Дети Чугунных Богов (1993)
Режиссёр:
Томаш Тот (Tamás Tóth)
Страна:
Венгрия,
Россия,
УкраинаГод выпуска:
1993Авторы сценария:
Пётр Луцик,
Алексей СаморядовВ ролях:
Евгений Сидихин,
Александр Калягин,
Юрий Яковлев,
Михаил Светин, Валентин Смирнитский, Александр Феклистов, Николай Карнаухов, Михаил Голубович, Лариса Бородина, Юрий Слободенюк,
Анатолий Мамбетов,
Юрий Кузнецов,
Гоша Куценко,
Сергей Гармаш, Елена Коллегова
Композитор:
Юрий ОрловПродюсеры:
Карен Шахназаров, Дмитрий Зайцев, Вячеслав Маясов
Жанр:
арт-хаус,
драмаПроизводство:
Русская кинокомпания,
Курьер,
АВА Страница на imdb
На премьере этого фильма его сценаристы, гениальные Пётр Луцик и Алексей Саморядов от разочарования напились. Саморядов до этого был в "завязке", из чего следует, что в его глупой, преждевременной смерти есть доля вины Томаша Тота. Причины столь тотального неприятия были следующими: "Понимаете, мы не стремились к тому, чтобы наши персонажи были идиотами. Они нормальные люди, у них есть жены, дети, они умеют радоваться и страдать. А здесь получились монстры, которые могут убивать детей и творить черт знает что... '.
С одной стороны, они явно уловили подлинный настрой режиссёра, следующий русский фильм Тота, "Наташа/
Natasa", реально показывает Россию неким экзотическим террариумом. С другой стороны, неподготовленный зритель этого совсем не замечает, фильм вовсе не выглядит чернухой. Скорее наоборот, уже начальные кадры с панорамой сверху грандиозного завода под гипнотическую музыку Юрия Орлова из замечательной группы "Николай Коперник" настраивает на романтический лад. Столь романтический, что многие воспринимают его как продолжение тенденции советского кино к воспеванию труда. На мой взгляд, это не совсем так, а точнее совсем не так. В раннем советском кино, как в авангарде (мой любимый пример - гениальный "Энтузиазм. Симфония Донбаса"(
imdb) Вертова) так и в соцреализме (мой самый нелюбимый пример - талантливый но лицемерный "Светлый Путь"(
imdb) Александрова) концепция труда едина. Труд - это процесс преобразования природы, в том числе и природы самого трудящегося. Инициатический, в прямом смысле. Что интересно, в работах самого Маркса столь романтическая трактовка труда, каким он должен быть, сочеталась с более чем реалистичным пониманием реального труда, включая блестящую фразу: "Так как рабочий большую часть своей жизни отдает процессу производства, то условия процесса производства являются в значительной мере также и условиями его активного жизненного процесса, его условиями жизни", которую вполне можно отнести к рассматриваемому фильму. В дальнейшем ортодоксальный марксизм сконцентрировался в основном на пафосе и воспевании трудового героизма, что, если говорить цинично, вполне можно считать методом выкачивания прибавочной стоимости на коллективной основе. Неортодоксальные левые, в свою очередь, отличились на поприще демонизации труда и проповеди радикальной лени. Иногда очень любопытной, к примеру Рауль Ванегейм заметил аналогию между идеологией труда и традицией человеческих жертвоприношений. Тем не менее, мой личный опыт рабочего, в том числе фабричного рабочего резонирует скорее с правым анализом, конкретно с наиболее рациональной, аналитической частью книги Эрнеста Юнгера "Рабочий. Господство и Гештальт'. Разумеется с поправкой на экстремальность его опыта и соответственно радикальности выводов о будущем. Кстати, Эвола потом старательно доказывал, что Юнгер под "работой" имеет в виду не свойственный "низшим кастам" труд, а свойственный "высшим кастам" долг, что весьма много объясняет в психологии самого Эволы.
Извиняюсь за столь пространное отступление, для меня оно имеет прямое отношение к рассматриваемому фильму. Дело в том, что "Дети Чугунных Богов" оказались единственным известным мне произведением искусства, в котором действительно удачно передано реальное ощущение от жизни в заводском пространстве. Можно было бы написать целое эссе на основе образного ряда фильма и сравнить его с перечисленными философско-политическими системами. Но я не Жиль Делёз. Поэтому буду относительно краток.
Образ завода в этом фильме не имеет ничего общего с социалистическим пафосом преобразования природы. Завод и есть природа. Противопоставление старого и нового отсутствует, потому что формально "новое" старо. Завод - область архаики, он больше похож не на Донбас Вертова а на горы из ранних фильмов Фанка и Рифеншталь. Пространство мифа. Отсюда та легкость, с которой былинные, сказочные элементы сценария сочетаются с индустриальным местом действия. Другой пример - эпизод с башкирами, в котором, снова, очевидно отсутствие привычного противопоставления "цивилизации" в виде завода "традиционному обществу". Рабочие, формально представляющие в степи современное общество, на деле ведут себя как нормальные варвары. Главный герой ворует баранов у соседей кочевников, грабит проезжающие поезда и в конце фильма идёт на смертельный бой с представителем столь же цивилизованных шахтёров за честь завода и приз в 10 литров спирта. Фильм из себя представляет чисто архетипическую историю молодого бойца, который готовится к первому настоящему бою, иррациональному, но важному для общества, в котором он живёт.
Тема кулачного боя и психологии бойца явно интересовала Луцика и Саморядова, их нереализованный сценарий "Анна", написанный по заказу Пугачёвой, построен вокруг боёв без правил. Хорошо, что тот фильм не был снят, сценарий чудовищно коньюктурен. Но бои прописаны хорошо. В "Дети Чугунных Богов" бой сделан неплохо, но Тот, как режиссер скорее арт-хаусного толка, явно не вытянул жанровый потенциал истории. Возможно это тоже послужило поводом к столь негативной реакции сценаристов на фильм. На самом деле очень хорошее кино. Лучший фильм из числа снятых по сценариям Луцика и Саморядова и не понравившихся им самим.
(
Comments |
Comment on this)