Рано или поздно, так произойдет,
Все погаснут звезды, небо упадет.
Грустная минута, горе через край.
Ты захочешь чуда, ты захочешь чуда,
Так захочешь чуда, что поверишь в рай.
Г. Сукачев. Птица. Утро следующего дня. Подъем в 8:30. Погода отличная, солнце светит, ветер наш и в норме.
0. Маршрут 4-ого дня.
Прощальный взгляд на заставу, и сразу взгляд за горизонт - путь зовет.
1. Телега, на которой подвозилось топливо в дизельную.
Теория. Ежели солнышко светит, то даже утром ), настроение великолепное, надежды радужные, мир наполнен жизнью, зелень тянется к солнцу, а вот если солнышка нет - уже грустнее, и не дай бог еще и ветер задул, да дождь пошел - прячься, закрывайся в дом, включай тоску).
2. Топливо везлось с пристани (самый распиаренный мусор на севере. Еще пяток-другой лет и сгниет сам :) ).
Но пора выдвигаться!
Выйдя в море теория заиграла другой стороной - небо заволокло, ветер стал свежеть. Смена погоды произошла практически мгновенно, только мы вышли из устья в море, кто-то щелкнул выключателем.
Проходим губу Мертвецкую, потом острова такие же живые, а волнение в море всё усиливается. Опять внутреннее напряжение, черт побери.
В памяти всплывают слова Константина, капитана Катарины: "Места там гиблые".... и многозначительная пауза... "случАй чего - никто не найдет"...
Но ветер попутный - и мы летим себе в волнах на поднятых парусах ))).
Паруса..., они же парус нас радует. Его несколько болтает из стороны в сторону, начиная с определенного ветрового диапазана, где-то с 7 м/c.
Видимо не совсем точно выбраны места крепления оттяжек на гиках и слабовата конструкция как узла крепления тройников, так и вся конструкция в целом.
Но ничего - работает, перетереться там, как и сломаться нечему - так что пока так и идем.
3. Такой вот южный берег Баренцева моря.
После м. Ягодного начинаются отвесные скалы - никаких вариантов экстренного выбрасывания.
Где-то на огромной высоте (так кажется с воды) опять домик связиста. Эти домики для нас уже стали аналогом телефонки на берегу. Порой их не различить с воды, порой они уже разрушились и лишь по остаткам бревен можно догадаться об их бывшем наличии.
4. Изба на верхушке горы.
Спустя час после выхода из В. Лицы мы уже не гребем, так как нас прилично тянет парус, всё больше подправляем курс, который сбивает накатывающаяся на нас сзади волна. Мысленно начинаем себя ощущать так же, как и позавчера на подходе к Федотовке, но виду не даем - пытаемся местами хохмить, повторяемое "места там гиблые" пока еще воспринимаем как шутку. Но внутре, ( камни в почках (с)) психологически, уже тянем в какую-нибудь уютную губу по курсу. На ходу изучаем все изгибы береговой линии, чтобы в случае резкого ухудшения погоды знать куда прятаться. Че-то в порывах ветра становится совсем напряжно.
После длинного участка отвесных скал входим в губу у горы Белая - там, судя по карте - песчаный берег и спокойная от северо-западного наката бухта.
Как обычно, на мысах у входа в губу резвятся тюлени, а зеркалка у нас убрана... Панасоник же никак не может поймать пугливых тюленей. Вообще, что-то с тюляшами не складывается пока, даже в М. Волоковой, что у пол-ва Средний, тюлени не такие пугливые, тут же сплошные хитрецы какие-то. Покажутся спереди на секунду-другую, потом поднырнут и вдруг сзади метрах в 10 за байдаркой как фыркнут всплывая и тут же снова погружаясь.
- Фьорд горы Белой, говорю я, задирая голову на 200-от метровую гору справа.
- Норвежские слова здесь неуместны, говорит Виталя.
- А что-же это, если не фьорд?
- Губа!
В губу влетаем на попутном ветре, уже видится песочек пляжа, и вдруг ветер разворачивается и начинает выдувать нас из губы.
Что за фигня?
В два весла кое-как причаливаем к берегу.
Надо размяться, успокоить нервы, да и перекусить, время уже обеденное.
