Смириться до конца
Монахиня Евфимия (Аксаментова)
Вспоминая лаврского духовника - архимандрита Кирилла (Павлова)
8 октября 2021 года исполняется 102 года со дня рождения архимандрита Кирилла (Павлова). «Монастырский вестник» не раз публиковал воспоминания духовных чад батюшки. Книги о нем продолжают выходить в разных издательствах. Его любовь и сострадание к людям навсегда останутся в сердцах тех, кто знал батюшку при жизни. Но и для всех нас, его современников, он является примером евангельского отношения к Богу и ближнему. Вечная память дорогому отцу Кириллу!
«Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, быть тише воды, ниже травы, и всем - мое почтение!» - это общеизвестное изречение преп. Амвросия Оптинского отец Кирилл особенно любил. Он повторял его так часто и с таким искренним воодушевлением, что оно стало уже восприниматься как его собственное и, конечно, оно было созвучно с его личным духовным настроем.
Можно сказать, что для батюшки в этих словах заключалась некая концентрированная и вместе с тем простая и скромная правда о христианском образе отношений с миром: «Всем - мое почтение!».
Простота не делала эти отношения примитивными, скорее, придавала им некую евангельскую легкость - бремя мое легко есть, избавляла от рабства тяжеловесных помыслов… Почтительное и благодушное восприятие любых жизненных испытаний сообщало силы к их преодолению.
Прожив почти столетие, отец Кирилл ушел в иной мир нашим современником - мы были свидетелями достаточно большого отрезка жизненного пути батюшки. Наконец, перед нашим взором прошли беспримерные страдания последних 13 лет его жизни.
И эти страдания стали в нашем восприятии не завершением, а каким-то таинственным продолжением его пастырского служения - венцом его преданности Христу и любви к добродетели смирения.
Конечно, о глубинах его монашеского подвига мы не можем судить в полной мере: внутренняя жизнь отца Кирилла осталась ведомой только Творцу всяческих или, как говорится в жизнеописании прп. Макария Египетского, - «Жизнь его, сокровенная во Христе, осталась сокрытою и для нас»[1]. Но все-таки мы можем - и этого никто не отнимет у нас - если и не научиться следовать его примеру вполне, то хотя бы не забыть о нем в свой час испытаний; если и не стать подлинными подражателями его смирения, то хотя бы время от времени согревать свою душу памятованием о нем или, по слову Пимена Великого, «стоя вне, услышать звук его голоса»
[2].
Поколение иноков, к которому принадлежал архимандрит Кирилл - поколение послевоенное, точнее, - поколение фронтовиков. Но за плечами у этого поколения стояла не только страшная, кровопролитная война - они видели развал страны, голод, коллективизацию, десятилетия репрессий… Основы христианского мироощущения начали расшатываться в России еще задолго до октябрьского переворота и юность батюшки (он родился в 1919 г.) проходила уже в период, когда новая государственная власть активно насаждала в стране атеизм, уничтожая «классовых врагов», первыми среди которых были, конечно же, монашество и духовенство.
То христианство, с которым батюшка вступил в свою жизнь, - было христианством скромного домашнего благочестия и той добропорядочности нравов, которая, как и религиозность, была в простой среде русского крестьянства чем-то само собою разумеющимся, естественным. Как людей тяжелого крестьянского труда, родителей отца Кирилла не коснулись репрессии. Хотя батюшка вспоминал, что особый чемоданчик, который в ту пору был собран во многих семьях, стоял наготове и у его отца. Папа, Дмитрий Афанасьевич, пользовался среди местных крестьян определенным нравственным авторитетом - к нему приходили за советом и он, как и всякий тогда порядочный и совестливый человек мог подвергнуться наговорам завистливых недоброжелателей, что происходило на каждом шагу. К тому же он любил посещать храм и, кстати, до самой кончины своей в 1964 году, пел в церковном хоре - это всегда было большим для него утешением и внутренней потребностью. Иногда, как рассказывал батюшка, отец его, после тяжелого рабочего дня приходил домой, ложился и, повернувшись лицом к стене, беззвучно плакал… Что переживали все эти простые, честные люди, на глазах которых рушилось все лучшее в их Отечестве? ...Такими, наполненными молчаливым горем близких, были первые детские впечатления.
