Готовящийся к принятию Генплан Челябинска иллюстрирует, но не решает проблему «пространственного тупика» в развитии города: территории за его нынешними границами хаотически застраиваются новыми микрорайонами, не имеющими ни городского статуса, ни соответствующей нормативной базы и социальной инфраструктуры
Игнорирование реальности и попытки административно переломить тенденции, обусловленные объективными социально -экономическими обстоятельствами, всегда приводит к негативным последствиям - именно это происходит сейчас с планированием территориального развития Челябинска в контексте нового Генплана.
Основные градостроительные тенденции Челябинска в последние годы были связаны с отказом от развития призаводских территорий и переносе акцента на застройку перифрийных зон. Это вполне закономерно. Если на заводах работает менее пятой части трудоспособных горожан и эта цифра стремительно падает, зачем жить у заводских труб, зачем строить там новое жилье? В тоже время налицо бессистемная, хаотическая застройка новых территорий с ущербом для инфраструктуры и социальной сферы вновь образующихся крупных жилых районов с неопределенным статусом.
Важной тенденцией развития современного Челябинска является активное расширение ряда новых городских микрорайонов за нынешнюю черту города по многим направлениям (наиболее известные: за Шершневским водохранилищем, за ареной «Трактор», Краснопольские территории). Фактически на границах Челябинска формируется крупный новый и, возможно, наиболее перспективный - но тоже время «серый» - неучтенный жилой район. Он создается путем «вкрапления» в территорию Сосновского района отдельных микрорайонов, социально и экономически полностью интегрированных с Челябинском, но имеющих непонятный негородской статус. Пока городская власть предпочитает этого не замечать, но эти «серые» районы уже оказывают существенное влияние на характер развития города в целом.
Очертания и размеры этого стремительно разрастающегося «нового «серого» города хорошо видны на рисунке, где на спутниковом снимке выделены:
1. Территория Челябинска в существующих городских границах.
2. Зона перспективного городского развития, выходящая на территорию территорию Сосновского района.
3. Микрорайоны городской застройки, уже вышедшие за городскую черту.
Масштабы воздействия на городской социум и проблемные перспективы этой стремительно застраивающейся территории не стоит недоценивать. Именно к западу от городской черты Челябинска крупнейшие российские бизнес - структуры недавно расссматривали возможность построить, по сути, целый город с численностью населения до 150 тысяч человек. Но и без таких комплексных проектов эта территория сейчас активно заполняется новостройками.
Достаточно плотная городская и пригородная застройка, существенно выходящая за городскую черту, хорошо заметна уже сейчас. На спутниковом снимке, приведенном ниже, обозначены:
1. Общий вид заполнения застройкой зоны перспективного городского развития, выходящей на территорию Сосновского района.
2. Приграничная зона городской застройки Челябинска (выделена) и оставшаяся часть территории Сосновского района («белое пятно» на генлане с контурами участков, далекими от реальности).
Фактическое вовлечение этих, выходящих за городскую черту микрорайонов, в социально - экономические процессы Челябинска такое же, как и у «старых» городских. Однако формально их нет в городе, так как эти новые микройоны числятся поселками сельского Кременкульского поселения. Их адреса более характерны для малых сельских деревушек и мало соответствуют новым «элитным» частям мегаполиса с тысячами жителей; на эти новые микрорайоны распространяется социальная и нормативная база сельской местности Сосновского района. В таких условиях базовая обеспеченность услугами бюджетной сферы оказывается здесь близкой нулю. Социальные проблемы, характерные для всех новых микрорайонов Челябинска - транспорт, коммуникации, больницы, детские садики, школы и проч. здесь усложняются вдвойне.
Бюрократическое перекладывание этих проблем на будущее, а пока - на Сосновский район (с решением проблем крупных новых челябинских микрорайонов в селе Долгодревенском), или, в случае открытых конфликтов - на правительство области, бесперспективно. Социальная турбулентность из-за управленческой и нормативной неразберихи будет здесь быстро нарастать.
Крайне непрозрачный и весьма конфликтный процесс бессистемного заполнения земель Сосновского района челябинской городской застройкой (к тому же, с традиционным коррупционным оттенком) потребует в недалеком будущем не один миллиард рублей вложений на «выравнивание» инфраструктуры: вопрос лишь в сроках и суммах. Зигзаг единственной дороги, соединяющей эти микрорайоны-поселки (уже приведший к скандалу, вышедшему на областной уровень) является лучшим символом существующего в этой сфере управленческого хаоса, быстро переходящего в социальные конфликты, поскольку речь идет о новых, неупорядоченных местах жизни десятков тысяч людей.
В таких случаях вся социальная нагрузка новых «негородских» районов автоматически переходит на городскую среду и существующую инфраструктуру Челябинска. И, поскольку здесь неизбежно развитие массовой «маятниковой» миграции с дополнительным давлением на и без того перегруженную городскую инфрастуру, в первую очередь будут страдать соседние новые (и без того проблемные по этой части) «официальные» районы Челябинска.
Игнорирование нарастающей турбулентности в городских и пригородных районах новой застройки, отсутствие каких либо соглашений по освоению таких территорий в формате «муниципалитет-регион-муниципалитет» неизбежно приводит к управленческим и социальным дисбалансам. Они создают существенные риски как для их жителей, так и для перспектив развития Челябинска в целом. Для Челябинска становятся все более актуальными проблемы «пространственного тупика» - появление новых ограничений на перспективных направлениях пространственного развития. Далее в дополнение к старым и уже отмеченным проблемам, город будет стремительно набирать новые.
У жителей Челябинска выявляются, в свете вышесказанного, достаточно безрадостные перспективы относительно новых комфортных зон проживания. Определенные в генплане возможности приобрести новое жилье либо вблизи промзон и отвалов, либо в районе и без того переуплотненной застройки, имеют сомнительную привлекательност из-за неизбежных потерь для качества жизни.
С другой стороны, заселение новых, экологически чистых микрорайонов комфортного жилья, выходящих за городскую черту, означает, в нынешних условиях, существенные трудности в решении повседневных социальных вопросов с неизбежным удорожанием жизни.
Обозначенная в генплане «косметика благоустройства» подобные пространственные проблемы не решит ни для «старого» Челябинска, ни для новых «серых» районов. Подобные сомнительные перспективы Челябинска однозначно нельзя асоциировать с представлениями о «городе будущего». Это особенно значимо для молодежи, строящей свои жизненные планы и все меньше связывающие их с Челябинском`.
Любой пространственно ограниченный город (тем более - мегаполис), в условиях реальной конкуренции регионов за жителей и капиталы, неизбежно становится городом второго сорта. Именно такая перспектива сейчас все очевиднее просматривается для Челябинска, а новый Генплан представляется ее документально оформленной констатацией.