В полночь я возьму твою душу/À Meia-Noite Levarei Sua Alma (1964)
Режиссёр:
Жозе Можика Маринш (José Mojica Marins)
Страна:
БразилияГод выпуска:
1964Авторы сценария:
Жозе Можика Маринш (José Mojica Marins), Магда Мей (Magda Mei)
В ролях:
Жозе Можика Маринш (José Mojica Marins), Магда Мей (Magda Mei), Нивальдо Лима (Nivaldo Lima), Валерия Васкес (Valéria Vasquez)
Жанр:
хоррорСтраница на imdb С первых же кадров фильма Маринш демонстрирует наивность на грани, если не за гранью китча.
Современному, искушённому зрителю трудно серьёзно относиться к ведьме с черепом в руках, вещает жуткие банальности. Жуткие и с кавычками и без них. Хотя ясно, что целевая аудитория первого в истории бразильского фильма ужасов никак не могла быть современной и искушённой, и на них это явно действовало эффективно.
Того, кто увидев первые пять минут фильма решит, что перед ним просто глупая и смешная халтура, ждёт большой сюрприз. Да, в нём есть множество наивных эпизодов, но общее впечатление от фильма, внезапно очень и очень сильное.
Разумеется, Маринш графоман, но он из той породы графоманов, которые являются, буквально, движущей силой кинематографа как вида искусства. Яркий эксцентричный фрик и одержимый фанатик кино. Человек действительно выросший в кинотеатре и начавший снимать свои первые любительские жанровые короткометражки ещё будучи подростком. Соль земли. На момент начала съёмок у него не было ни денег, ни времени, ни проверенной команды - только впечатления от одного кошмарного сна и желание снять первый в истории бразильский хоррор. Окружающие считали его за столь смелый проект просто психом, и у них явно были на то основания. С проблемой отсутствия времени Маринш справился с помощью больших дозировок легального на тот момент амфетамина, работая над фильмом круглые сутки. По окончанию съёмок его отправили в больницу, в состоянии нервного срыва. Но будем откровенны, стимуляторы - коварная вещь. Человек может неделями функционировать в состоянии острого амфетаминового психоза и сам этого не замечать. В рассматриваемом фильме столь ненормально высокий уровень энергетики и экспрессивности, что его вполне можно объяснить химическим составом крови режиссёра м соответствующими изменениями в психике. Очень яркое кино, хоть и чёрно-белое.
Главный герой/злодей Зе Гробовщик - явное альтер эго Маринша, потерявшего веру католика, судя по последовавшим фильмам с нескрываемым презрением относящегося к народным суевериям и обществу в целом. Мания величия и откровенно садистские наклонности. Полный набор. В итоге получился фильм, похожий на романтическую поэму XIX века. Не понятый обществом герой одиночка, сражающийся с предрассудками при помощи убийств, изнасилований и поедания мяса в пост.
Цель вышеописанного самая благородная, дети. Наш ницшеанец из фавеллы логично считает рождение детей единственной доступной человеку формой бессмертия. И, будучи крайним сексистом/мизогинистом, совершенно не интересуется мнением потенциальных матерей. Но возмездие грядёт, ведь Зе презирает не только живых, но и мёртвых.
Юмор в том, что Мартинш явно солидарен со своим героем в оценке деревенских суеверий, но не хочет лишний раз дразнить аудиторию, скорее всего вполне способную линчевать слишком умного режиссёра, поэтому финал сделан с учётом мнения зрителей
Замечательный фильм, пусть наивное, но искусство.
Сегодня ночью я вселюсь в твой труп/Esta Noite Encarnarei no Teu Cadáver (1967)
Режиссёр:
Жозе Можика Маринш (José Mojica Marins)
Страна:
БразилияГод выпуска:
1967Авторы сценария:
Жозе Можика Маринш (José Mojica Marins), Альденора Де Са Порто (Aldenora De Sa Porto)
В ролях:
Жозе Можика Маринш (José Mojica Marins), Тина Уолерс (Tina Wohlers), Надя Фрейтас (Nadia Freitas), Хосе Лобо (Jose Lobo)
Жанр:
хоррорСтраница на imdb Успех "Ровно в Полночь Я Возьму Твою Душу" вдохновил Маринша на неизбежный ремейк. Такие мелочи как моральное поражение и физическая смерть Зе в конце первой части не составили никаких проблем, Маринш просто доснял к финалу предыдущего фильма лишнюю минуту, где, глядя на "труп" Зе сообщают с изумлением что он ещё жив. Бурные, продолжительные аплодисменты, плавно перетекающие в овацию.
