Года три назад я рассказывал о невостребованном выигрыше в лотерею. Счастливый билет на 200 миллионов так никто и предъявил.
Помню, сидел и думал. Что бы я делал, если бы выиграл 200 миллионов? И пришел к выводу, что моя фантазия кончается где-то на 300 тысячах. Ну, максимум на миллионе. А с остальными что делать? А понимать надо. Это очень важно.
Если просмотреть истории людей, на которых неожиданно свалилась куча денег, показывает, что конец их часто - печальный. К богатству, как и к бедности, нужно приноровиться, привыкнуть. У каждого состояния есть свои проблемы.
Впервые об этом я задумался, когда довелось познакомиться с переводчиком и историком Николасом Бетеллом. Он был потомственным бароном, членом Палаты Лордов. С младых ногтей знал, что на существование ему зарабатывать не надо, тем не менее, прожил активную и деятельную жизнь.
Вел кампанию за свободу авиаперевозок в Европе, ратовал за сохранение английского контроля над Гибралтаром, оказал поддержку Владимиру Буковскому, когда тот в 1976 году прибыл в Англию. Боролся за освобождение советских диссидентов. Перевел на английский язык «Раковый корпус» Солженицына, «Восхождение на Фудзияму» Чингиза Айтматова, стихи Иосифа Бродского.
По его инициативе Европарламент учредил премию Сахарова. На моей памяти, в 1984 году, вывез из Афганистана в Лондон двух советских солдат, попавших в плен к моджахедам.
Всякий раз я спрашивал себя - а ты, любезный, если бы был свободен, чем бы заполнил свое время, на что бы потратил силы и жизнь?
Полагаю, что у тех, кто не выиграл деньги, не получил их по наследству, а заработал на успешных начинаниях, таких вопросов не возникает.
Скажем, вебсайт Твиттер появился совсем недавно, весной 2006 года, а стоимость компании сейчас на отметке в 20 миллиардов.
Один из основателей Твиттера, Эванс Виллиамс, вполне бы мог почивать на лаврах, вкушать райское наслаждение в шоколаде под пальмой. Но покой и отдых - не для таких.
Вместе с другим основателем Твиттера, Бизом Стоуном, в августе 2012 года он основал сайт www.medium.com, цель которого, цитирую, «заново придумать издательский процесс, сделать новый эволюционный прыжок».
Смысл процесса - дать возможность неопубликованным авторам, (а заодно, полагаю, и графоманам всех мастей), донести до почтеннейшей публики свои сочинения. На сайте есть раздел «топ 100», где выложено лучшее. Начинание уже получило первые 26 миллионов инвестиций.
Есть и скептики. Их можно понять. Там, где человечество ограничено 140 знаками, царит краткость. Она покрывает не только своего брата, таланта, но и сестру, бездарность.
В больших формах такой фокус может не получиться.
С другой стороны, графомания, то есть, «патологическое стремление к сочинению произведений, претендующих на публикацию в литературных изданиях» - это тоже, господа - страшная сила.