Свой первый урок журналисткой этики я получил в 1978 году. На Русской Службе Би-Би-Си тогда работал Отец Василий (Родзянко), будущий епископ Сан-Францизский и Западно-Американский. Вместе со своей супругой Марией Васильевной он вел религиозную программу.
Во время записи, прямо в студии, у Марии Васильевны случился удар, она скончалась на месте. Отец Василий был глубоко потрясен. Следующую передачу он посвятил ее памяти.
Тогдашняя глава Службы, Мэри Ситон-Уотсон, сочла это нарушением редакционных принципов Би-Би-Си. Она, естественно, по человечески сочувствовала горю отца Василия, но возражала против вынесения личной трагедии в общественное поле. Помню, было неприятное объяснение.
Отец Василий вскоре покинул Корпорацию, постригся в монашеский чин и уехал в Америку.
Мы знали, что он был внуком Михаила Родзянко, Председателя Государственной Думы 3-го и 4-го созывов, который участвовал в отречении царя Николая Второго от престола. По воспоминаниям отца Василия, в детстве его гувернёр, бывший офицер, издевался над ребёнком, мстя ему за деяния деда.
Дядя отца Василия, полковник Павел Родзянко служил в английских экспедиционных войсках, находился в Сибири, и после убийства царской семьи участвовал в комиссии следователя Соколова.
Вот как вспоминал эти события их участник, член УралЧК Кабанов:
«Хорошо были слышны выстрелы, и сильный вой царских собак. Я ... спустился в комнату казни ... в это время, за исключением фрейельны и сына Николая, все уже были мертвы. Я рекомендовал умертвить их холодным оружием, а также умертвить царских собак, которые сильно выли. Одну из собак, Джоя, как не производившую вой, не тронули...».
Дрожащего спаниеля заметил один из расстрельной команды, некто Летёмин. Ему стало жалко собачку, и он забрал её, вместе с кое-какими вещами прежних хозяев.
Когда город заняли белые, Летемина опознали. По царскому спаниелю его вычислили, и арестовали.
Джоя взял себе Павел Родзянко, как память о его хозяине, расстрелянном царевиче Алексее, не дожившим двух недель до своего 14-ти летия.
Вместе с отступавшей белой армией полковник Родзянко из Владивостока добрался до Англии, был принят королем Георгом V, который выслушал историю гибели своих родственников.
Вместе с полковником сюда прибыл и Джой. Король оставил жить его в своей псарне, и позже Джой был похоронен в Виндзорском замке, на кладбище королевских собак.
Говорят, теперь на этом месте сделали стоянку для машин.