Столь лихое решение полностью переворачивает всю моральную составляющую первого фильма, лёгким движением руки победа добра превратилась в тотальный триумф зла. Зе пережил встречу лицом к лицу с сверхъестественным, едва не погиб, но вышел из испытания только более опасным. Призраки его не убили, а сделали сильнее. И с этими новыми силами он вышел против куда более серьёзного врага.
В итоге получилась реально провокационная тема для фильма, садист либертарианец против католичества.
По сравнению с "Ровно в Полночь Я Возьму Твою Душу" заметен большой шаг вперёд, всё намного более стильно. Хотя сюжет тот же, это больше похоже не на продолжение, а на римейк. Опять грозный атеист терроризирует мирных крестьян и насилует женщин, пытаясь получить сына. Просто теперь и пытки более жестокие, и женщины более запоминающиеся, включая первую из свободно-мыслящих соратниц. Да и в целом, всего больше и всё ярче.
Кстати, актрисы в кадре чаще всего мертвецки пьяны. Маринш дал волю своим садистским наклонностям, засыпая съёмочную группу живыми пауками и змеями, причём один везучий удав чуть не придушил актрису прямо перед камерой, девушку чудом спасли. Так что актрисам был необходим эффективный допинг вроде алкоголя.
Лучший эпизод картины - ад. Он просто гениален. Конечно тут нет ничего уникального, ещё Эйзнштейн в "Иван Грозный. Боярский Заговор"
(
imdb) показал, насколько эффективно цветной эпизод смотрится внутри чёрно-белой картины. Но для жанрового фильма из страны третьего мира такое решение выглядит очень и очень сильным.
Ещё порадовала проснувшаяся любовь к детям, впервые вижу злобного антигероя, спасающего незнакомых мальчиков и мучающегося оттого, что одна из убитых им женщин была беременной и он убил таким образом младенца.
В остальном это всё скорее приятная мутация стилистики хоррора от Юниверсал. Есть даже горбун слуга, очень смешной. Это ещё раз напоминает о метком замечании Жиля Делеза про хоррор пятидесятых/шестидесятых в контексте работ Марио Бавы и Теренса Фишера. Он заметил, что постэкспрессионизм хоррора тридцатых сменился на натуралистический хоррор, с одержимым страстями хищником в качестве героя. Подозреваю, что если бы Делёз знал про существование Маринша, глава про натурализм в кино была бы сильно дополнена.
Финал, что характерно, католический до приторности. Разумеется, для Маринша это реально больная тема. Но в данном случае мы должны благодарить цензуру правившей тогда в Бразилии военной хунты, убедительно настоявшей на столь правильном с позиции общества конце. Дальнейшем отношения Маринша с высокоморальной диктатурой, правившей родимым государством будут только ухудшаться.
Хороший фильм.
Реинкарнация демона/Encarnação do Demônio (2008)
Режиссёр:
Жозе Можика Маринш (José Mojica Marins)
Страна:
БразилияГод выпуска:
2008Авторы сценария:
Жозе Можика Маринш (José Mojica Marins), Деннисон Рамальо (Dennison Ramalho)
В ролях:
Жозе Можика Маринш (José Mojica Marins), Джесе Валадао (Jece Valadão), Адриано Стюарт (Adriano Stuart), Мильем Кортас (Milhem Cortaz)
Композитор: Андре Абужамра (André Abujamra)
Жанр:
хоррор,
goreСтраница на imdb Этот фильм обязательно должен был быть снят.
Несмотря на навязанный финал прошлой части Маринш знал, что тема не закрыта. Но шансов на то, что он будет снят, с каждым годом становилось всё меньше и меньше. И дело тут не только в цензуре, беспощадно запрещавшей и резавшей фильмы. В работах Маринша графоман начал брать верх над Мариншем художником. Даже лучшие его работы семидесятых представляли собой немного грустное зрелище. Отличные, яркие эпизоды терялись в общем потоке бессвязных образов. Казалось что он навсегда потерял способность составлять из своих прозрений внятный текст. Навязчивое использование в фильмах образа Зе, по поводу и без повода, превратило в глазах публики и персонаж и автора в клоуна. В восьмидесятые Маринш, как и многие жанровые художники до и после него, зарабатывал на жизнь снимая порно. В девяностые он уже ничего не снимал.
