Быть в
Кракове и не посетить Величку просто преступление перед самим собой. Главная достопримечательность Велички - это соляные копи, одни из самых знаменитых в Европе, история которых насчитывает более 700 лет. Это целый подземный город на девяти уровнях. Подземные камеры и огромные залы, соединенные длинными переходами,
украшенные скульптурами и барельефами из соли. Это подземные озёра и уникальные часовни. Это - интереснейшая история древнего и опасного промысла - добычи соли.
От Центрального вокзала в Кракове в Величку каждый час ходят электрички, а каждые 15 минут отправляются маршрутные такси. Расстояние около 10 км и ехать не более 30 минут.
На мой взгляд в электричке приятнее прокатиться. Проезд стоит аж! 4 злотых (примерно 5 шек.)
По дороге можно увидеть как живут в пригородах Кракова
Шахты находятся прямо рядом с вокзалом. В общем как и все в Величке находится вокруг шахт :)
Главное здание и над ним торчит механизм подъемника. Обратите внимание, что шахты до сих пор действующие. Для посетителей существует на разных языках, в том числе и на русском, много разнообразных маршрутов: туристический, музейный, паломнический, шахтерский и оздоровительный. Мы выбрали туристический маршрут и на польском языке, чтобы не ждать около часа до организации русскоязычной группы.
В соляную шахту мы спускались по лестнице, пишут что 380 ступеней, но мы не пересчитывали, на 1 уровень (64 метра). Обратно на поверхность поднимались на лифте по шахтному стволу Даниловича с 3 уровня (135 метров)
Под землей много переходов соединяющих пещеры или камеры, образовавшиеся от выработки соли
На поверхность соль поднимали или отесанными соляными глыбами,
либо в бочках
многочисленные переходы каждые сколько-то метров разделены дверями, видимо в целях безопасности и от сквозняков
5. Камера Яновице (Komora Janowice)
Камера выдолблена в глыбе зелёной соли в первой половине XVII века. Часть камеры была укреплена, а в оставшейся части в 1967 году установлены фигуры из соли, вырезанные горным скульптором Мечиславом Клюзкой. Они иллюстрируют легенду об открытии месторождения каменной соли: шахтёр подаёт княгине Кинге первый соляной камень с находящимся в нём её обручальным перстнем; при этом присутствуют польский и венгерский рыцари, а также два шахтёра, выносящих добытую соль.
Соль была найдена в Величке в первой половине XIII века, во времена правления краковско-сандомирского князя Болеслава Стыдливого и его жены Кинги. Легенда гласит, что дочь венгерского короля Белы IV, перед тем, как выйти замуж бросила своё обручальное кольцо в соляную шахту в Марамуреше. И это кольцо чудесным образом, вместе с залежами соли, перенеслось в Величку. Шахтёры, выдалбливая шахту в указанном княгиней месте, нашли соль. И в первом добытом соляном камне находилось обручальное кольцо княгини. С той поры Кинга считается покровительницей шахтёров-солекопов. В 1690 году Кинга объявлена благословенной (беатифицирована), а в 1999 году римский папа Иоанн Павел II во время своего визита объявил её святой.
6. Сгоревшая камера (Komora Spalona)
Выдолблена в XVII и XVIII столетиях в пластовой залежи. Представленные в ней скульптуры изображают опасности, угрожающие шахтерам: обвалы и взрывы газа.
Опасность обвала показывают две деревянные стойки, так называемые свидетели, ломающиеся под натиском горного массива.
Во время добычи соли из горных пород выделяется газ метан (CH4), который легче воздуха и потому скапливается под сводами выработок. В определённых пропорциях, соединяясь с воздухом, он образует взрывоопасную смесь, которая взрывается при взаимодействии с огнём. В иных пропорциях эта смесь медленно сгорала без взрыва.
В давние времена, когда ещё не были известны эффективные способы удаления метана путём проветривания выработок, а работы велись при открытом огне светильников, это газ был крайне опасным. Что бы не допустить его значительной концентрации и взрыва, метан удалялся путём выжигания. Этим занимались опытные горняки, которых называли "кающимися грешниками". Одетые во влажные одежды они ползали по подошве выработки и выжигали метан при помощи факелов, надетых на длинные шесты. Фигуры "кающихся грешников" вырезал в 1972 году горный скульптор Мечислав Клюзек.
