Окончание. Начало здесь:
https://shabdua.livejournal.com/8532477.html Но в целом, можно сказать, что внешняя сторона жизни отца Кирилла в Лавре не выделялась на фоне общих братских трудовых будней. Как бы батюшка ни трудился, - это не носило у него оттенка какого-то исключительного напряженного подвижничества. Всегда ровен, он словно шел обычным для всех, средним путем. Но как братский духовник он, конечно, был примером самодисциплины и собранности.
Отец Кирилл с предельной пунктуальностью относился к монастырскому уставу, не позволяя себе ни опоздать на «братский», ни пропустить богослужение или
общую трапезу. Поступавшая в Лавру молодежь подчас искала большего, чем сулил им распорядок устава, но батюшка удерживал пылкую и самонадеянную молодость в рамках трезвой рассудительности, призывая прежде всего навыкнуть установленным традициям. И ему нельзя было не довериться - мирность и радость, которые он, казалось, излучал, свидетельствовали, что плоды Духа собираются как раз там, где любовью и смирением наполнено именно обычное и повседневное.
Пытаясь в небольшой статье осмыслить характерные черты духовного облика батюшки, мы, - наше поколение знавших его, - вспоминаем уже именитого духовника, седовласого старца. Но «именитый» духовник на закате лет своей жизни оставался все таким же скромным и человеколюбивым слугой для всех, да и старцем сам себя не считал. Не появилось в нем с годами ни властности, ни чувства собственной значимости. Сегодня стало модным называть его «духовником трех патриархов» - сам отец Кирилл никогда бы не отозвался о себе в таком ключе, ибо и на самом деле все обстояло значительно скромнее, чем хочется праздному человеческому воображению.
Вот исповеди простого народа были действительно основным послушанием батюшки всю его жизнь и наполняли его сердце великим состраданием.
Отец Кирилл не просто жалел человека, пришедшего к нему на исповедь, - он верил в него, он уважал особенности душевного склада и обстоятельства каждого. Подчас ему приходилось годами ждать внутреннего роста человека, чтобы сделать необходимое замечание и при этом не обидеть, не поранить его. Ведь люди подчас не способны прислушаться к совету, хотя и измучены своей немощью… Об этом нельзя забывать, когда мы говорим о служении духовника. Человек - это далеко не всегда чуткость и совестливость, но это и необоснованные обиды, и недоверие, и несносный характер, и невоспитанность, и неблагодарность… Подобное порою не в силах терпеть друг в друге и самые близкие, и всю эту боль из раза в раз «должен и обязан» пропускать через свое сердце духовник.
Батюшка умел терпеть и ждать с какою-то интеллигентной кротостью, покуда совесть у человека не начинала, наконец, пробуждаться. Он словно предавал тебя в руки Бога возделывающего, скромно отступая в сторону. Примечательно, что и привычное словосочетание «мое духовное чадо» практически никогда не употреблялось им ни в прямой речи, ни в переписке.
Все - Божии, и все - во власти Его. Потому-то о тех, кто приходил к нему за советом, невозможно было сказать: «вот кирилловские» - такому определению просто не из чего было возникнуть.
Не было у батюшки и снисходительно-покровительственного отношения к людям; никогда он не дерзал императивно провозглашать «волю Божию».
В своей «срединной» бесхитростной простоте он оказывался выше любой изысканной усложненности. В своем понимании человека, как личности, - выше всевозможных человеческих сообществ, кланов и идеологических группировок. Для него не существовало любимчиков и чужих - он оставался почтительным мудрецом в любой щекотливой и трудной ситуации, и это многих отрезвляло, объединяло, многих пробуждало и настраивало на мирный, дружелюбный лад. Он не гнушался и теми, от кого «за провинности» отворачивались другие духовники, а и такие случаи бывали. Отец Кирилл поддерживал и утешал таких «отвергнутых», когда они в отчаянии приходили к дверям его кельи.
«Кто я такой? - с улыбкой говорил он о себе, - я не прозорливец, я всего лишь посредственность, мое дело - выслушать». Казалось, он сам не ведал сколько преображающего благородства было в этой «посредственности».
В 90-е, так называемые послеперестроечные годы, когда отцу Кириллу было уже за семьдесят, на него обрушилась настоящая лавина посетителей. Это было время, когда с одной стороны открывались храмы и духовные учебные заведения, монастыри, а с другой - люди страдали от безработицы и нищеты и переживали эти новые для себя обстоятельства очень драматично, многие искренне искали путь к Богу… Лаврская «посылочная», где отец Кирилл исповедовал, переполнялась уже до отказа. В келье, откуда он уходил на «братский» к 5.30 и куда едва поспевал вернуться к полуночи, его поджидало приезжее духовенство; наконец, в Переделкине, куда приглашал старца Патриарх, посетители, ожидая приема, часами стояли в тесных коридорах корпуса, где батюшка жил и принимал, а те, кто стояли за воротами резиденции, ждали не один день…
Среди обращавшихся к батюшке была и растерянная перед испытаниями жизни молодежь, и пожилые люди, которых надо было выслушать или просто помочь деньгами; несчастные супружеские пары, которые батюшка примирял и успокаивал; плачущие матери-одиночки с тяжелобольными детьми; подчас психически нездоровые или пьющие люди, хлынувшие в Церковь и тоже чаявшие себе крупицу тепла и участия; благодетели тех или иных монастырей, не принять которых было нельзя, родственники благодетелей и т. д. Список можно продолжать и продолжать. И это, не принимая в расчет визиты семинаристов перед рукоположением, приезды многочисленных иноков и инокинь из вновь открывавшихся монастырей, духовенства, семей духовенства, настоятелей и настоятельниц разных обителей - их надо было принимать немедленно, как и представителей епископата… Телефон разрывался, батюшку звали и, подчас прерывая прием, он бежал еще и из одного корпуса в другой, к городскому телефону - звонили люди с внезапной бедой, звонили архиереи из дальних епархий…
Все ждали его рассудительного и мудрого совета - совета очень взвешенного, данного в соответствии с церковными канонами. И никогда его совет не вносил разлада и смущения ни в монастырскую, ни в приходскую, ни в чью-то частную жизнь.
