Leave a comment

Comments 6

bolkunac March 30 2009, 11:47:01 UTC
Интерпретация результатов опросов неизбежно чревата некоторой произвольностью. А у Дубина (и у Гудкова - я почему-то этих двух авторов воспринимаю как некое единое целое, как мне кажется, уж очень песимистичное восприятие российского общества, что и сказывается в их интерпретациях...

Reply

serj_sven March 30 2009, 12:41:02 UTC
Да, мне тоже кажется, что их восприятие России (и советской, и современной) изначально пессимистично, а западных обществ - напротив, несколько идеализированно. Но на уровне обобщений спорить очень трудно, тут каждый сам выбирает себе позицию. Спорить и уточнять можно на уровне конкретных интерпретаций данных, и здесь это необходимо.

Reply


asafich March 30 2009, 18:13:06 UTC
Я согласен, что суждение бездоказательно - но я бы предложил другое объяснение приведенному факту. Дело тут, по-моему, прежде всего в причастности пожилых людей к той "субкультуре" домашних библиотек, которая поддерживалась в советское время, а сейчас стремительно исчезает. В СССР книга была, помимо прочего, одним из предметов статусного потребления: полки с книгами часто выставлялись на видном месте, служили своего рода "лицом" хозяев жилища. Иметь какие-то книги было очень престижно, другие - неприлично. Разумеется, книги тогда читали больше, чем сейчас, но вот какую роль играло чтение в становлении личности - это большой вопрос. Поэтому я сомневаюсь, что "культ" литературных текстов так уж свойственен пожилым людям. Скорее, они просто следуют привычным для них практикам чтения.

Reply

serj_sven March 31 2009, 09:28:42 UTC
Я говорю здесь не столько о собственно пожилых, сколько о гипотетической социальной группе, объединенной определенным типом культуры чтения. Просто у людей пожилого возраста, пожалуй, несколько больше вероятности туда попасть. Но вообще этот тип читательской культуры к возрасту не привязан - скорее, он связан с определенными психологическими особенностями.

Reply

asafich March 31 2009, 10:02:55 UTC
То, что такой тип чтения существует - спору нет. Вопрос же, как я понял, в том, как этот тип чтения связан с тем, что люди читают книги преимущественно из домашних библиотек. Вероятно, люди, ориентированные на "личную классику", почти все держат её дома - но обратное, как мне кажется, неверно: из наличия домашней библиотеки вовсе не следует, что её обладатели постоянно перечитывают небольшой набор книг. Я, например, нередко покупаю книги впрок, чтобы когда-нибудь прочитать, и рано или поздно прочитываю. То есть в том опросе я бы попал в одну компанию со "стариками" - но при этом у меня явно иной тип чтения, чем тот, про который пишете Вы.

Reply

serj_sven March 31 2009, 13:11:52 UTC
Да, Вы совершенно правы. Наличие домашней библиотеки может вытекать из самых разных причин, и предполагаемый тип культуры чтения - лишь одна из них, и вряд ли самая массовая (если у нас ВООБЩЕ ЧИТАЕТ ЧТО-ЛИБО 54% населения, то в целом по генеральной совокупности подобных носителей культуры будет едва ли процента 3, если не меньше - в пределах статпогрешности).
Кстати, я в некотором роде тоже попал в одну компанию со "стариками", а у меня тип чтения где-то посередине между Вашим и описанным мною :) Так что гипотеза нуждается в развитии и дополнении.

Reply


Leave a comment

Up