниты, преображает мир, продвигает игрока к заветному космическому кораблю. В CK же какие-то «Религиозные традиции», дающие через кучу времени, потрясающе, целых +10 у духовенства. Несмотря на военный навык 25 (а это очень много) у предводителя моего войска, исход битв с арабами все равно зависел только от численного перевеса.
Общее впечатление от эпохи, симулятором которой является CK, хорошо описывается цитатой из заставки EU: «Как будто разум окутался саваном, чтобы сойти в могилу, где он оставался много веков. Свет мысли погас». Благородное дело Тайвина Ланнистера подобно сизифову труду: какое наследие ни создавай, властными руками и читами, бездарные наследники все спустят в карты, уступят безжалостной энтропии или алчной толпе таких же знатных скотов.