Прохаживаемся по земле, чтобы размять подзатекшие ноги, весь берег устлан медвежьими экскрементами. Буквально на каждом метре есть клеймо собственника.
Прямо не один медведь, а стадо дристунов тут тусило говорит Виталя, а сам крутит вокруг головой ))).
5. Обед в кафе Белая ). Что-то тут явно диссонирует ).
Отобедали быстрей, чем хотелось бы... еще и ветер в ущелье с высокими отвесными стенками дует пронизывающий. Видимо это ущелье - аэродинамическая труба, вот из-за постоянного здесь ветра, она и нравится зверям - гнус сдувается.
У нас же, если и были мысли переждать погоду тут, то они трансформировались в "надо пока погода еще больше не испортилась дойти до следующей губы" ))).
Хотя..., у меня какой-то сильной боязни медведей уже нет, после случая с улепытывающим от меня в метрах в 50 косолапого - совсем я обнаглел осмелел похоже ). Но поглядываю, Виталя фалшьфеер взял или нет? ))).
Вышли в море. На выходе из губы, свежий северо-западный ветер, на траверзе безымянного мыса на выходе из Белой попадаем в сильную отбойную волну - стараемся уйти подальше в море. Море с грохотом бьется о каменные стенки - равнодушная безумная сила... Сколько лет каждую минуту бьются волны о каменную стенку? Думаю, хорошо наверное на берегу под это все умно размышлять о сущем, о преимуществах лодок, байдарок всяких. А нам сейчас, вот тут, веселей - 28 см борт, и сзади накатываются океанские волны. Если обернуться назад во время наката волны, то видишь, как она сначала нависает над тобой, потом поднимает и кидает вперед... в отбойную волну! Отошли от берега почти на километр - стало получше... но только с отбойными волнами.
Налегли на весла - летим. Теперь, один из нас обязательно должен грести для поддержания курса и во избежание разворота вдоль волны.
С расстояния почти в километр от берега рассмотреть пригодное для выброски место невозможно. Пытаюсь найти карту где-то под юбкой чтобы рассмотреть берег для экстренной высадки, черт, куда-то завалилась... Кое-как нахожу.
- Что по карте?
- Ближайшая губа то ли Червяная, то ли Черепная... Воды вроде в ней нет.
- Мертвецкая была, значит эта Черепная. А дальше что?
- Дальше в 5-км губа Сидоровка.
- Дотянем?
- Х.з.
- Между Черепной и Сидоровкой есть куда сунуться?
- Не-а, сплошные скалы похоже.
Молчим, обдумываем. В молчании этом каждый пытается почувствовать величину опасности, как бы заглянуть вперед.
Кадр из последнего видео-эпизода с заключительной фразой Витали: "Все, больше не могу снимать."
6. Накат. Пока еще без барашков над головой. Съемка с плеча Витали.
Где-то с этого момента ни фоток, ни видео уже нет. Начался, как говорит сынишка мой, сплошной трэш.
Вот они, адреналиновые секунды, минуты, то за чем гоняются некоторые, придумывая нелепые ситуации в переполненных мегаполисах.
6. Горю не поможешь, не пойдешь к друзьям.
Если сам не сможешь, не захочешь сам,
Все с тобой случится то, что суждено.
Только в небе птица, в синем небе птица,
Раненая птица, будет все равно.
Чтобы лучше был виден рельеф или просто жмет страх, но подошли ближе к берегу. Тут же, напротив м. Корабельная пахта вновь попадаем в игольчатые волны, по байдарке как-будто бежит дрожь от них.
Проходим Пахту - игра в кошки-мышки с волнами в разгаре.
Какое-то время мне даже нравится эта игра. Кто кого? Вот она подлетает сзади, кричу вперед Витале - накат! Начинаем активно работать веслами. Взлетаем на гребень волны и летим на нем вперед, йоохохо! Страшно, и от этого вставляет сильней. Эпизодически высота волн то вырастает, то снижается. Пройдя еще с километр, ощущаем, что ветер значительно усиливается, и волны в максимальной амплитуде становятся реально страшны. Иногда волне удается почти развернуть нас вдоль, но мощными, сплоченными гребками удается исправлять положение. Как долго сможем противостоять?