7. Камера Селец (Komora Sielec)
Камера выдолблена в складке пластовой спизовой соли. Эксплуатация камеры началась в 1646 году, и продолжалась около 60 лет. Позднее её нижние части залила вода. В первой половине XIX века, в связи с включением камеры в туристический маршрут того времени, нижняя её часть была укреплена до I уровня.
В течение многих столетий транспортировкой соли занимались исключительно сами шахтёры. Крупные куски соли - "болванки" - они перекатывали, а бочки наполненные мелкой солью, и куски поменьше - перетаскивали при помощи салазок, называемых "шлафами". В начале XVII столетия в копиях появились лошади, приводившие в движение конный привод, и заменяющие людей на участках горизонтальной транспортировки.
8. Камера Казимира Великого (Komora Kazimierza Wielkiego)
Выработка выдолблена в глыбе зелёной соли в первой половине XVIII века, большая часть её защищена закладкой и костровой крепью. С 1968 года камера носит имя Казимира Великого, выдающегося польского короля, который дал Краковским копиям свод законов (устав). Изданный в 1368 году, этот устав определял горное право, порядок трудоустройства, регулировал добычу и торговлю солью. В XIV века доходы Краковских копий составляли 1/3 часть доходов государственной казны. В те времена соль была достаточно дорогим товаром. Она применялась не только как приправа, но и являлась основным консервирующим средством. В этой камере находится бюст короля Казимира Великого, изваянный в соли скульптором Владиславом Хапкой.
9. Камера Пескова Скала (Komora Pieskowa Skaіa)
Это одна из прекраснейших камер соляных копий в Величке; выдолблена в складке пластовой (спизовой) соли. Камера соединяет первый и второй верхний уровень. В необычной по форме выработке остались многочисленные каверны после добычи прослоек чистой соли. Заметные на откосах царапины - результат работы дробильщиков, которые добывали соль вручную, с помощью железной кирки. На полу камеры - давняя лестница, выдолбленная в соли. По этой лестнице грузчики выносили в сумках (чумах) мелкую соль, засыпанную в деревянные лохани, с нижних уровней на верхние.
13. Часовня Св. Кинги (Kaplica Sw. Kingi)
Часовня Святой Кинги возникла в 1896 году, в камере выдолбленной в глыбе зелёной соли. Впечатляют её размеры: длина - 54 метра, ширина - 15-18 метров, высота - 10-12 метров; а сама она расположена на глубине 101 метра.
Главным исполнителем архитектурно-скульптурных работ в часовне в 1895-1920 годах был шахтёр Юзеф Марковский. Его творением стал главный алтарь, в котором находятся фигуры Св. Кинги, Св. Юзефа и Св. Клеменса - покровителя прихода в Величке.
Он создал также амвон, Голгофу, и боковые алтари: Сердца Божьей Матери и Сердца Господа Иисуса, а кроме того, боковые часовни: Божьей Матери и Воскрешения, вырезал фигуры шахтёра со светильником и Божьей Матери из Лурдеса.
В 1920-1927 годах работы в часовне продолжил Kaplica Swietej Kingiмладший брат Юзефа - шахтёр Томаш Марковский.
Он создал барельефы: Приговор Ирода, Избиение младенцев и трёх образов Марии в часовне Воскрешения.
В 1927-1963 горный скульптор Антони Выродек дополнил интерьер часовни барельефами: Бегство в Египет, Двенадцатилетний Иисус обучающийся в храме, Чудо в Канне Галилейской, Фома Неверующий.
Образ часовни дополняют люстры из соляных кристаллов и пол, выполненный из цельного куска соли.
Эта часовня действующая: в главном алтаре в 1994 году установлены реликвии Св. Кинги. Здесь проводятся литургии в дни именин Св. Кинги (14 июля) и Св. Барбары (4 декабря), а также литургии по случаю знаменательных событий.
В 1999 году оформление часовни пополнились памятником Римского папы, поляка Иоанна Павла II.
Этот памятник был поставлен в знак благодарности за канонизацию Благословенной Кинги, которую совершил Иоанн Павел II во время последнего паломничества на Родину. Автором проекта памятника был профессор Чеслав Дживгай, а изваял соляного Римского папу горный скульптор Станислав Аниол.
