Как стать муниципальным депутатом. Часть 3: Как устроено местное самоуправление в Москве

Mar 05, 2017 20:08

Прежде чем я начну 3-ю статью, небольшое объявление.

В 16 районах ВАО в скором времени будут сформированы 16 команд независимых кандидатов в муниципальные депутаты для участия в выборах в сентябре 2017 года. (Независимых от власти, при этом партийная принадлежность кандидатов может быть любой, кроме ЕР).

Почему команды? 1) командой легче собирать подписи, 2) командой легче вести фандрайзинг, 3) командой легче и дешевле агитировать, 4) командой проще организовать наблюдение на выборах, 5) командой проще взять большинство в совете депутатов, 6) после выборов слаженная команда будет работать над проблемами района (в этом и есть цель).

В каждом районе формирование команд идет по-разному. Где-то есть команды, где-то их нет. Где-то избыток кандидатов, где-то дефицит. Многие только сейчас начали задумываться о выдвижении. Кто-то из кандидатов широко известен в районе, кто-то, наоборот, нет. Но процесс появления кандидатов и формирования команд так или иначе идет. И это хорошо.

Для наблюдения на прошлых выборах в ВАО было сформировано 16 команд наблюдателей. В каждом районе есть координатор по наблюдателям. Плюс координатор по округу. Точно по такому же принципу будут формироваться команды на выборы. В районах будет (или уже есть) координатор (из числа местных активистов, например, действующих мундепов).

Команды наблюдателей по ВАО успешно координировал Михаил Тимонов, сейчас он также обладает информацией о формировании команд кандидатов в районах. Если вы начали формировать свою команду, свяжитесь с Михаилом. Если вы хотите узнать, кто формирует команду в вашем районе, обратитесь к Михаилу, он вас сведет с координатором района. (По Гольянову и Измайловским районам можете обращаться ко мне, по Восточному Измайлову - к Маргарите Чукановой).

Часть 3. Как устроено местное самоуправление в Москве

Для тех, кто собирается стать муниципальным депутатом, будет полезно знать, как устроен механизм местного самоуправления и как совет депутатов делит власть в районе с органом исполнительной власти - районной управой.

Сначала посмотрим, какие органы власти есть в районе.

Есть совет депутатов. Совет депутатов возглавляет Глава округа. (Не путать с главой управы.) Глава округа избирается депутатами из числа депутатов. Глава округа - некий «зицпредседатель», который имеет громкую должность и ноль полномочий. При этом Глава округа может быть как на постоянной основе (получать зарплату), так и на непостоянной (как все остальные депутаты, т.е. работать где-то еще).

При совете депутатов есть исполнительно-распорядительный орган. Раньше он назывался муниципалитетом. После реформы Раковой-Собянина 2013 года он стал называться Аппарат совета депутатов (в некоторых районах называется Администрация). Сейчас в аппаратах работают по 3-4 муниципальных служащих: Руководитель аппарата, бухгалтер, специалист(ы). Аппарат совета депутатов занимается обслуживанием работы совета депутатов (в основном бумажная работа: готовит повестку заседаний, развозит бумажки, верстает бюджет и т.п.).



Как исполнительно-распорядительный орган аппарат совета депутатов полностью атрофирован: у него нет ни полномочий, ни денег на развитие района. Фактически исполнительно-распорядительный орган в районе - это управа, которая является органом исполнительной власти и к местному самоуправлению не имеет никакого отношения. Таким образом, районная власть в Москве - это гибрид местного самоуправления и исполнительной власти, причем с сильным перевесом в сторону исполнительной власти - управ.

А теперь смотрим, куда и как приходят деньги на развитие района.

У местного самоуправления есть бюджет. Бюджет верстает бухгалтер аппарата совета депутатов, а утверждает совет депутатов. По бюджету ежегодно проводятся публичные слушания в районе (никогда не слышали об этом? А они есть!).

Доходы районного бюджета составляют отчисления с подоходного налога всех жителей квартала (и с вашего налога тоже!).

На что идут деньги из бюджета? В основном на функционирование совета депутатов и самого аппарата, заработную плату муниципальным служащим аппарата совета депутатов. Это примерно 85% расходов бюджета. Деньги местного бюджета не идут на развитие района. Деньги на развитие района приходят через управу.

У управы как такового бюджета нет - есть деньги, которые приходят в район целевым образом - на благоустройство, социальное развитие и т.п., так называемые средства стимулирования управ.

На рисунке ниже показана упрощенная схема финансирования района. Как видим, деньги на развитие района идут только через управы, а не через местное самоуправление. Когда вам говорят, что деньги от платных парковок идут в бюджеты районов - не верьте. Деньги от платных парковок поступают в управы. А это две большие разницы: бюджет района и средства управы.



Деньги на любое благоустройство в районе, например, на скамейку у вашего подъезда, проходят через управы, а не через районные бюджеты. Депутаты при этом согласуют распределение средств управ.

Можно было бы пустить деньги в бюджет района, который утверждают муниципальные депутаты (так и должно работать местное самоуправление). Но власть в Москве хитрая, она этого не делает. Она деньги пускает не через бюджет местного самоуправления, а через свои территориальные органы исполнительной власти. Поэтому местное самоуправление в Москве, даже с финансовой точки зрения, является неполноценным.



В чем проблема такой схемы? Управа не является органом местного самоуправления, не подчиняется совету депутатов и никак им не контролируется. При этом деньги на развитие района проходят через управы, а не через бюджет района, которым распоряжается Совет депутатов.

Итого. Аппарат совета депутатов не функционирует как полноценный исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления. Его роль выполняет управа, которая распоряжается деньгами на развитие района. Бюджет местного самоуправления имеется, но он не является источником средств для развития района.

А какая должна быть «правильная» схема местного самоуправления? Для создания полноценного местного самоуправления в Москве полномочия управ необходимо передать муниципалитетам, а финансы управ - в бюджет района.

Предыдущие статьи "Как стать муниципальным депутатом" читайте здесь:

Как стать муниципальным депутатом. Часть 2: Что делают муниципальные депутаты Москвы

Как стать муниципальным депутатом. Часть 1: Зачем вам идти в муниципальные депутаты

как стать муниципальным депутатом, местное самоуправление

Previous post Next post
Up