Дальнейшая жизнь батюшки проходила в вынужденной разлуке с родным домом: после трех классов начального образования он должен был переселиться от родителей и сестер, к старшему брату Адриану, чтобы продолжить образование в школе, где брат преподавал русский язык и литературу. Любя брата, батюшка тем не менее вспоминал об этом периоде с оттенком печали, как о времени полного отрыва от какой-либо религиозной жизни.
Довоенные годы своей учебы в Касимовском индустриальном техникуме и последующую работу на металлургическом комбинате отец Кирилл так же вспоминал как пору тягостной, мучительной неудовлетворенности… Да и обстановка вокруг тоже не могла не удручать, если не вселять скрытый ужас - люди, с которыми еще вчера он сидел за одной партой, трудился у одного станка, то и дело исчезали, увозимые «черными воронками»…
И лишь война, со всей ее беспощадной жестокостью, со всем ее непередаваемым трагизмом внесла вдруг предельную ясность в мироощущение будущего лаврского духовника. Знакомство с Евангелием, обнаруженным среди руин в разгромленном и совершенно мертвом Сталинграде, произвело неожиданный по своей силе внутренний толчок, оживило веру, внесло в сердце мир и благодатное воодушевление. Впечатление от слова Божиего было настолько сильным, что на всю последующую жизнь именно чтение Евангелия станет для батюшки основным духовным деланием, главным для него источником просвещения и укрепления.
… В 1943 году, в Тамбове, где располагалась какое-то время их часть, батюшка присутствовал на богослужении в единственном на весь город храме. Храм был полон молящихся, звучала проникновенная проповедь, люди плакали… Весь храм плакал очистительными слезами покаяния… Решение безраздельно посвятить свою жизнь, если, конечно, выживет, служению Богу и людям пришло именно тогда…
Упомянуть эту биографическую предысторию важно, так как она теснейшим образом связана с характером и особенностями последующего монашеского подвига отца Кирилла. Жертвенность, с какою нес батюшка свой монашеский крест, уходила своими корнями в опыт войны. Этот суровый опыт не оставлял места никакой пустой мечтательности - прежде всего нужно было всего себя отдать людям… Пришедший в семинарию и монастырь в солдатской гимнастерке, познавший, что такое боль, смерть и людское горе не умозрительно, не понаслышке, он уже обладал определенной духовной зрелостью. Во всяком случае, что такое «память смертная» фронтовики усвоили крепко.
Конечно, была необходимость в классической монашеской духовной школе, но о такой школе и подумать никто не мог в стране, где атеизм был частью внутренней политики государства, где уничтожались монастыри и вместе с ними разрушалась духовная преемственность. Отдельные очаги, где еще существовала такая преемственность, сохранял Господь, но Церковь Русская и русское монашество в годы гонений, что и говорить, понесли невосполнимый урон.
Монастырская жизнь Троице-Сергиевой Лавры, переданной Церкви в 1946 году, начиналась практически с нуля. И жизнь эта держалась на горении духа таких вот фронтовиков, да еще тех немногих, кто уцелел после лагерей и ссылок.
Ивана Павлова еще со времен семинарского и академического кителя помнили, как студента, никогда не расстававшегося с томиком Евангелия, серьезно прилежавшего к учебе, к богослужению, и при этом - всегда отзывчивого, открытого к общению, приветливого и радушного…
А время было и трудное, и голодное - духовные школы только-только в 1948 году переехали из стен Новодевичьего монастыря в стены Лавры, шли объемные восстановительные работы - это все ложилось на плечи и учащихся тоже. Лавра представляла собою печальное зрелище - кругом царило запустение… Но радость от осознания того, что в Великой войне одержана победа, а впереди была возможность подвизаться ради Господа, окрыляла и не давала места усталости и унынию.
