Наличие образа самого себя у ребенка наиболее ярко проявляется при наблюдении себя в зеркало. Восприятие зеркального образа традиционно связывается в психологии с изучением самосознания. Интерес маленьких детей к зеркалу был описан еще Дарвином. Он указывал, что узнавание себя в зеркале является явным свидетельством наличия у ребенка образа самого себя.
Становление образа себя изучалось в одном экспериментальном исследовании. Методика исследования заключалась в наблюдении и регистрации поведения ребенка перед зеркалом в различных ситуациях: в ситуации с измененной внешностью (ребенку незаметно наносили пятно на лоб или надевали ватную повязку на ухо); в ситуации с присутствием близкого взрослого; в ситуации с игрушкой, находящейся сзади ребенка, но отраженной в зеркале и других. Направленность поведения малыша на самого себя (попытка стереть пятно или снять повязку) свидетельствовала об узнавании себя в зеркале. Направленность действия на зеркало или зеркальное отражение говорило о том, что ребенок не соотносит себя с воспринимаемым зеркальным отражением и не узнает себя. В исследовании принимали участие дети из семьи и воспитанники дома ребенка.
Результаты исследования выявили яркие различия в восприятии и отношении к своему зеркальному отражению у воспитанников детского дома по сравнению с детьми из семьи. У детей из семьи наблюдался стойкий интерес к своему зеркальному отражению, сопровождавшийся интенсивными положительными эмоциями. К концу второго полугодия семейные дети уверенно узнавали себя в зеркале: охотно играли со своим зеркальным отражением (гримасничали, строили рожи), использовали зеркало как средство коррекции своего внешнего облика (снимали повязку с головы, пытались стереть пятно со лба). Такому узнаванию предшествовал довольно длительный процесс построения конкретных представлений о себе, который наблюдается у семейных детей. Например, малыш размахивает рукой, перебирает пальчиками, постукивает по зеркалу и одновременно наблюдает за отражением своей руки в зеркале. Затем, совершив движение, переводит взгляд на реальную руку, после чего рассматривает свое лицо, глаза. Часто ребенок попеременно смотрит то на руку, то на ее отражение и устанавливает контакт с глазами, связывая свои действия в единое целое. Характерными являются паузы, прерывающие действия ребенка: он совершает действие, останавливается, замерев, снова размахивает и снова останавливается, внимательно глядя в зеркало и радуясь произведенному эффекту. В этой картине четко просматривается формирование представлений младенца о себе и своих возможностях, о которых он узнает через зеркало. Узнавание себя всегда приносит детям радостные эмоции.
У воспитанников дома ребенка восприятие своего отображения в зеркале вызвало в основном отрицательные экспрессии (настороженность, тревогу, испуг, отворачивание), особенно когда они находились «один на один» с зеркалом. У них было значительно меньше действий, направленных на себя, и больше - направленных на зеркало. Например, увидев в зеркале мальчика с повязкой на ухе, дети тянулись не к своей голове, а к зеркалу, пытаясь потрогать повязку.
Дефицит личностного и эмоционального отношения, который испытывают дети в домах ребенка, и отсутствие у них положительного эмоционального самоощущения приводят к аморфности и неустойчивости собственного образа. Они не узнают себя в зеркале и не интересуются своим отображением, стремятся избежать неприятных и новых впечатлений. В отличие от них дети, растущие в семье и имеющие богатый и благоприятный опыт общения с близкими взрослыми, проявляют стойкий интерес к своему отражению и уже во втором полугодии уверенно узнают себя в зеркале. Положительное самоощущение, сформировавшееся у этих детей в первом полугодии, дает им переживание своей уникальности, значимости для окружающих, ощущения себя как источника разнообразной активности. Во втором полугодии начинает формироваться переживание ребенком себя как действующего начала не только в общении со взрослыми, но и в предметных действиях. Острое переживание себя как активного, действующего начала наиболее ярко выступает в кризисе первого года.
Из книги Елены Смирновой «Ползунки и ходунки»