SPQR. Часть I SPQR. Часть II Воспитание. Часть I Карьера. Часть I Из книги Индро Монтанелли "История Италии" (Indro Montanelli "Storia d'Italia")
Предметов было немного и все простые: чтение, письмо, грамматика, арифметика и история. Римляне знали разновидность чернил, добываемых из определенного сорта ягод. В них погружали металлическую палочку, которой составляли слова на сглаженной деревянной дощечке (позже, научились производить бумагу из льна и пергамента). Их язык имел строгий синтаксис , но немного слов и без тонкостей, что подходило более для составления законов и кодексов, чем для романов и стихов.В этих штучках, римляне, со своей стороны, не чувствовали никакой необходимости, кто же желал их читать, должен был научится греческому, языку много более богатому, утонченному и гибкому. На греческом, как раз, составлен их первый исторический текст: Квинтия Фабия Живописца. Но это в 202 до рождества Христова, то есть в годы намного более поздние.
До того момента, история передавалась устно от отца к сыну при помощи красочных описаний, которые поражали воображение детей: про Энею, Амулия, Нумитора, Орация и Курация, про Лукрецию и про Коллатина. Эти необоснованные, но укрепляющие исторические легенды, были усилены стихами, полностью священной и поминальной тональности. Они копились в томах, которые назывались Fasti Consolari, Libri dei magistrati, Annali massimi, e.t.c., и отмечали великие национальные события: выборы, победы, праздники, чудеса.
Первым выходцем из этих аргументов узкой необходимости был один раб из греков, Ливий Андроник, который попав в плен во время окружения Таранто, был превезен в Рим, где начал рассказывать "Одиссею" друзьям своего хозяина. Их это развлекало. И поскольку они были персоны высокопоставленные, подбили его сделать спектакль для великих игр, ludi, в 240.
Ливий, дабы перевести эти греческие стихи, изобрел их подобия на латыни, с ритмом грубым и неправильным. И из них составил трагедию, в которой исполнял и пел все роли, покуда окончательно не осип. Римляне, которые никогда не видели и не слышали ничего подобного, развлекались до того, что правительство признало поэтов, как одну из категорий гражданства и позволило им слиться в корпорацию с местом нахождения в храме Минервы на Авентинском холме.
Но даже это, повторю, произойдет много позже. На тот момент, литературы для чтения у римских мальчиков не было. Научившись читать по слогам и запоминать те легенды, они переходили к математике и геометрии. Первая состояла из простых операций счета производимого на пальцах, которого цифры были имитацией. I- графическое изображение поднятого пальца,V- открытая рука, X- две открыте и перекрещенные руки. С этими символами, префиксы (IV), суффиксы (VI XII), римляне считали. Потом, из этой мануальной арифметики, развилась десятичная система. Что же до геометрии, она оставалась архаичной пока не пришли греки и не научили: сводилась к необходимому минимуму для примитивных конструкций того времени.
Гимнастика,- никакой. Палестры и гимназии принадлежат к годам много более поздним, и также импортированны из Греции. Римские родители, предпочитали укреплять мускулы своих детей ставя их на работу в поле с лопатой и плугом, и после сдавалии их армии, которая если и оставляла в живых, возвращала после многих лет закаленными как сталь. Поэтому не обучали даже медицине. Римляне считали, что болезни провоцируют не вирусы, а боги. И тогда одно из двух: или боги желали этим знаком сказать больному "съезжай", и в этом случае ничего не попишешь,; или хотели наложить на него мгновенное наказание, и в таком случае не оставалось другого, как ждать. Действительно, для каждой болезни была молитва к одному или другому божеству. "Мадонна Температуры", " La Madonna della Febbre" , к которой и сегодня обращается римский народец, есть обновленная версия богинь Феббры и Мефиты, к кторым обращались тогда.
Что же до часов отдыха от учебы, то и они не были предоставлены капризам учеников и не должны были быть растрачены. После многих уроков мотыги и нескольких грамматики, отцы-сенаторы брали детей за руку и приводили в курию, напротив Форума, где их ассамблея проводила свои заседания или советы сената. И оттуда, с этих скамей, в полном молчании, римские дети, в возрасте семи или восьми лет, слушали обсуждения важных проблем государства, администрирования, союзничества, войн, и моделлировались на этом стиле тяжелом и торжественном, что составлял их наипервейшую характеристику ( и делал их такими нудными).
Но окончательный отпечаток на их формировании ставила армия. Чем более был богат гражданин, тем больше налогов должен был платить, и тем больше лет должен был служить под знаменами. Для тех кто хотел предпринять общественную карьеру, минимум был десять. И следовательно, только богатые могли ей заняться, поскольку только они могли себе позволить провести столько времени вдалеке от своего земельного владения или лавочки. Так же те, кто хотел использовать свои политические права, то есть право голоса, должен был отслужить в солдатах. Именно как таковой, то есть, как член центурии, участвовал он в Ассамблее центурий, высшем законодательном органе государства, разделенной как мы уже сказали на пять классов.
В первый класс, входило 96 центурий, из которых: 18 кавалерии и остальное тяжелая пехота, куда каждый призывался вооруженный на собственные деньги, двумя копьями, кинжалом, мечом, бронзовым шлемом, доспехами и щитом, которого, как раз, не было у второго класса, во всем остальном идентичного первому.
Третий и четвертый классы были лишены всех элементов защиты (шлема, доспехов и щита).
В пятом, были вооружены всего лишь палками и камнями.
Основной единицей этой армии был легион, состоявший из 4200 пехотинцев, 300 всадников, и различных вспомогательных групп. Консул командовал двумя легионами, около 10000 человек. Каждый легион имел свой штандарт, и было делом чести не допустить, что он попадет в руки врага. Действительно, офицеры когда видели, что дело принимает плохой оборот, хватали штандарт и бросались вперед. Солдаты, что бы его защитить, бежали за ними. И множество баталий которые оборачивались плохо, были выиграны таким образом, в последний момент.
В самые ранние времена, легион был разделен на фаланги, шесть твердых линий по пять сотен каждый. Позже, чтобы сделать его более маневренным, в отряды из двух сотен. Но то что составляло силу этой армии была не структура; была дисциплина. Труса запарывали до смерти. Генерал мог обезглавить любого, за малейшее непослушание. Дезертирам и ворам отрубали правую руку. Рацион состоял из хлеба и овощей. К этой диете настолько привыкали, что ветераны Цезаря, в неурожайный год, жаловались что вынуждены есть мясо.
Призывались в шестнадцать лет, когда в наше время начинают думать о девушках. Шестнадцатилетние римляне, должны быле думать о полке, где их принимали и оттачивали. Дисциплина там была настолько жесткой, что все предпочитали баталию. Смерть, для этих ребят, не была большой жертвой. И поэтому ее встречали с такой непринужденностью.
перевод
sgt_pickwick