«Ниобе», ставший «Далмацией» и «Каттаро»

Oct 03, 2024 09:12



В дополнение ко вчерашнему ролику о малых боевых кораблях итальянского флота. Там были упомянуты канонерские лодки, самой большой из них была «Каттаро» - бывший югославский крейсер «Далмация», ранее бывший германским «Ниобе». Предлагаю ознакомиться подробее с непростой судьбой этого корабля в изложении германо-хорватского историка Звонимира Фрайфогеля. Это перевод соответствующего отрывка из его статьи про германские крейсера типа «Газелле» в журнале «Okrety Wojenne», №185 (3/2024).

В качестве иллюстраций постарался собрать самые незаезженные фотографии этого корабля в разных ипостасях.



Учебный крейсер "Далмация" в походе, 16 августа 1928 г.

3 февраля 1919 г. «Ниобе» был выведен из кампании. В строй крейсер больше не вводился, и оставался в резерве до 24 июня 1925 г., когда был исключен из списков флота и продан Королевскому Югославскому флоту в качестве учебного корабля (Bereisungsschiff) под наименованием «Далмация» («Dalmacija»). Крейсер был перестроен на верфи «Deutsche Werke A.G.» в Киле под руководством югославского капитана Франьо Вучерера, корабельного инженера майора Мирослава Добровника, поручика Марко Гргича и корабельного инженера Йосипа Скарицы. Проект и работы дополнительно контролировались голландской фирмой «Piet van Wienen», ответственной за контракт на закупку. Крейсер был поставлен новым владельцам без вооружения, прибыв в порт Тиват 3 сентября, после 14-дневного плавания, и там был официально введен в строй. Его новое вооружение - шесть 83,5-мм/55 зенитных орудий Škoda M.27 - было установлено в Арсенале Тивата в 1927 году. Два орудия разместились на носу и корме, четыре - по бортам. Также корабль был вооружен четырьмя 47-мм/44 скорострельными зенитными орудиями Škoda и двумя 15-мм зенитными пулеметами Zbrojovka. Предполагалось установить два торпедных аппарата, но от этой идеи отказались. В качестве учебного корабля «Далмация» имела экипаж из 300 человек, в том числе курсантов Военно-Морской академии в учебных походах.

«Далмация» совершила несколько походов по восточной и западной частям Средиземного моря, посетив Корфу, Александрию, Яффу, Мальту и Марсель. Краткий мирный период подошел к концу в 1939 году, с началом Второй мировой войны. Королевство Югославия с 1934 года все больше входило в орбиту стран «Оси». Подписание пакта с державами «Оси» 25 марта 1941 г. спровоцировало переворот сербских генералов двумя днями позже, за которым 6 апреля последовало вторжение держав «Оси». «Далмация» (флагман югославского флота, под командованием капитана 1 ранга Ивана Левеча) и другие югославские военные корабли практически бездействовали во время короткой десятидневной войны и были захвачены Италией. Одна подводная лодка, два торпедных катера и несколько гидросамолетов бежали к англичанам.

Новыми владельцами «Далмация» была переименована в «Каттаро» («Cattaro») - в честь итальянского названия залива и города Котор (ныне Черногория), - переклассифицирована в канонерскую лодку и передана Школе артиллерии в Поле, заменив старую канонерскую лодку «Аврора» (бывш. «Таурус»). Ее первым итальянским командиром стал капитан 3 ранга Алессандро Лаванья, которого позже сменил капитан 3 ранга Джованни Мараццио. «Каттаро» служил кораблем-целью для итальянских подводных лодок и торпедоносцев. 30 июля 1942 г. корабль был безуспешн атакован у мыса Промонторе (Премантура) британской подводной лодкой «Травеллер».

В мае 1943 года он обстреливал позиции югославских партизан, а во время перемирия Италии с западными союзниками в сентябре 1943 года находился на ремонте в Поле, где его захватили немцы.  Корабль был снова переименован в «Ниобе», и его командиром стал капитан-лейтенант Хоффмейер-Злоттник. «Ниобе» был включен на 11-ю флотилию сил охранения (11.Sicherungsflottille) на Адриатике. В ноябре-декабре 1943 года он участвовал в нескольких операциях и 6 декабря снова вышел в море, но вечером 19 декабря из-за тумана и неправильной навигации сел на мель в заливе Св. Анте на острове Силба.

Несмотря на помощь миноносца ТА-20 и нескольких спасательных судов, прибывших из Триеста, снять крейсер не удалось. Известие о том, что корабль сидит на мели, достигло британской базы торпедных катеров на острове Вис. Британцы отправили к острову Силба два торпедных катера - МТВ-298 и МТВ-226. Они атаковали «Ниобе» в ночь на 22 декабря.

Корабль был поражен двумя торпедами: одна попала в корму под командирским салоном, другая в середину корпуса. Из-за мелководья взрывом перебило киль, и корабль был почти полностью разрушен. Семнадцать членов экипажа погибли, шестнадцать получили ранения. Буксир «Паренцо», пришвартованный к «Ниобе», был поражен третьей торпедой и затонул вместе со всем экипажем из девятнадцати человек. Торпедные катера не были замечены и без препятствий вернулись на Вис, поэтому немцы сочли, что «Ниобе» был атакован торпедоносцами противника с низкой высоты.

Уцелевшие с «Ниобе» были переведены на другие корабли 11-й флотилии сил охранения, вооружение и часть оборудования были сняты, а корпус оставлен на месте, послужив для местного населения и партизан источником ценных материалов, особенно угля.

Остов был разобран на месте югославской компанией «Бродоспас» («Brodospas») из Сплита в период с 1947 по 1952 гг., но отдельные части корабля и его оборудования все еще можно найти на Силбе.


Канонерская лодка "Каттаро" в качестве корабля-цели



"Ниобе" в Поле в октябре 1943 г. Обратите внимание на "балочные" кресты, нанесенные на борта у среза полубака.

Далее будут фотографии торпедированного "Ниобе":








канонерские лодки, малые страны, kriegsmarine, regia marina, германские крейсера, крейсера

Previous post Next post
Up