«Ниобе», ставший «Далмацией» и «Каттаро»

Oct 03, 2024 09:12



В дополнение ко вчерашнему ролику о малых боевых кораблях итальянского флота. Там были упомянуты канонерские лодки, самой большой из них была «Каттаро» - бывший югославский крейсер «Далмация», ранее бывший германским «Ниобе». Предлагаю ознакомиться подробее с непростой судьбой этого корабля в изложении германо-хорватского историка Звонимира ( Read more... )

канонерские лодки, малые страны, kriegsmarine, regia marina, германские крейсера, крейсера

Leave a comment

Comments 18

reedcat1965 October 3 2024, 06:49:38 UTC

А как получилось, что в Кригсмарине было два тезки?

Reply

sergiovillaggio October 3 2024, 07:25:20 UTC
Традиционное название. Первому просто вернули прежнее имя, второй появился уже после того, как первый погиб. Зенитным плавбатареям давали имена из той же серии.

Reply

reedcat1965 October 3 2024, 07:29:43 UTC

Хм, таки да. И оба под этим именем недолго прослужили.

Reply

sergiovillaggio October 3 2024, 08:10:58 UTC
Первый формально меньше месяца, второй целых четыре.

Reply


severok1979 October 3 2024, 07:11:23 UTC

"Ниобе" был на столько стар, что даже не участвовал в ПМВ и в ноябре 1916 был разоружен.

Reply

kostyuhin October 3 2024, 10:22:38 UTC
До этого он вполне поучаствовал в войне, хотя и не отметился в громких операциях. А разоружен был вместе с рядом старых кораблей в первую очередь из-за нехватки экипажей для подлодок. Впрочем, это же разоружение и продлило ему жизнь на четверть века по сравнению с более новыми единицами.

Reply

severok1979 October 3 2024, 10:27:46 UTC

Участвовал, стоя на якоре в базе.

"В ходе мобилизации после начала Первой мировой войны 2 августа 1914 "Niobe" снова ввели в строй для береговой обороны и он дислоцировался в Немецкой бухте. С 28 августа по 2 сентября и с 23 декабря (по др. данным - с октября) 1914 командир крейсера также выполнял функции командующего базовой флотилией в Яде и Везере.

5 сентября 1915 "Niobe" была выведена с активной службы, а через четыре дня экипаж сократили, но тем не менее, корабль остался в строю. Далее он использовался, прежде всего, как плавучий офис для различных штабов. 14 января 1916 года крейсер вновь избрал в качестве своего флагмана командир флотилии Яде и Везера, когда был списан его предыдущий флагман "Siegfried". С 6 июня по 3 июля 1916 корабль использовался, как штаб для командира IV разведывательной группы коммодора Людвига фон Ройтера. С 20 августа 1916 он стал штабным кораблём командира I разведывательной группы контр-адмирала Франца фон Хиппера. В этот период Хиппер организовал офис Befehlshabers der Sicherung der Nordsee ( ( ... )

Reply

kostyuhin October 3 2024, 10:43:43 UTC
"Дислоцировался в Немецкой бухте" - не означает "стоял разоруженным и выведенным из активного состава флота". Просто вопреки ожиданиям англичане не стали лезть в "мокрый треугольник" навстречу атакам миноносцев, и эти миноносцы не пришлось поддерживать крейсерам. И когда это стало окончательно ясно, т.е. через год после начала войны, тогда "Ниобе" и низвели до уровня штабного корабля. Ибо дефицит кадров начал сказываться уже тогда.

Так что год старый крейсер благополучно послужил в активном составе флота, пусть и на второстепенном направлении.

Reply


ext_6532244 October 3 2024, 12:16:19 UTC
Сергей, а почему такой странный состав вооружения во у югославов? Он же у них учебный корабль?

Reply

sergiovillaggio October 3 2024, 13:11:34 UTC
А какой должен быть? Тут полностью универсальные орудия фирмы "Шкода", чехи и югославы входили в Малую Антанту. Такие же пушки стояли на плавбазе гидроавиации "Змай".

Reply

aka_b_m October 3 2024, 13:34:07 UTC
А что было с машинами? По логике при модернизации должны были сменить, раз уж даже форму носа прооперировали.

Reply

sergiovillaggio October 3 2024, 14:08:00 UTC
Не меняли. Нос переделать много проще.

Reply


ext_6111042 October 4 2024, 07:50:02 UTC
Странно, что итальянцы корабль с относительно мощной ПВО не использовали для сопровождения африканских конвоев. Да и бронепалуба - штука нелишняя. Помнится на "Коминтерне" удержала крупную авиабомбу без особых последствий, и вообще живучесть немецких малых крейсеров (а тип "Газеле" НЯП в определённой степени их прародитель) была феноменальной.

Reply

petrosipov1981 October 4 2024, 18:18:03 UTC
Скорее всего машины убитые были очень. Да и югославские 83.5мм зенитки не на вооружении, как там со снарядами - неясно. Немцы Змая в итоге на 105мм зенитки переделали, именно из-за нехватки 83.5мм снарядов. Да и против эсминцев британских 83,5 мм снаряды слабоваты.. Чтобы конвои сопровождать надо было бы их менять, на что-нибудь вроде 90мм зениток, или Минизини 100мм менять, а они весьма дефицитные.

П.С. Посмотрел что немцам при оккупации Чехословакии досталось 119 83.5мм зениток и 315 тысяч снарядов к ним. Так что либо немцы их "зажали", либо успели потратить по линии Мажино и в своем ПВО.

Reply


ext_6111042 October 4 2024, 07:56:59 UTC
Знаковый корабль, спасибо за хороший пост, кое-что узнал о нём нового. Мне всегда были особенно интересны корабли начала века - участники ВМВ. Зачастую они оказывались весьма полезными, давая фору многим молодым собратьям. Наверное многим флотам стоило потратить сравнительно небольшие деньги на ремонт и модернизацию и сохранить больше единиц в составе. Кораблей второй линии всегда не хватало, а использовались они куда интенсивнее современных ЛК-КР.

Reply


Leave a comment

Up