Пачки писем тоже ждали ответов батюшки. В этих письмах малоимущие умоляли о материальной помощи, обремененные недугами просили посоветовать врача и методы лечения, священники искали разрешения приходских проблем, пенсионеры просили помочь вещами и продуктами… И отец Кирилл отвечал. Это можно было назвать, говоря современным языком, настоящей частной социальной службой. Батюшка регулярно высылал деньги нуждающимся, просил знакомых благотворителей организовать помощь погорельцам и инвалидам, утешал семьи наркоманов - родителей, почти терявших рассудок от горя и безысходности; писал монахам, писал духовенству, писал тем, кто еще только искал свою дорогу в жизни - писал во все концы света… Писал скромно, просто и немногословно, но скольких спасли его пронизанные евангельским смирением ответы… У него не хватало ни сил, ни времени на красивые, оснащенные богословскими сентенциями письма, но отвечал он всем обязательно, стараясь никого не обделить вниманием…
К этому следует добавить, что батюшка стеснялся попросить разрешения у Святейшего на то, чтобы с ним рядом мог поселиться в Переделкине и его лаврский келейник - это бы существенно помогло старцу. Но отец Кирилл считал такие просьбы нескромными и довольствовался той помощью, какую предлагали обстоятельства.
Если уместно здесь такое сравнение, - этот человек до глубокой старости, до того самого момента, когда его сосуды просто не выдержали нагрузки, трудился как чернорабочий, как раб неключимый, как должник всем и во всем… И это было повседневной нормой его жизни… Нормой, о которой многие даже и не догадывались.
Часто после таких трудовых дней к дверям корпуса, где жил батюшка в Переделкине, подъезжала карета скорой помощи…
Однако то, что могло показаться лишь сверхчеловеческим усилием с его стороны, было, конечно, делом и незримого Божиего содействия Своему смиренному рабу. Господь даровал батюшке такую любовь к людям, что отец Кирилл иногда признавался - желал бы умереть именно во время исповеди.
Господь судил иначе…
Когда отца Кирилла сразил инсульт, - он, конечно, держал в своих руках Новый Завет, склонившись над любимыми Посланиями апостола Павла…
Ему, 84-летнему старцу, предстояло еще долгие 13 лет пролежать прикованным к одру болезни, лишенным и возможности участвовать в богослужении, и нормально общаться, и читать, и даже принимать пищу. Всю свою монастырскую жизнь проведший словно на юру, среди народа - он и болезнь понес такую, какая требовала постоянного присутствия людей вокруг, день и ночь. Говорят, болезни срывают невидимые «покровцы» с человеческой души и она, обессиленная страданием, обнажает подчас свою «оборотную сторону» - так, долгий недуг может сломить некогда жизнерадостного человека, превратив его в унылого ропотника.
Но отец Кирилл, как и всегда, - был неизменно мирен и кроток. Навык мужественно сдерживать свои эмоции и не позволять себе ни малодушия, ни гнева сказался в полной мере в этих последних его испытаниях.
В иные моменты те, кто ухаживали за парализованным старцем, слышали, как он, не позволяя себе ни жалоб, ни просьб, тихо шептал, обращаясь к себе самому: «Надо смириться, смириться до конца…»
К евангельскому идеалу смирения он стремился даже тогда, когда мог бы позволить себе вполне извинительную в его положении слабость.
Но батюшка был «тише воды и ниже травы»…
Великий наставник монашествующих преподобный Иоанн Лествичник называет смирение «духовным учением Христовым» - учением, в полноте содержащим в себе всю глубину и всю красоту христианства. И если, по слову преподобного: «Словами чувственными его невозможно изъяснить»[3], то неоценимым даром останется для нас живой пример монаха и доброго пастыря, современниками которого нам посчастливилось быть.
Фото: Владимир Ходаков
[1] Макарий Египетский, преп. Духовные беседы. СТСЛ., 2008. С. 7-8.
[2] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Творения. Отечник. М.: Лепта, 2001. С. 474.
[3] Иоанн Синайский, преп. Лествица. СТСЛ, 2008. С. 221.
https://monasterium.ru/publikatsii/stati/smiritsya-do-kontsa/