На примере анализа динамики доходов консолидированного бюджета Челябинской области рассматриваются риски рецессии бюджетной сферы региона.
Особенности оценки роста бюджета
Прогнозы развития экономики как по России в целом, так и по регионам, противоречивы. Минфин РФ планирует бюджет при чрезвычайно оптимистичном прогнозе роста ВВП на 3%, хотя сейчас рост вполовину меньше и признаков улучшений не заметно. Именно на таких малореалистичных прогнозах постоен бюджет РФ на 2014 год, очень спорный по темам роста доходов и структуре расходов. Этот формально сбалансированный вариант бюджета не добавляет ясности в перспективах и, скорее всего, довольно скоро будет корректироваться.
О заметном развитии речь уже фактически не идет. При рассмотрении показателей роста доходов и расходов бюджета необходимо учитывать поправку на инфляцию в 6-7% . Если рост ниже этого уровня, то в натуральных показателях (объемах товаров и услуг) фактически наблюдается спад.
Даже при отсутствии ярко выраженных признаков экономического кризиса фактический спад финансирования создает новые серьезные риски. В текущей ситуации вопрос о том - что сейчас на дворе - рецессия( спад и кризис) или еще только стагнация (депрессия и застой), не принципиален. По потерям для благосостояния населения и качества жизни эти явления очень близки.
Сейчас проблемы финансирования бюджетной сферы и соответствующие риски все больше переходят на региональный уровень.
Погрешности определения перспектив бюджетной сферы в регионе
На региональном уровне ситуация с определением перспектив разития еще более запутана. В условиях кризисных структурных перемен в экономике, измение доходов бюджетов не связано прямо пропорционалено с ростом валового регионального продукта. При состатавлении бюджета на региональном - и тем более на мунициальным уровне, упоминание роста ВРП и общих темпов роста становится простой формальностью. Тем более, что в практике исполнения с многочисленными корректировками объем расхдов бюджета субъекта федерации может легко измениться в течние года на 15%-25%, а муниципальных бюджетов - на 50%.
Например, в 2012 году по расходам в бюджете субъекта в Челябинской области утверждено 83.7 млрд.руб., а фактически исполнено 97,6 млрд.руб., (превышение 13.9 млрд руб или 17%), в бюджете Челябинска утверждено 19.2 млрд.руб.,а фактически исполнено 28,5 млрд.руб., (превышение 9.3 млрд руб., или 48%).
Фактически в существующей практике подобный разброс означает погрешность определения перспектив бюджетной сферы.
Поэтому любое сопоставление плановых показателей нового бюджета 2014 года с планом предыдущего года означает сравнение с заведомо нереальными значениями. При этом в значениях отражаются как новые целевые установки в приоритетах развития, так изменения в подходах к планированию.
Перспективы и риски рецессии Челябинской области
Реальность и ближайшие перспективы развития бюджетной сферы в регионе достаточно ясно просматриваются из анализа текущей динамики коносолидированного бюджета.
Анализ динамики доходов конслидированного бюджета за первое полугодие 2011- 2013 годов показвыает, что рост собственных доходов несколько замедлился, а итоговый рост доходов бюджета фактически прекратился.
Прирост собственных доходов (см. линейные тренды на рис.) в 2011 году был 17,6%, в 2012 году только 5,4% , в текущем 3,9%. Общий прирост доходов (всего) был заметно ниже, в 2011 году 13,6%, в 2012 году только 3,2% , в текущем ушел в минус (см. рис.). Впрочем следует отметить, что падение прироста доходов бюджета замедляется (см. нелинейные тренды на рис.).
По итогам текущего года эти тенденции с небольшой корректировкой сохранятся. Однако сложившиеся темпы прироста доходов заметно уступают уровню инфляции, что неизбежно многократно повышает риски обеспечения финансирования бюджетной сферы региона.
Темпы прироста основных источников доходов (см.рис.)показывают явный провал по двум составляющим (налог на прибыль -12,5% и безвозмедные поступления из федерального центра -21, 8%). Cтабилизация бюджетных доходов сейчас обеспечивается прежде всего ростом в 10,5% НДФЛ (отчислений от заработной платы). Однако ограничение роста заработной создает новые риски для наполняемости бюджета. Также отрицательны изменения темпов прироста по основным источникам (кроме ранее резко упавшей прибыли).
Неравномерности роста доходов и далее свертывание бюджетной сферы могут более остро проявится в отдельных муниципалитетах с сответствующими социальными последствиями. В целом риски рецессии в бюджетной сфере Челябинской области заметно возрастают. При сохранении существующих тенденций реально постепенное фактическое ухудшение состояния в бюджетной сфере региона.
REGIONAL INCOME AND RISKS OF RECESSION IN THE PUBLIC SECTOR
An analysis of the dynamics of the consolidated revenues of the Chelyabinsk region discusses the risks of recession the public sector in the region