Представлены основные элементы анализа динамики доходов бюджета для одного из представительных регионов - Челябинской области. Анализируются наблюдаемые кризисные явления.
В динамике показателей консолидированного бюджета достаточно полно отражаются ключевые процессы регионального социально-экономического развития. При анализе динамики доходов бюджета наглядно просматриваются особенности развития бюджетной сферы субъекта федерации.
В сложных социально-экономических условиях, при наличии противоречивых тенденций, рассмотрение отдельных экономических и бюджетных показателей явно недостаточно. Необходимо взаимосвязано и единовременно рассматривать целый ряд показателей в нескольких аспектах (многомерный матричный анализ).
Ниже в таблицах представлены основные результаты динамики доходов консолидированного бюджета Челябинской области по системе показателей. Рассматривалась устойчивость (сбалансированность) тенденций последних лет по основным источникам доходов и различным бюджетам. Цифровые результаты анализа приведены в матричном - табличном виде с соответствующими графическими индикаторами по показателям.
При анализе рассматривалась показатели (в том числе по основным источникам доходов) за первое полугодие с 2010 по 2013 годы с выделением областного бюджета, а также бюджетов городских округов, муниципальных районов и регионального центра - г.Челябинска.
Краткие выводы, необходимые для формирования оценок по результатам анализа динамики доходов Челябинской области, выглядят следующим образом.1 . Общие тенденции.
Динамика доходов бюджетов Челябинской области неуклонно замедляется. Подобное снижение затрагивает все основные источники доходов и все уровни бюджетов.
Если в 2011 году значения темпа роста доходов были благоприятны для развития (в преимущественно “зеленой” зоне - см. табл. 1), то уже в 2012 году, темпы роста существенно снизились (заметно “пожелтели” и в “зеленой зоне” остались лишь единичные показатели (см. табл. 1.). В текущем году все темпы роста еще упали все оказались близки к проблемным ( в “желто-оранжевой зоне” c двумя провальными “красными значениями”).
Итоговая ситуация с доходами в таком случае определяется как стабильная стагнация, без каких-либо признаков быстрых изменений - перспектив роста. Если годом ранее темпы роста доходов опустились ниже уровня инфляции (103,9%), то в текущем году был отмечен спад в абсолютном выражении (99,1%). Прирост доходов уменьшился практически по всем основным источникам доходов и уровням бюджета, появились и отрицательные значения (см. табл. 1), что еще более заметно в сравнении с приростом 2011 года. В подобной ситуации неизбежно сокращение объема предоставляемых услуг бюджетной сферы - а это явный признак рецессии.
2 . Определяющие тренды.
Наиболее резко сократились (96,7%) доходы областного бюджета (здесь сосредоточено 75,3% доходов региона). В меньшей степени негативные тенденции коснулось бюджетов городских округов (105,6%) и муниципальных районов (109,6%). Однако доля собственных доходов в местных бюджетах по прежнему мала (в городских округах 38,4% в муниципальных районах 24,7%) и они серьезно зависят от областного бюджета. В перспективе проблема сокращения доходов областного бюджета в полном объеме скажется в городах и районах в виде сокращения трансфертов с областного уровня.
3 . Взаимодействие с центром.
Основной причиной проблем областного бюджет явился резкий спад - провал (78,2%) безвозмездных поступлений в рамках взаимодействия c федеральным центром (трансферты, реализация программ и т.д.).
Собственные налоговые и неналоговые поступления (доходы от деятельности экономики области) немного подросли (103,9%). Однако этого явно недостаточно для компенсации спада. В результате доля федеральных поступлений в общем объеме доходов сократилась до 14,9% (см. табл.2). Недавно объявленное ужесточение финансовой политики Минфина РФ не оставляет надежд на исправления такой ситуации. На ближайший, весьма проблемный период, регион остается с минимальной федеральной поддержкой.
4 . Собственные доходы и риски.
Среди основных источников налоговых поступления продолжилось падение налога на прибыль (87,5% - идет второй год подряд, но несколько замедлилось). Доминирующим источников бюджетных доходов (доля в консолидированном бюджете 35,6% - увеличение за год на 3,6%) все более явно становится НДФЛ (налог на доходы физических лиц).
В собственных доходах доля НДФЛ достигла в бюджетах городов 54% , а муниципальных районов 71%. В подобной нарастающей ситуации “бюджета одного налога” быстрое наращивание доходов на территориях за счет друг источников маловероятно без явного экономического роста и улучшения инвестиционных условий. Дальнейшее снижение все еще сравнительно высоких темпов роста НДФЛ (110,8%), связанное с замедлением роста заработной планы, определяет сейчас основные риски для бюджетной сферы Челябинской области в уже сложившейся крайне непростой ситуации.
Примечания к таблицам:
Базовым для анализа принят 2010 год - первый год с установившимися структурными изменениями в посткризисной экономике.
Основные правила ранжированию и соответствующего выделения значений показателей следующие.
Темпы роста (первые три колонки таблицы 1) ранжированы и выделены в цветовой гамме пропорционально значениям от наибольших - зеленым, до наименьших - красным (промежуточные желтый и оранжевые цвета).
Объемные показатели и проценты от объемов ранжированы и выделены однотонной заливкой различной плотности пропорционально значениям, по мере роста от светлой к темной.
Показателей прироста - ранжированы и выделены с заливкой в виде гистограмм, с размером пропорциональным значениям.
REGION IN THE MIRROR OF INCOME CONSOLIDATED BUDGET
Examine the primary elements of the analysis of the dynamics of budget revenues. Considered one of the representative regions - Chelyabinsk region. Analyzes the crisis tendencies observed.