(Фрагмент))
Молодец, который выживал после десяти лет военной жизни, мог, когда возвращался домой, предпринять политическую карьеру, идущую от звания к званию; она была полностью выборной и подвержена всем видам предосторожностей и контролей.
Было прерогативой Ассамблеи центурий, утверждать кандидатуры на разные должности, которые были все множественные, то есть состоящие из нескольких персон. Первая ступенька был квестор, questore, - разновидность ассистента для более высоких магистратов по финансам и юстиции. Он помогал контролировать расходы государства и участвовал в расследованиях преступлений. Не мог оставаться в должности более одного года; но если выполнял хорошо свои обязанности, мог представиться снова на Ассамблею центурий для повышения в звании.
Если он не удовлетворил избирателей, его увольняли, и в течении десяти лет не мог больше выставлять свою кандидатуру. Если же он удовлетворил избирателей, его выбирали эдилом,edile (их было четверо); и как таковой, также, в течении года, осуществлял надзор за зданиями, акведуками, театрами, в общем, за всеми публичными зданиями, включая и публичные дома.
Если также и в этих обязанностях, бывшими, практически, обязанностями советника мэрии, давал удовлетворительные результаты, мог конкурировать, по той же системе выборов, и также на один год, на одно из четырех мест pretore, высочайшая должность, гражданская и военная. Когда-то, они были генералами во главе войск. Ныне, скорее президентами трибуналов и истолкователями законов. Но если случалась война, снова брали в свои руки команду над крупными подразделениями, подчиняясь консулам.
Достигнув пика этой карьеры, которая называлась "cursus honorum", можно было стремиться к одному из двух мест цензоров, избиравшихся на пять лет. Длительность пребывания в должности зависела от факта, что раз в пять лет пересматривался ценз, то есть заполнялось то, что сегодня назвали бы "налоговым модулем".
Это было главной обязанностью цензора, позже, на основании "уточнений", установить, сколько каждый гражданин должен заплатить налогов и сколько лет прослужить в армии,
Его обязанности не ограничивались только этим. Он выполнял также и наиболее деликатные миссии, потому эта должность, в особенности когда ее занимали граждане такого крупного калибра как Аппий Клавдий Слепой, правнук знаменитого децемвира и Катон, делала конкуренцию даже консульству. Цензор, должен был секретно исследовать прошлое любого кандидата на любую общественную должность. Должен был наблюдать за честью женщин, воспитанием детей и обращением с рабами.
Что ему давало право совать нос в частные дела кого угодно, поднимать или опускать их по рангу, вплоть до изгнания из Сената тех членов, которые не оказались достойными. Наконец, цензоры составляли государственный баланс и авторизовывали затраты. Речь шла, следовательно, как видите, о широчайших полномочиях, требовавших от того кто их выполнял, большой проницательности и добросовестности. В основном, в республиканскую эпоху, те кто был в этой должности оказались на высоте.
На вершине этой иерархии находились два консула, то есть два главы исполнительной власти.
В теории, хотя бы один из них должен был быть из плебеев. В реальности, сами плебеи предпочитали почти всегда кого -то из патрициев, потому что только люди с высоким образованием и долгой практикой, могли дать хорошие гарантии управления государством среди проблем, что становились все более комплексными и трудными. И потом, были выборы. Которые происходили по регламенту, что позволял аристократии любые подтасовки. В день голосования в Ассамблее центурий, действующий магистрат рассматривал звезды, чтобы выяснить какие кандидаты были personae gratae богам. И так как язык звезд претендовал что знает только он, мог прочитать все что хотел. Ассамблея , оробевшая, принимала приговор, и спешила ограничить свой выбор только теми кандидатами, которые нравились Отцу Небесному, то есть, Сенату.
Кандидаты появлялись одетые в белую тогу без орнаментов чтобы продемонстрировать простоту их жизни и строгость морали. И часто поднимали край тоги, чтобы показать избирателям раны полученные на войне. Если выбирали, оставались в должности один год с равными полномочиями; вступали в должность 15 марта; и когда заканчивали, обычно Сенат их принимал в свои члены, натурально пожизненно.
Поскольку титул сенатора оставался ,несмотря ни на что, наиболее желанным для кого угодно, было естественным, что консул старался не огорчить никогда тех, кто мог ему его предоставить. Консул представлял, в определенном смысле, мирскую власть этого высокого собрания которое, с точки зрения конституциональной, не решало ничего, но на практике, путем различных уловок, решало всегда все.
Консулы были прежде всего, как первые цари, главами религиозной власти и управляли ритуалами наиболее важными. В мирные времена они председательствовали на собраниях как Сената, так и Ассамблеи, и собрав решения, исполняли, издавая законы для их применения.
Во время войн, превращались в генералов и разделяя в поровну командование управляли армией, половиной один и половиной другой. Если один погибал или попадал в плен, другой принимал на себя всю власть; если погибали или попадали в плен оба, Сенат провозглашал междуцарствие на пять дней, назначал interrex, что бы двигать дела вперед, и заботился о новых выборах. Даже эти слова указывают,что консул имел ту же власть, что имели античные цари, не абсолютную, как было до Тарквиниев.
Обязанности консула были естественно, наиболее желанными, но и также наиболее трудными для исполнения, и требовали кроме многой энергии, также и многой дипломатии, поскольку предусматривали постоянную изворотливость между Сенатом и народными собраниями, которые его избирали и перед которыми он был должен отчитываться.
Этих собраний было три: comizi curiati, comizi centuriati, comizi tributi
Сomizi curiati, собрания курий были самыми старинными, восходили ко временам Ромула, когда Рим состоял из patres. И правда, исключительно патриции принимали в нем участие. Имели, в ранние годы Республики такие важные функции, как выбор консулов. Но потом, постепенно должны быди оставить почти всю свою власть Ассамблеи центурий, которая была настоящей Палатой депутатов республиканского Рима. И медленно, медленно превратились в разновидность Геральдического Совета, решавшего, прежде всего, вопросы генеалогии, то есть принадлежности гражданина к той или иной gens.
Ассамблея центурий была ,практически, военным народом. В ней принимали участие все граждане, прошедшие военную службу. Были , следовательно, исключены иностранцы, рабы, и те кого закон освобождал от военной службы и налогов по причине большой бедности. Рим был скуп в предоставлении гражданства. Оно давало такие привилегии как: неприкосновенность от пыток, и право апелляции к Ассамблее против решений любого функционера.
Ассамблея не была постоянной. Собиралась по призыву консула или трибуна и не могла издавать законы и распоряжения сама по себе. Могла голосовать большинством "да" или "нет" по предложениям с которыми магистрат к ней обращался. Ее консервативный характер гарантировался, как мы уже знаем, раэделением на пять классов. Нужно отдавать себе отчет, что первый класс, состоящий из 98 центурий, среди патрициев, всадников и миллионеров, мог иметь большинство в общем собрании из193 центурий. Поскольку они голосовали первыми, и результат немедленно объявлялся, остальным не оставалось другого, как склонить голову.
Критерий справедливости в этой процедуре был. Римляне считали, что права должны идти в ногу с обязанностями, и наоборот. Таким образом, более богатые должны были платить больше налогов, больше лет служить в армии, но в компенсацию, получали и больше политического влияния .
Нет сомнений, что " бедный дьявол", даже если имел преимущество платить небольшие налоги и служить несколько месяцев в казарме, политически ничего не решал и был вынужден следовать всегда воле тех, кто решал многое
перевод
sgt_pickwick Из книги
Индро Монтанелли "История Италии" (Indro Montanelli "Storia d'Italia")