В послевоенных США, когда
Часы Судного дня показывали, что мир стоит на пороге гибели, а предусмотрительные американцы копали себе бункеры и покупали консервы, художники создали много изображений гибели символа страны -- города Нью-Йорка.
Цели порой были назидательные, порой предостерегающие или обучающие. Картинка, в любом случае, получалась впечатляющей.
В 1950 году журнал Collier's посвятил этой теме номер и обложку (
источник).
Автор иллюстраций
Chesley Bonestell -- он создал самые запоминающиеся вещи на этот сюжет.
Это был разворот, представляю, какое он производил впечатление.
(Оригиналы написаны маслом,
некоторые в музее истории НЙ)
два фрагмента иллюстрации выше
Это второй разворот (?), фрагментами. Целиком не нашла
(с) Heritage Auctions На
выставке (кажется, вторая горизонтальная мне вообще не попалась отдельно)
Вот другие рисунки из этого же номера журнала, автор Birney Lettick,
не живопись, а дизайн (причем обратите внимание на остатки эстетики ар-деко в графиках).
Эта послабее
Вот еще взрывы кисти Ч. Боунстелла (из других источников)
Destruction by Chesley Bonestell, 1952
(c) auction Очень интересно разглядывать рисунки этого периода, поскольку они созданы художниками, чье видение еще не изменено голливудскими блокбастерами.
Его же работа
The H Bomb Hits Lower New York City;
preparatory for "The Sword and the Bible", 'This Week', October 21, 1953, a Sunday supplement
И в тему -- его же работа про ядерную бомбардировку Москвы
Collier's magazine October 27 1951, Nuclear attack on Moscow
Боунстелл делает это с помощью живописи, и изображение пламени его завораживает.
Прочие авторы, рисовавшие на эту тему не имели, видимо, такого мастерства в данной технике, и оттого далее идет у нас графика.
Рисунки, в отличие от масла, все же производят другое впечатление, не такое реалистичное, согласитесь.
We have now entered the Atomic Age by Lester Quade, 1952
Mr. America, from January 1953
(
отсюда)
Вот это, подозреваю, кадр какого-то комикса.
Посмотрите, это то же самое, что делал Билибин -- по методу, но насколько страшная тема мешает это разглядеть.
Обложка итальянского журнала, 1948 год
Автор утерян, аллегорический рисунок
Показывать Статую Свободы в сложной ситуации -- это уже штамп для обозначении беды.
Вот фрагмент
агитационного плаката 1918 года.
***
Эта иконография, кстати, не выросла на ровном месте. В 19 веке можно найти достаточное количество картин, где пламя становится главной темой, например, пожары на кораблях.
Но для жирной точки поставлю в сравнение
это полотно 1852 года художника Джона Мартина. Которое называется "Уничтожение Содома и Гоморры". Сравните используемые художниками разных веков методы.