Как «Автопортрет Бенвенуто Челлини» расползался по интернету
Nov 18, 2019 08:12
Вот еще одна история из моей любимой рубрики "Интернету нельзя верить".
Знаете ли вы, что у одного российского коллекционера есть совершенно уникальная картина стоимостью в 100 миллионов долларов? Автопортрет самого Бенвенуто Челлини (скульптора и ювелира, от которого в принципе живописи не сохранилось).
Как так же? Следите за руками.
Картина, называемая своим владельцем "Автопортрет Бенвенуто Челлини". Фото с выставки в ВМДПНИ.
2004 год: Основатель косметической компании Green Mama Олег Насобин вместе с женой Ириной, путешествуя по Франции, заезжает на блошиный рынок в городке Файанс. Там он пересекается с торговцем аборигеном и делает его счастливым.
Вид Файанса
Привожу цитаты из главы из книги Насобина, опубликованной в Forbes.
"...В Фаянсе антикварные ярмарки устраиваются пару раз ежегодно. Под это мероприятие отведено пространство примерно с полгектара, на котором размещены всякие строения, домики, времянки и шатры. Сюда съезжаются как небольшие галереи, так и частные торговцы. Солнце нещадно жарило во всю свою южную мощь, и потому я с удовольствием завернул в одно из строений. По тесной скрипучей лестнице поднялся на второй этаж… Равнодушно скользнул взглядом по прилавкам, проходя в другую комнату, и вдруг меня будто пронзило током. Прямо на стене передо мной висел портрет потрясающей силы. На нем был изображен немолодой задумчивый человек, чей глубокий проницательный взгляд свидетельствовал о незаурядном уме мыслителя и философа. При этом от картины буквально волнами исходили с трудом сдерживаемая внутренняя мощь, затаенная тоска и не вполне удавшееся смирение бунтаря… Я вперился взглядом в портрет и не мог отвести глаз. Потом взял себя в руки и спросил миловидную женщину лет сорока, сидевшую рядом: - Это ваше?
- Да. - Э... Это продается? - Да, конечно. Вам нравится? Мне тоже. Он такой задумчивый…
Продавец сначала назвала цену €4000, но в конце концов мы сошлись на €3200.
Вот эта картина. (Подписи к картинам будут уже от моего лица, на всяк. сл. уточняю).
...Приехав домой (...) Я решительно снял картину со стены и вынул ее из рамы. В процессе расправы над богато облепленным позолотой гипсом нас ждал еще один сюрприз этого дня. На одной из тех самых угловых вставок чья-то рука написала несколько слов графитовым черным карандашом. Надпись гласила: «Голова мужчины. Бенвенуто Челлини». Позвольте… Челлини? Это какой же Челлини? Тот самый Челлини?! Разве он был художником? Ну мало ли что пишут на некрасивых рамках картин? Нет, нет, решительно этого не может быть. Но интересно…
(...) Прежде всего мы выяснили, как во Франции осуществляется регистрация ценных произведений изобразительного искусства, каков порядок их вывоза за границу (...) Мы отправили в Минкульт заявку, для пущей ясности указав, что речь идет предположительно об автопортрете Бенвенуто, и стали ждать ответа. Еще раз повторю: эксперты обязаны были осмотреть работу лично. Однако мы находились во Франции, и здесь имели место свои нюансы: возможно, наше дело попало в руки «искусствоведа» перед обедом или в пятницу. Возможно, этот «искусствовед» оказался одним из тех, кто считает себя «великим», и просто поленился. Я не знаю… Однако факт остается фактом: работник Минкульта не стал заморачиваться с осмотром «автопортрета Бенвенуто Челлини» и просто взял да и выписал сертификат. Этот документ упаковали в обычный конверт и отправили его к нам по почте. Вот этот простой факт, нелепое происшествие, направило потом судьбу картины и нашу жизнь по весьма и весьма тернистому пути.
Тут надо бы сравнить "автопортрет" с другими картинами Челлини, но, увы, ни одной таковой нетути. Давайте по аналогии. Годы жизни Челлини - 1500-1570. Предположим, он решил написать свой автопортрет в возрасте около 50 лет. Давайте взглянем, в какой стилистике писали автопортреты в Италии 1550-х годов. Алессандро Аллори. Автопортрет. 1555
Тициан. Автопортрет. Ок. 1562 года. Посмотрите, как выглядят морщины у художника, который жил до рождения Рембрандта. И сравните с обсуждаемой картиной.