Казалось бы всё, привычный финал таких историй. Но в девяностые видеорынок открыл ранние фильмы Маринша мировой аудитории. Он сразу стал культовым автором, причём в самых неожиданных слоях, я лично впервые узнал о его фильмах из рецензий в легендарной газете Лимонка. В итоге, полузабытый и ставший посмешищем на родине старик начал получать сотни писем от фанатов, любящих его фильмы и искренне уважающих его самого. Для нового поколения бразильцев он тоже стал живым классиком. Власть военных, с её ограничениями, осталась в прошлом. И вот, в возрасте восьмидесяти четырёх лет Маринш обнаружил, что он может получить достаточное финансирование, надёжную команду и заинтересованную аудиторию, в том числе и за пределами Бразилии. А главное - что у него полностью развязаны руки и он может снять то, что хочет. Лучше поздно, чем никогда.
Только всё говорило о том, что уже слишком поздно, шутка ли, режиссёр пенсионер, чей творческий пик пришёлся на шестидесятые снимает через сорок лет третью часть сериала. Подобная авантюра практически обречена на неудачу. Тем удивительнее результат, фильм отличный. Маринш словно скопил за годы вынужденного воздержания творческую энергию и выплеснул её одним оглушающим ударом.
Зе, естественно, не погиб в финале "Этой Ночью Я Вселюсь В Твоё Тело". В этот раз Маринш с нескрываемым удовольствием доснял несколько минут к фальшивому завершению предыдущего фильма, в которых Зе выплывает из болота и вырывает глаза прежде торжествовавшему священнику. На роль молодого Зе нашли парня, удивительно похожего на Маринша сорокалетней давности. Нашли через интернет, парень оделся на Хэллоуин под Зе и выложил фото на свой сайт. И получил через год приглашение сняться в новой части любимого фильма. Отомстив таким образом цензуре Маринш превратил свой эпос в историю самой настоящей инициации. Зе буквально проходит сквозь ад, его неверие проверяется прямой встречей с сверх естественным. И победив свой страх, Зе выходит из под власти метафизического. В новой части ни колдуньи, ни священники, ни призраки жертв, ни ад уже не являются реальной угрозой, такое чувство, что всё перечисленное вставлено в фильм в качестве своеобразной торговой марки трилогии. Зе уже обладает иммунитетом против них, но фильм про Зе без всей этой братии был бы не полон. Реальный враг в этой части - власть, в виде полиции. В былые времена ему бы не позволили снять подобное.
Итак, наш герой все сорок прошедших лет провёл в тюрьме строгого режима, занимаясь там истреблением охранников и сокамерников. Наступившие либеральные времена внезапно привели к тому, что по закону столь мирное и безвредное создание должно быть выпущено на волю чуть ли не с извинениями. На воле Зе встречает не только новый мир, но и небольшая секта боевых готов, готовых служить ему до смерти. Зе уже глубокий старик, времени на зачатие наследника осталось мало, так что поиски сильной и бесстрашной матери обретают гигантский масштаб. Женщин пачками похищают и всячески пытают. Тех, кто встретил пытки со страхом и слезами, убивают, редкие исключения объявляются сверхженщинами и включаются в более приятную часть процедуры производства наследника. Одновременно с перечисленным Зе ведёт войну с силами полиции. Выйдя на свободу наш герой сильно удивился, обнаружив привычку бразильских полицейских расстреливать на улице потенциальных "малолетних преступников" без суда и следствия. Как мы помним из прошлой части, для Зе убийство ребёнка является единственным реальным преступлением. Так что у чистильщиков улиц возникли серьёзные проблемы.
Как видно из сюжета, фильм представляет собой лютую мясорубку из секса, садизма, пафоса и метафизики. Всё снято очень крепко и профессионально, спецэффекты на месте. Но Маринш человек старой школы, если есть возможность подвесить реального актёра мазохиста за реальные крюки воткнутые в тело, то это будет сделано. Так же как и зашивание реальной актрисы в труп реальной свиньи. И именно эта старомодность сделала этот фильм моим любимым экспло нулевых. Современное жанровое кино отравлено постмодернизмом и самоиронией. Секс и насилие, базовые понятия этой формы искусства, теперь подаются обычно как цитаты, с подмигиванием зрителю. Это вовсе не плохо, иногда наоборот, но на фоне подражателей Тарантино и компании Маринш выглядит реально круто. Он никого не цитирует, он высказывается. И, благодаря расширению аудитории за счёт более подготовленного западного зрителя, Мариншу теперь ничто не мешало закончить фильм так, как он всегда хотел.
Перед выходом фильма на двд рекламными плакатами с лицом Маринша было обклеено лондонское метро. Трудно назвать это иначе, чем триумфом. Триумфом упорства и одержимости. А значит, в кино ещё остались и то, и другое.
(
Comments |
Comment on this)