У бизнеса должен быть один хозяин

Jan 30, 2019 07:35


Получается, что в дороге с попутчиками у меня случаются интересные разговоры. В прошлую субботу ехал с девушкой, которая занимается обучением специалистов для салонов красоты. Она оказалась в сложной ситуации, когда ее желание увеличить размах бизнеса разбилось о полное непонимание инвестора. В этой статье я на ее примере расскажу, почему у бизнеса должен быть один хозяин.


Кристина, её небольшой бизнес и желание большего

Кристина некоторое время имела свою студию обучения профессиям, связанных с красотой девушек. У неё был небольшой кабинет в центре Нижнего Новгорода, один сотрудник, 150 тыс. рублей в месяц «чистыми». В какой-то момент ей показалось, что нынешний бизнес может быть масштабирован. Для этого она привлекла инвестора (женщину). Был разработан бизнес-план, распределены бюджеты, разделены полномочия и роли.

В ходе реализации бизнес-плана возникли проблемы. На этапе отделки нового офиса их «кинула» строительная компания, возникли непредвиденные расходы, открытие сместилось на два месяца. Как следствие, на два месяца Кристина оказалась без какого-либо дохода, потому что её маленькая студия к тому моменту была уже закрыта. Другая проблема заключалась в том, что инвестор не захотел вкладывать больше, чем было оговорено в бизнес-плане, а перераспределил средства. Деньги были изъяты из рекламного бюджета и направлены на «строительную дыру».

Больше бизнес - больше проблем

С грехом пополам студия красоты и школа по обучению была запущена. Денег становилось всё меньше, а клиентов больше не становилось. Можно говорить о разных проблемах. Например, некачественный персонал, после которого клиенты салона не захотели возвращаться вновь. Другая проблема может быть в некачественной работе администраторов, которые не могли ответственно обработать входящий трафик...

Но Кристина назвала другую причину - отсутствие денег на рекламу. По мнению инвестора красивые стены салона, большая и правильная вывеска, приятный администратор -главные слагаемые успеха. И никакие доводы не могли изменить ситуацию.

Реквием по мечте

Кристина раньше зарабатывала 150 тыс. рублей в месяц, а теперь выставляет свой «айфон» на Авито. У неё уже несколько месяцев нет заработка, хотя она закрывает сразу же несколько должностей. Но салон и школа работают «в ноль», а инвестор даже видеть не хочет Кристину…

Чем закончится эта история, я не знаю. Может быть Кристина начнет работать еще и маркетологом. Может быть она начнет привлекать огромный трафи. Может быть сейчас работает фактор безденежья населения после нового года.

Самое обидное во всей истории - не оказалось человека, который направил бы Кристину в нужное русло. Она хотела высоко прыгнуть, при этом была не готова к проблемам большого бизнеса. У нее банально не было опыта в роли директора с большим штатом сотрудников. В итоге разрушила свой бизнес и довела себя до продажи телефона.

Что надо было сделать и как надо делать?

Первое, что нужно было сделать - масштабировать свой бизнес самостоятельно. Когда ты неплохо зарабатываешь, но хочется большего, почему бы не начать рост самому с имеющимися ресурсами? Если кабинет маленький, почему не найти помещение побольше? Если одного сотрудника не хватает, то почему не нанять второго? Если объема заказов недостаточно, то почему бы не увеличить рекламный бюджет и протестировать новые каналы привлечения клиентов? Если чистая прибыль упала, почему не проанализировать причины падения? А если прибыль пошла в рост, то почему бы не произвести итерацию еще раз, наняв ещё сотрудников, увеличив расходы на рекламу?

Ничего нового я не написал. Мои предложения - это типичная история про рост небольшого офлайн-бизнеса. Почему некоторые стремятся обладать тем, в чём они вообще никак не разбираются? Я подвожу вас к главному вопросу этой статьи - у бизнеса должен быть один хозяин.

Почему 1?

Всё просто. Когда вы один, вы рассчитываете только на себя: на свои умственные, материальные, физические возможности. Вы понимаете, какими средствами обладаете. Вы знаете, что сможете самостоятельно решить, рассчитать, спрогнозировать. Вы не ощущаете денег в чужом кармане, куда вы сможете залезть при крайней необходимости. У вас только свои карманы и они, как правило, пусты. Пустые карманы заставляют вас больше и лучше думать. Вам надо думать о том, как получить больше денег от вашего дела, чтобы хоть что-то отягощало карман. Ваш карман. Вас не отвлекают мысли о правильности распределения средств компании. Вас не беспокоит, почему ООО зарегистрировано не на вас, а на друга, инвестора, или кого-то еще. Всё, что вы достигли самостоятельно, без чужой помощи, - ваше. И этого никто не отнимет.

Чужие деньги и чужие возможности убивают в вас инстинкт «бизнес-выживания». Вы начинаете находиться в мире безграничных возможностей. Вы надеетесь на то, что ваш компаньон будет решать за вас проблемы, надеетесь на его понимание и веру в ваши идеи. Почему он должен верить в вас? Вы себя будете успокаивать тем, что делаете общее дело. Но при этом забываете о том, что он себя может успокаивать аналогичными мыслями.

Кто-то сейчас подумает: «Но ведь крупные компании имеют множество собственников, акционеров и т.д.». Безусловно. Но мы здесь не транснациональные корпорации обсуждаем, а обычное микропредприятие в Нижнем Новгороде. А таких компаний в России - большинство. Поэтому давайте возьмем за правило: один бизнес - один хозяин.
Previous post Next post
Up