(...) Я написал письма в Лувр, предлагая дирекции свое сотрудничество и обращая ее внимание на трагическое недоразумение. Напрасно. Ответа на этот раз мы и вовсе не получили. (...)
Впоследствии я слышал от различных искусствоведов и экспертов, что в исключительных случаях некоторые особо влиятельные музеи или академические кланы могут «наложить руку» на произведение изобразительного искусства. Термин «наложить руку» означает, по сути, тотальную блокаду со стороны авторитетных экспертов, которая делает продажу или официальное признание картины невозможными. По теме Челлини ведущих экспертов совсем мало: всего-то от силы четыре-пять человек на всю планету. Десятка звонков вполне достаточно, чтобы наглухо перекрыть кислород не только в высшем, но и во втором, и в третьем эшелонах иерархии искусствоведов-экспертов. Я не сомневаюсь, что наши противники так и поступили. Началась блокада. С этого момента все коммерческие специалисты отказывались даже взглянуть на картину, под любым предлогом избегая встречи с ней.
Вот так выглядят морщины на портретах, написанных уже после Рембрандта, и особенно в конце 18 - 19 веках. Понимание телесности становится совсем другим. Ф.А. Венсан. Греческий священник. 1782
Орест Кипренский. Портрет А.К. Швальбе. 1804
2005 год:
(...) Посовещавшись со своими пиар-специалистами, мы решились обезопасить судьбу картины путем показа ее на пресс-конференции в Париже в сентябре 2005 года. К тому дню у нас уже были в наличии результаты исследований и заключения экспертов.
Приглашения и синопсис мероприятия были разосланы по теле-, радиостанциям и в СМИ Франции, Италии, Испании, Германии, Великобритании, Австрии, Швейцарии, Японии и других стран. Пригласили представителей всех крупных музеев и иностранных посольств в Париже. Только некоторые из приглашенных, извинившись, предупредили нас, что не смогут посетить пресс-конференцию: среди них были музей Барджелло во Флоренции и Венский музей. Еще, кажется, Ватикан прислал нам вежливое письмо с отказом. Остальные не ответили, и поэтому мы ожидали, что хотя бы половина из них придет.
Мы ожидали аншлаг, а увидели почти пустой зал - всего-навсего человек двадцать пять. Я сам снял шелковое покрывало с портрета, и его многократно сфотографировали представители прессы. А затем по плану началась самая ответственная часть: ответы на вопросы. Эксперты держались молодцом, они четко и понятно излагали свое мнение относительно картины, личности Челлини и датировки. Спрашивали и о том, почему картина так хорошо сохранилась. На что наш реставратор мадам Прамс, эксперт, аккредитованный при Апелляционном суде Парижа, четко возразила, что картина выглядит в соответствии со своим почтенным возрастом, принимая во внимание технику письма и основу, на которой она выполнена.
После окончания конференции эксперты активно давали интервью на камеры ТВ, однако у меня оставалось какое-то горькое чувство - я все-таки рассчитывал на гораздо больший интерес. Из посольств не пришел почти никто. Музеев тоже не было. Мы ужинали с друзьями, а я чувствовал себя плохо, как побитый пес. (...)
После этого в сети появляются подобные пресс-релизы на русском языке:
"...2005 год потряс мир искусства новостями о поистине феноменальном открытии. Единственная известная картина Бенвенуто Челлини - представителя итальянского возрождения 16-го века, труды которого приравнивают к достижениям Леонардо да Винчи, - была найдена в частной коллекции. С тех пор владелец предпринял поистине колоссальные меры по обеспечению безопасности, проведению исследований и анализу этого бесценного произведения искусства. Затянувшийся на несколько лет процесс потребовал вложения 200 тыс. евро. К анализу картины были привлечены многочисленные эксперты и профессиональные организации, включая Арт-фонд Тамойкиных (TAF), который и был назначен хранителем автопортрета Челлини. По результатам тщательного исследования фонд смог определить ценность столь редкого исторического артефакта. Стоимость автопортрета Челлини составляет 107 млн. евро. В данный момент Арт-фонд Тамойкиных готовится к международной презентации данного объекта мирового культурного наследия..." http://www.kremlinrus.ru/news/164/85092/
Одинаковые пресс-релизы закинуты на Ленту.ру и ТАСС, и опубликованы там.
