Капитализм, как финансовая утопия

Sep 03, 2014 13:00



Эпиграф
«Утопии осуществимы, но под обязательным условием их искажения».
Н.А. Бердяев

Данная статья призвана доказать, что капитализм, равно как и социализм без стремления к освобождению, являются утопиями с точки зрения финансовых отношений.

Прежде всего, читаем об утопии в Википедии (http://ru.wikipedia.org/wiki/Утопия).

Выпишем характерные черты утопий и прокомментируем их.
Характерные черты утопий

1. Общество, которое они изображают, застыло в неподвижности; ни один утопист не изображает изобретенный им мир во временном протяжении.
Вот он - тот самый вечный капитализм. Люди всегда будут жаждать денег! «The End of History and the Last Man» Френсиса Фукуямы, - капитализм, отлитый на века в граните, - вот она, осуществлённая утопия!

2. Все утопии предполагают полное единомыслие, в них присутствует упрощенный взгляд на человека, нет индивидуализации характеров, схематизм в их изображении.
Большинство законов капиталистического государства прямо или косвенно предписывают людям определённое финансовое поведение. Со всей серьёзностью предполагается одобрение предписаний, по крайней мере, большинством. Оцените искажение утопических построений - подумайте, какая часть общества, по-настоящему приветствует налоги, финансовую отчётность или раз и навсегда установленную зарплату при социализме?

3. В утопиях нет каких-либо внутренних конфликтов. Сюжет утопии предполагает описание мира, его законов, взаимоотношение людей, основанных на разумных принципах и поэтому не располагающих к конфликту.
Утопия идеального капитализма предполагает, что все будут честно платить налоги, чиновники не возьмут ни копейки в свой карман, а социальное пособие достанется исключительно тем, кто его действительно достоин получить. И никаких серьёзных схваток быть не должно, а тем более, бунтов или социальных революций. Каково?

4. Все процессы, происходящие в обществах, протекают по заранее установленному образцу.
Этот образец уже вошёл и в учебники, и в конституции. Главный критерий - увеличение прибыли, увеличение количества денег. По этому образцу расписаны функции каждого: если мало денег - нанимайся на работу, если много - нанимай других, спекулируй, лоббируй законы и т.п. Главное - увеличивать количество денег, ибо главный критерий - он самый главный!

5. Эти совершенные общества полностью отгорожены от внешнего мира. Пространство в утопии замкнуто, изолировано.
Капитализм был бы идеальным, однако, откуда-то(?) появляются террористы, гастарбайтеры, китайские подделки и пираты, крадущие интеллектуальную собственность. Будем с ними бороться и продолжать утверждать, что они есть причина несовершенства?

6. Утопиям свойственно изображать свой мир, ориентируясь на некий идеал, оторванный от реальности.
Идеалом является свободный рынок. Какая прелесть! Только непонятно, почему рынок всё ещё несвободный?

7. В утопиях нет сатиры, так как там идет утверждение идеала и противопоставление этого идеала реально существующей действительности.
Так называемые учёные-экономисты убеждены в правильности принципов, лежащих в основе финансовых механизмов. Сомневаться нельзя, тем более, менять. Экономисты точно знают «как правильно», но совершенно неожиданно реальность портит их идеалы банковскими кризисами и обвалами бирж.«Утопии осуществимы, но под обязательным условием их искажения»

Да. Мы действительно живём в утопии. И наше счастье, что эта утопия пока ещё не осуществлена окончательно.

Окончательно осуществлённая утопия описана Джорджем Оруэллом в романе «1984». Финансовая утопия капитализма, равно как и социализма без цели, в своём идеальном виде сводится к одной формуле: «Старший Брат смотрит на тебя». Идеальный капитализм трансформирует общество в тотальный электронный концлагерь, в котором ежесекундно кто-то контролирует ваши деньги.

А теперь, ещё раз обратимся к Н.А. Бердяеву:
«Но утопии оказались гораздо более осуществимыми, чем казалось раньше. И теперь стоит другой мучительный вопрос, как избежать окончательного их осуществления […] Утопии осуществимы. […] Жизнь движется к утопиям. И открывается, быть может, новое столетие мечтаний интеллигенции и культурного слоя о том, как избежать утопий, как вернуться к не утопическому обществу, к менее „совершенному“ и более свободному обществу».

Николай Александрович указывает нам к чему надо стремиться - к более свободному обществу. Приклеивание же к «свободе» этикетки «утопия» выворачивает наизнанку простой и ясный ход мысли.

Разоблачить утопию капитализма способны современные информационные технологии. Увы, немногие из наших современников способны спокойно разобраться с механизмами, обеспечивающими финансовую свободу и финансовое равноправие. Отказ от восприятия нового - явление типичное (см. «Структура научных революций» Т. Кун).

Если новшества и ход рассуждений не вписываются в шаблон, то зашоренность сознания ищет спасения в ярлыках: «бред», «чушь», «такого не может быть» и других жупелах. Приведём несколько примеров из истории техники:
  • Самодвижущийся экипаж (автомобиль) - утопия.
  • Летающий аппарат тяжелее воздуха (самолёт) - утопия (даже в Библии упоминалось об этом).
  • Передача звука и изображения на дальние расстояния - утопия.
  • Искусственное космическое тело (космический аппарат) - утопия.
  • Беспроводная связь для миллионов людей - очевидная утопия (любому радиотехнику совершенно очевидно, что радиочастотных ресурсов на всех не хватит).
  • Кибернетизация финансовой системы - это уж точно утопия.
Неспособность выйти из плена стереотипов выливается в демагогию о том, что, дескать, « примитивные деньги будут всегда и, следовательно, капитализм вечен».

Бердяевская философия помогает раскрыть глаза. Утопия - это оковы зашоренного сознания, это жизнь в плену, в неволе, в клетке, якобы золотой. Финансовые оковы на человека надевает мечта о совершенном капитализме. Идеальный капитализм утопичен и поэтому все его реальные воплощения отвратительны. Насущной задачей становится освобождение от утопии, и для этого освобождения есть все необходимые технические средства.

Подобно тому, как человечество не может вечно пользоваться каменными топорами, на смену каменным приходят стальные топоры, а затем, - электроинструменты, таким же образом механизмы финансовых систем и связанные с ними социальные отношения будут меняться. В зависимости от длительности сдерживания, социумы либо будут разворачивать постепенные реформы, либо будут поднимать восстания и свершать революции.

Финансовая свобода - смертный приговор капитализму.


«Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут - и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут».
А.С. Пушкин
Previous post Next post
Up