14. Камера Эразма Баронча (Komora Erazma Baracza)
Эта камера интересна с точки зрения горного строения, а кроме того, она просто красива. Разрабатывалась в XIX веке в глыбе зелёной соли. Камера носит имя Эразма Баронча - директора соляных копий в 1917-1918 годах. В камере находится искусственное озеро (глубиной около 9 метров), наполненное рассолом (водным раствором соли) с концентрацией около 320 г соли на литр воды.
15. Камера Михаловице (Komora Michalowice)
Камера осталась после разработки в течение 100 лет глыбы зелёной соли (XVII-XVIII вв.). Эта выработка уникальна, как своими размерами, так и способом обеспечения безопасности. Кровля камеры доходит до 1 уровня. В 70-х годах XIX столетия она была укреплена деревянными балками ("кругляками"). Крепление состоит из двух связочных колонн, подпирающих всю конструкцию. Между ними расположена деревянная лестница - уникальное произведение горных плотников
Люстра
17. Камера Веймар (Komora Weimar)
В 60-х годах XX столетия дно камеры было залито соляным раствором, образующим подземное озеро.
Климат выработок соляной шахты оказывает крайне благоприятное воздействие на организм человека, т.к. не содержит большинства аллергенов и микроорганизмов (бактерий, вирусов, грибков), присутствующих на поверхности
18. Камера Юзефа Пилсудского (Komora Jozefa Pilsudskiego)
Камера возникла в начале XIX столетия: она состоит из двух выработок, выдолбленных в двух глыбах зелёной соли, соединённых между собой туннелем. Стоит обратить внимание на деревянную, плетеную застройку кровли, созданную в конце XIX века.
Уже в XIX веке эта камера стала туристическим объектом. Её дно было залито соляным раствором. На плоту можно было переправляться по туннелю, соединяющему две камеры. Туристы могли слушать концерты в исполнении шахтёрского оркестра и любоваться фейерверками.
На берегу озера в XIX века установлена фигура Св. Яна Непомука, покровителя тонущих.
На таких вот вагонетках возили соль
А это поворотные стрелки в туннелях
Вечерами, устав от работы, горняки естественно же смотрели телевизор
Памятник Юлиушу Словацкому
Виды соли, которую добывают в шахте
белая
каменная
часовая
зеленая или разноцветная
в целом сине-, буро-, малиновая
21. Хранитель сокровища (Skarbnik)
В месте, образовавшемся после расширения поперечного штрека Понятовский, в 1968 году был поставлен Хранитель сокровищ ("скарбник"). Ансамбль соляных скульптур изваяли шахтёры Мечислав Клюзек и Пётр Холева. Шахтёры на протяжении столетий верили в доброго духа копий. Таким духом был хранитель - он предупреждал шахтёров об опасности. Скульптурная композиция показывает владыку велицких подземелий, заслоняющего собой вход в обваливающийся штрек.
А в следующем зале установлен макет шахт,
ландшафт, модельки машин, людей
и движущиеся паровозики, прямо как на
"Выставке поездов в Иерусалиме" :)
детская игровая комната
нужно правильно сопоставить название (картинку) с образцом
В одной из соседних камор - шикарный ресторанчик,
а рядом и 3D кинотеатр, где вам покажут фильм о истории добычи соли и развитии шахт.
по дороге к выходу стоят разнообразные соляные скульптуры.
Современный агрегат по добыче соли, хотя чаще в настоящее время для производства соли используется рассол (вытекающий из шахт) из которого в процессе вываривания добывается пищевая соль. В Величке кроме пищевой соли производятся также соли для ванн, специальные (для фармакологической промышленности), лечебные; небольшое количество каменной соли используется также для производства сувениров.
В Величке можно смело провести весь день, ведь кроме шахт здесь есть еще и свой небольшой замок, краеведческий музей и прочие достопримечательности.
Ссылки по теме:
http://www.wieliczka.ru/http://wieliczka.krakow.ru/ Оглавление:
День первый
Краков. Вавель Краков. Вдоль по Висле Краков. Старый город Краков. Рыночная площадь День второй
Краков. Еврейский Казимеж Краков. Гетто. Фабрика Шиндлера Краков. Музей инженерной мысли Краков. Казимеж, Клепаж и Подгуже День третий
Соляная шахта "Величка" Краков. Музеи рыночной площади Краков. Планты Краков. Транспорт, жилье и еда