Для сравнения: "старые мастера", в отличие от модернистов, на аукционах стоят не очень дорого. Вот рекорды: 2015 год -- 180 миллионов за парные портреты супругов кисти Рембрандта, с безупречным провенансом, от Ротшильдов.
Тициан: 2003 год, 70 миллионов, портрет Альфонсо д'Авалоса, принадлежавший Потоцким (как я уже говорила, история бытования картины -- важнейшее доказательство ее подлинности). Кстати, картина 1533 года, Челлини в ту эпоху работал, еще раз сравните стили.
2012 год владелец показывает ее на выставке частных коллекций в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве. Это коммерческий проект -- заплатил деньги, арендовал зал. Он выставил только 1 свою картину. Сопровождалась она вот таким визуальным рядом ( спасибо сохранившему картинки).
Владелец пишет и издает книгу. Ее аннотация (без комментариев):
"Известный бизнесмен, коллекционер живописи случайно совершает выдающееся открытие: в его руки попадает автопортрет Кровавого Ювелира, мистического Бенвенуто Челлини. Картина, которая исчезла из поля зрения публики 450 лет назад. Действие разворачивается в современной Франции, полной противоречий стране, а так же в Лондоне, Нью-Йорке, Москве и Италии. Книга содержит точное описание тайных переговоров на самом высшем уровне, а так же противостояния разведок нескольких государств. Бизнесмен попадает под безжалостный пресс спецслужб, подвергается провокациям, шантажу и давлению. Его любовница оказывается офицером французской контрразведки ДСРИ. Спецслужбы принимают коллекционера за представителя каких-то влиятельных сил и групп, они развивают совершенно неадекватные усилия в попытке разгадать тайну, которой нет."
2014 год: Насобин опубликовал солидно и наукообразно выглядящую статью об этом предмете в искусствоведческом журнале РГГУ.
***
Но я ведь обещала рассказать, как картина именно что расползлась, причем не только по рунету, но и по иностранным публикациям. Алгоритм даю на примере данной картины, но применим во многих других случаях, в нашу эпоху пост-правды. Итак:
1) Изучаешь правила работы Википедии сам; или находишь того, кто умеет редактировать. Есть достаточное количество людей, которые помогут тебе самопорекламироваться за деньги $$$. Администраторы википедии их разоблачают и блокируют, поэтому результат (сохранение статьи надолго) тебе никто не гарантирует, надежней самому научиться.
2) Пишешь большую и наукообразную статью о твоем предмете, снабжая его огромным количеством ссылок. В данном случае тема интернациональная, поэтому подготовка к вливанию информации была масштабная. Обычно ограничиваются только русским языком. Но тут 3 сентября 2018 года в английскую википедию совершенно новорожденным участником была залита солидная и при первом рассмотрении приличная статья Portraits of Benvenuto Cellini. (Тут еще расходы $$$: надо твой текст чтобы образцово кто-то качественно перевел на английский язык, а то там местные будут придираться). Ее снабдили обсуждаемым портретом, причем это сделал типа другой юзер. Главное, что картинка теперь стоит самой первой, вверху статьи.
Скриншот старой версии английской статьи
3) Потом другой новорожденный участник в течение 2 недель таким же крупным заливанием сделал аналогичные статьи на испанском, итальянском и украинским ($$$ за перевод). Солидный подлесок готов, теперь можно то же самое сделать со статьей "Портреты Бенвенуто Челлини" на русском языке, поставив туда свою картинку. Еще на файлохранилище Викимедии можно залить много-много версий файла, причем включая в большом разрешении, чтобы люди брали качественный файл и печатали его в книжках. Это все способствует популяризации твоего открытия среди широких масс.
Скриншот старой версии русской статьи
4) Потом идешь в статьи непосредственно уже о самом Бенвенуто Челлини, убираешь из главной иллюстрации то, что там стояло давно, и веками считалось его традиционным изображением, и ставишь своё. Делаешь так во всех языковых версиях Википедии, куда можешь дотянуться. Солидный фундамент ты ведь уже предварительно обеспечил.