Однако уже в Академии Иван Павлов решится написать письмо в Глинскую Пустынь с просьбой к настоятелю принять его в число братии после окончания учебы. Батюшке ответили, что при всем желании иметь его у себя в братстве - с академическим образованием в Глинскую его не пустит светская власть, зорко следящая за жизнью Церкви. Такое было время…
Эту попытку поступить в Глинскую мы сегодня можем рассматривать, как указатель на то, что, батюшке все же хотелось более уединенного подвига при обязательном наличии духовного руководства, а Глинская Пустынь, куда в 1942 году вернулись из ссылок ее лучшие насельники, была на тот период, пожалуй, единственным местом, где можно было приобщиться к классической духовной школе. Пришлось отказаться от этой мечты, смириться и принять те обстоятельства, какие сложились.
Отец Кирилл поступил в братство Лавры, где в совокупности с подвигами иноческими, ему предстояло, как и многим, понести труды пастырского служения. Народ, шедший в обитель преподобного Сергия, испытал столько горя и так изголодался по духовной пище! …Нагрузка для духовенства была колоссальной.
Известно, что отец Кирилл, уже будучи насельником Лавры, довольно часто впоследствии посещал Глинскую, поддерживал отношения с ее ныне прославленными подвижниками, бывал и у митрополита Зиновия (Мажуги), тоже прославленного Церковью, тепло общался так же и со святителем Афанасием (Сахаровым)… Батюшка искал совета опытных, искал духовного назидания, но, по большому счету, главным его духовным руководителем всегда оставалось Евангелие. Он покорно принимал и терпел те жизненные обстоятельства, в какие поставлял его Господь, - эта смиренная любовь ко Христу, кроткое доверие Его Промыслу, как мы теперь можем судить, не были посрамлены и принесли духовный плод. При своей постоянной погруженности в суету монастырских послушаний и крайнем переутомлении батюшка всегда сохранял внутренний мир.
Уже в 1962 году, незадолго до своей кончины, святитель Афанасий Ковровский писал благочинному Лавры с просьбой поберечь отца Кирилла, снять с него часть его обязанностей и дать ему возможность прилежать на том поприще, где он принес бы гораздо более неоценимую пользу, чем трудясь в бухгалтерии или в качестве кассира… Но трудов не уменьшилось: батюшка исповедовал народ, исповедовал братию и студентов, писал бухгалтерские отчеты, выдавал деньги рабочим, был назначен казначеем, а став братским духовником - еще и печатал ночами на пишущей машинке бланки для ставленнических исповедей...
Неоднократно посещали батюшку и тяжелые недуги… Так, по воспоминаниям очевидцев, во время обострения язвенной болезни отец Кирилл порой буквально изнемогал от истощения, не мог совершенно вкушать пищу и пил только воду, хотя на график его загруженности это не влияло. Удачная операция спасла его от голодной смерти в прямом смысле, но все равно - каждый Великий пост нагрузка у батюшки была настолько серьезной, что к Пасхе он заметно терял в весе, пасхальная митра становилась ему велика и то и дело спадала на глаза…
По рассказам тех, кто знал батюшку с 60-х годов, если у других духовников окормлялась молодежь и интеллигенция и попасть к ним считалось престижным, то отец Кирилл уже тогда «возился» в основном со старушками, с людьми простыми - они требовали не столько богословских бесед, сколько глубокого терпения, сострадания и вхождения в их бытовые нужды и горести. О батюшке в этой связи некоторые отзывались с оттенком пренебрежения, мол, только со старухами и занимается, а стало быть, и сам ничего особенного из себя не представляет. Видеть в отце Кирилле его подлинную духовную высоту многие начнут значительно позднее…
Продолжение здесь
https://shabdua.livejournal.com/8532591.html