На злобу дня.

Jan 21, 2015 23:56

"Россия в изоляции, и ее экономика разваливается на куски" - сказал президент Обама. Америка ликует - Медведь повержен. В который раз она консолидируется в радости победы над Россией: то на Эльбе русских остановила, то Империю Зла развалила, то теперь вот медведя завалила. А сколько еще добрых дел сделала: сербские военные преступники осуждены, в Ираке установлена демократия, тело злобного Усамы утоплено в окияне, Украина незалежна, ну, и опять же Россия в изоляции... Ай да Америка, ай молодца!

На самом деле, я не собиралась делать этот комментарий на слова Обамы, а хотела выложить несколько цитат из своего перевода. Причем я их приметила еще в начале осени, когда переводила, и тогда решила выложить при вычитке. И вот поди ж ты, аккурат пришлось на такой день).

Цитата первая: "Использование науки о мозге для роста настоящего понимания клиентского поведения, это одно - в действительности, это серьезное стремление все увеличивающегося штата представителей академической науки - но большинство наглых промоутеров нейромаркетинга не могут открыть ничего большего, чем новая мозговая афера". Я не про наглых промоутеров, я про представителей академической науки. Для американца нормально, что нейробиологи направляют свои усилия на проблемы клиентского поведения. Для меня - нет. Степень важности поддержания движения денег для американцев выходит за рамки моего понимания. Для них это как поддержание кровообращения - любой ценой. Академическая наука всерьез озабочена тем, как помочь одной части американцев впарить свой товар другой части американцев. Серьезное стремление! На самом деле, огромное количество исследований, проводимых в научных лабораториях посвящено именно этому. Потому что ученые тоже хотят подзаработать! Вообще, в Америке огромные толпы людей стремятся впихнуться между производителем и конечным потребителем, накручивая до безобразия цену товара. Очень, например, меня удивили компании по придумыванию названий. Такая вот узкая специализация. И живут! А как иначе, если где-то в районе 60-70% новых компаний закрывается, так и не сумев ничего продать. Названий на всех не хватает! Эту статистику я вычитала лет семь назад, а вот из этой книжке цитата №2 такая: "Американские предприятия ежегодно тратят миллиарды на рекламу - 114 миллиардов долларов в 2011 году. Однако, по утверждению маркетинговых экспертов, 80% всех новых продуктов либо терпит неудачу в первые 6 месяцев после вывода на рынок, либо значительно отстают от своих прогнозов по прибыли." Может, не нужно столько новых продуктов, раз старые вполне хороши? Но тут вступает в дело магия цифр - показатели должны расти. Стремление к росту показателей - это вообще болезнь, не дай бог заразиться... Это что касается желания впихнуть товар в потребителя. На том конце, куда впихивают тоже интересные эффекты. Например, знаменитая американская фигура, как будто шина от грузовика на бедра надета. Или профессия - разборщик шкафов. В одной книжке по самосовершенствованию рассказывалось про женщину, которая "сама себя сделала": она стала предлагать соседям разбирать их шкафы, поскольку у большинства они забиты кучей ненужных вещей, и уже давно никто не помнит, что там, а ведь новые тоже надо куда-то класть. Нельзя же не покупать! Сами хозяева со своими шкафами не справляются, и помощь специалиста оказалась очень востребованной).

Еще одной стороной таких агрессивных товарно-денежных отношений, поразившей меня еще когда я переводила книги по маркетингу - лет 7-10 назад - была некая пониженная нравственная планка маркетологов. Без всякого зазрения в книжках пишется о том, как пользоваться человеческими слабостями. импульсами, эмоциями, чтобы продать товар, как играть на чувствах, манипулировать поведением... Все в порядке вещей. Я еще тогда думала: если предпринимателям все это доподлинно известно, и они пользуются этим, можно ли надеяться, что этим НЕ пользуются политики? Смешно же. С чего мы вдруг так верим в чистый и незамутненный мозг среднестатистического американского гражданина? И вот нахожу подтверждение свих мыслей - в книжке, написанной американцами про американцев для американцев:

"Призрак манипулирования потребителем вызвал памятное общественное возмущение в 1957 в связи с публикацией боевого клича Вэнса Паккарда (Vance Packard) «The Hidden Persuaders» (Название можно перевести как «Скрытые увещеватели», на русском языке вышла под названием «Тайные манипуляторы»). . Журналист и общественный критик обвинял маркетологов вообще, и Эрнеста Дихтера, в частности, в подрыве разумной независимости граждан, поскольку путем манипулирования их заставляют покупать вещи, приобретать которые у них нет ни желания, ни потребности. «Огромные усилия, - писал Паккард, - прилагаются, часто с впечатляющим успехом, чтобы направлять в нужное русло наши неосознанные привычки, наши покупательские решения и наш мыслительный процесс… В результате многие из нас попали под воздействие и стали объектами манипуляций, в гораздо большей степени, чем мы можем осознать, и это отражается на характере нашей повседневной жизни. Целью является, ни больше, ни меньше, как влияние на состояние нашего разума, способное повлиять на наше поведение как граждан». Журнал «The New Yorker» назвала книгу Паккарда «живым, компетентным и пугающим репортажем о том, как группы давления, в частности, производители, сборщики денежных средств и политики пытаются, с помощью рекламных агентств и публицистов, превратить американский разум в некий тип кататонической денежной массы, которая будет покупать, отдавать или голосовать по их команде». В сюжете о книге Паккарда в передаче «Texas Law Review», задавались вопросами, означает ли использование сублиминальной (подпороговой) рекламы в телевизионных предвыборных роликах, что «Оруэловский «1984» ближе, чем предвещает его название», и может ли Первая поправка справиться с вопросами, поднятыми Паккардом, в отношении последних достижений науки в области обработки человеческого разума» (33).

«The Hidden Persuaders» в течение шести недель были бестселлером №1 среди нехудожественных книг в США. Ее положения находили отклик в эпоху Холодной Войны с сопутствующим ее страхом перед коммунизмом. Слухи о том, что во время Корейской войны американским военнопленным были «промыты мозги» («Brainwashed» - слово, вошедшее в употребление из романа «1984»). , широко циркулировали, и общество им верило, что вдохновило Ричарда Кондона (Richard Condon) на создание в 1959 году романа «The Manchurian Candidate» («Манчжурский кандидат») , который в последствие был экранизирован. Сенатор Джозеф МакКарти (Joseph McCarthy) разжигал страхи, что коммунистические шпионы и им сочувствующие внедрились в федеральное правительство и даже в Армию США. С 1954 по 1960 год бейсбольная команда «Cincinnati Reds» («Цинциннатские Красные») перекрестилась в «Cincinnati Redlegs» («Цинциннатские Красноногие»), чтобы избежать ассоциаций с коммунистической заразой (34). Знаменитый научно-фантастический фильм 1956 года «Invasion of the Body Snatchers» - в котором огромные инопланетные стручки производят поддельных человеческих существ - был интерпретирован как политическая аллегория страха перед тем, что коммунистическая идеология уничтожит индивидуализм и насадит в стране бездушное единообразие".

Здесь все до кучи, но стоит помнить, что страх - это самое известное средство манипулирования. И еще что "1984" рассматривается как результат развития Западного общества, а не коммунистической заразы.

На самом деле, мне уже давно хочется собрать все свои наблюдения, чтобы составить некий реконструированный образ того общества, которое так долго воспринималось как идеал. Но у меня слишком много хотелок... И снова - попробую выкладывать сюда - вдруг да соберется...

реклама, хронотоп, рабочий момент, С индексом "А", антропологика

Previous post Next post
Up