5) Гугл сильно дружит с википедией, и при поиске подсасывает в выдаче результатов то, что в статье о запросе стоит главной иллюстрацией. Люди смотрят, не проверяют и ставят куда попало (а как по-нормальному проверять картинки из интернета я писала тут).
И все, это необратимо? Нет. Лавина эта остановима. Происходит это так:
1) Некто в интернете, из профессионалов в области искусства, обратил внимание на этот автопортрет и написал о проблеме -- что это, мол, не доказанный автопортрет, а везде начал широко расходиться.
2) Некий бдительного википедист почитал того профессионала и решил проверить. Проверил и понял, что действительно странно. Попытался решить проблему своими силами -- убрал спорную картину из статей "Портреты Бенвенуто Челлини" и просто "Бенвенуто Челлини" на разных языках.
3) Но автор тех статей, сторонник версии об истинности автопортрета, бдит, несмотря на то, что за прошедший год в Википедии вообще больше никак не отмечался. (А это плохой признак, свидетельствующий об его ангажированности -- подлинные википедисты -- они подсевшие на проект, и каждый день пишут хоть что-нибудь о чем угодно). Он пришел в свои родные статьи и "откатил" правки бдительного википедиста, начав "войну правок".
4) Бдительный википедист подал сигнал русскоязычным админам, админам на других языках и админам фотохостинга Википедии. (Все это происходит крайне медленно, может месяцами тянуться). Администраторы убрали "автопортрет" как неподкрепленную авторитетными источниками теорию, защитили статьи от редактирования непроверенными участниками (потому что "войны правок" продолжались), потом начали блокировать автора, который постоянно возвращался под новыми аккаунтами. На сегодняшний день проблема не решена только в украинской версии.
5) Дальше, зная психологию того, как это происходит в Википедии, автор теории и популяризатор портрета будет возвращаться и возвращаться, пытаться его снова вставлять, например, в чукотской или филиппинской версиях, жаловаться одним админам на других и так далее. _____
Для расширения кругозора даю еще список ключевых утверждений -- если вы встречаете их в интервью любого коллекционера, то сами решайте, к какой категории его относить:
Это заговор искусствоведов. Ученые специально сговорились не поддверждать подлинность [моей] картины, потому что... (варианты: чтобы не сбивать цены на то, с чего они сами кормятся; чтобы не признаваться в своих ошибках; из гонора; потому что они ненавидят всех русских и считают их бандитами; любая другая причина)
Я купил это совершенно случайно за сущие копейки. Конечно, никто из предыдущих владельцев не мог догадаться о его настоящей ценности.
Какая разница, где эта вещь была в предыдущие века? Ценность доказанного провенанса преувеличена.
Искусствоведы не правы, говоря, что по стилистике эта вещь относится совершенно к другой эпохе. Да, этот эксперт из Третьяковки, и этот из Русского музея, а этот -- из Центра Грабарей; и они все не правы. Мой эксперт из одного прекрасного антикварного магазина в Афинах, где уже несколько поколений занимаются русским искусством, он гарантирует подлинность.
Я активно борюсь за доказательство того, что моя картина -- настоящая. Я нанимаю пиар-агентство, спонсирую ученых, статьи, монографии, даже романы в твердой обложке. Еще вот недавно снял документальное кино про мой предмет. Пожалуйста, опубликуйте мой пресс-релиз без изменений. Нет, Эрмитаж отказался брать его на временные выставки, но это потому что мой конкурент дает им много денег, и они просто куплены им.
Я бизнесмен, но из-за этих неправильных искусствоведов сам увлекся наукой и получил третье высшее образование в области искусства (за рубежом, конечно). Я пишу научные статьи и выступаю экспертом.
Слушайте, это неправда, что настоящая "Мона Лиза" находится в Лувре. Там копия. Настоящая-то -- у меня, и я твердо намерен это доказать. Я создал специальный фонд, занимающийся этим проектом, и у меня огромная пачка документов с доказательствами, экспертизами. Я подаю в суд на всех, кто утверждает, что я неправ.
Можете проверить по вышеперечисленным пунктам, к примеру, это интервью Топоровского (того самого, который выставлял авангард в Генте).