Как то попросили уточнить - от кого человек ведёт корни, вот что б от самого начала? То бишь не древо приматов, а совсем первичные корни. Ну спуститься уверенно можно до рыб, на 390 000 000 лет назад. И в одну статью не уместить конечно, будет несколько частей. В рыбах древних особо нет смысла рыться, там все слишком общие, главное что рыбы реально предки всем сухопутным животным, это генетический, костный и в целом научный факт. Так что от рыб идут и динозавры и люди и ящерицы. Сначала все рыбы просто плавали в воде и не могли дышать вне воды, равно как не может дышать человек пока его не выносят до 7 месяцев в животе. Потом стеснённые океанами рыбы стали адаптироваться к выползанию на сушу, хотя бы для спасения от хищников, для поиска выброшенных на берег трупов других рыб. С этого момента у людей точно появляется родня - саркоптеригии, уже не рыбы, ещё не рептилии.
Это Эустеноптерон, длиной до 1 метра, запредельно древняя полурыба-полурептилия. Если и можно назвать кого то предком, то это он. И нам и динозаврам и птицам. Ему 385 000 000 лет и уже тогда он значительно отличался от простых рыб вокруг. Например у него были зубы покрытые эмалью, это не характерно вообще никак для рыб, это примочка явно мутационная, во многом случайная для тех времён, но и ниша для таких зубов нашлась. Плюс эмали - зубы крепче и могут сильнее хватать и разгрызать, минус - такие зубы не вырастают вновь и вновь, как у акул. Видимо мутация сначала была не ахти полезной, но её носители всё таки успешно начали выживать и она стала полезной. Так же зубная эмаль это главный признак вообще всех тетраподов - это и есть предки всех наземных животных.
Надо понимать что большую часть истории рыб, все наши предки почти внешне от них не отличались. Только при детальном анализе костей учёные увидели что именно у этих эустеноптеронов у первых в истории жизни получаются эти кости - бедренная, большеберцовая, плечевая, локтевая, лучевая, малоберцовая. Все они ещё в плавниках, все ещё зачаточные, но зато такого нет у других рыб которые так и остались рыбами. И скорее всего наш предок был изгоем, более слабой рыбой которая не выдержала конкуренции за прибрежные тёплые воды в океанах и морях и за более глубокие тоже, удрапал наш предок на отмели и затем в пресные реки. Но опасно на них жить, Солнце может в любой момент сожрать кожу, высушить. Зато падаль часто прибивает к берегам, не надо рисковать и лезть в глубину, где шарятся крупные, опасные твари.
Есть ведь ночь. Кое как хватая ртом воздух, давясь и задыхаясь, полурыба ползла к добыче, тухлятине в виде рыбьей туши и после насыщалась. а порой везло и удавалось захавать и почти свежую рыбу и другого обитателя воды. Но чаще наш предок всё таки обходился тем что просто ползал по мелкой воде, сжирая всё что можно, от любой съедобной медузы, до мелкой рыбки которая попадалась в пасть.
Несмотря на хищность и казалось опасную пасть, он не выдерживал нападок более сильных рыб, это к слову черта и людей и предков людей. Наши предки-рептилии тоже не выдержали нападок динозавров, да так и прожили больше 100 000 000 лет по норам, прячась целыми днями от динозавров. Пометка- наш предок ушёл в итоге в пресные водоёмы, это тоже важно. Именно с тех пор мы оторвались от способности пить морскую воду и выводить излишки соли через слизь. Да, именно тогда наши пути с настоящими океанами и адаптациями к ним навсегда разошлись. Даже казалось бы полностью водные дельфины и киты, это мученики, они не могут пить воду как рыбы, они получают её только из добычи - рыба, криль.
Наш предок явно ползал по мелководью ( у него были сильные грудные и плавниковые мышцы, не характерные для просто плавающих рыб ) и скорее всего редко, но по берегам рек. Это давало бонус - да с рисками задохнуться и получить ожоги, зато можно достать ту еду которую никто не может достать вообще. Ведь тогда не было ни насекомых, ни тем более наземных животных. Так что берега были кладезем еды - померших и помирающих водных тварей. А ещё можно спастись от хищника.
По всем признакам он был для своего времени всеядной скотиной, это отличает и нас, приматов. Если простые рыбы могли есть то что в воде и причём относительно глубокой, то наш предок и в воде жрал всех кого можно, брил дно так сказать. А когда прижимало прятался на мелкой воде и питался. Подход не от идеальной жизни, всё для выживания, но давший в итоге человечество. В итоге стратегия всеядности себя оправдала сквозь 385 миллионов лет, те кто жрут всё и везде, намного вероятнее переживут всё и всех. Узкая пищевая ниша и специализация это самый опасный тупик, чуть сменились условия и ты не живая линия, а крестик в палеонтологической летописи, выбывший этап эволюции.