Эх, если бы на нас были гидрокостюмы! Но они слишком тяжелы. Вот жилет, что на мне, он самый легкий и яркий, он поможет дешевле найти труп. Ведь нам, с нашей комплекцией минут 15-20 это все, на что нас хватит в "теплых" водах Баренцухи. По статистике, при температуре воды чуть выше нуля, времени на активные двигательные движения до наступления судорог еще меньше - минут 5. Доплыть до берега, возможного к высадке в такое волнение невозможно.
И мы идем, с невероятной для Налима скоростью, но как же медленно приближается Сидоровка!
Ветер продолжает усиливаться, наш парус натянут как струна и с неистовой силой бьется вправо-влево. Хоть бы выдержал крутится в голове. Понимаю, конец парусу - конец нам.
Это он дает дополнительную скорость, позволяющую идти на волне, а не быть ею брошенными. Сейчас наша постоянная скорость за 10 км/ч, GPS на волне кажет фантастическую максимальную 18 км/ч. Зря не завернули в ту губу, фиг с ней, будь она хоть трижды Черепная.
Как и на подходе к Федотовке, разговоры сейчас в байдарке сугубо по делу, работаем в режиме передачи конкретной информации: Накат, слева, справа, еще накат. Я, сидя сзади ощущаю приближение волны первее Витали и вынужден крутить головой в направлении, противоположном направлению движения. Волна сзади может придти с разных направлений и если вовремя не скомпенсировать байдарку перпендикулярно движению волны, то нас обязательно перевернет.
Еще несколько минут полета, начинаю придумывать молитвы, каяться, вспоминая грехи.
Усмехаюсь над собой, что делать этого не умею.
Вот уже показался вход в губу, видна совершенно отвесная 50-метровая противоположная стенка скалы.
Хотя бы до губы дотянуть, а там, если что доплывем как-нибудь, если и перевернет.
Дотянули!
Несмотря на плавный изгиб губы, волны в ней сразу умерили свой пыл, и только ветер продолжает гнать нас с прежней силой.
На подходе к берегу уже не боимся, что можем перевернуться, а радуемся. Пусть перевернемся, главное, что уже дно под ногами рядом!
Вылетаем на берег. Переводим дух. Приходим в себя. Смотрим друг на друга и лыбимся как дурачки.
- А чего все-таки парус так болтало?
- Да фиг знает.
7. Все нормально. Парус не может работать на такой силе ветра. Конструкционно слабоват. А волны с берега не такие и страшные.
Затащили шмурдяк на песчаный обрыв, пошли искать место для лагеря. Пригодного места навалом, но ветер! Ветер заставил отойти метров на 200 от берега.
Поставили палатку, ну что, Сидоровка, идем знакомиться?
8. Панорама губы Сидоровка. (кликабельно).
9. Панорама губы Сидоровка. (кликабельно).
Пошли сходим к устью, воды на чай наберем заодно.
10. Рыбак
Тут встречаем двух мужиков - рыбачат нахлыстом семгу.
- Привет парни.
- Здравствуйте.
- Вы откуда?
- Мы с моря ) на байдарке пришли.
- Так та тряпка белая, с носовой платок, что несло по морю - это байдарка что-ли?
- Ага.
- Ну вы блин даете!
- Угу. А вы сами откуда?
- Мы из лагеря, рыболовного.
- А далеко он?
- Километрах в четырех, вверх по реке.
- А связь с миром у вас там есть?
- Есть, минута - один бакс.
- Отлично! А вы из какого города?
- Из Сибири.
- Дык у вас там своих лососевых хватает..., да и к Дальнему Востоку вы поближе - там ваще руками красную ловят )))
- Хватает, но семга ваша круче, с ней тягаться гораздо интересней.
- Понятно... А если не секрет, дорогая путевка?
- Да не секрет, около двух тысяч баксов на неделю. Это самая дешевая, только перелет и проживание. И лагерь на Сидоровке самый бюджетный...
- Ок, ну ни хвоста ни чешуи )
- Спасибо.
На том и разошлись.
Вернулись к палатке с мыслью, что без точного, благоприятного прогноза в море больше ни ногой. Пока Виталя колдовал над чаем, я поскреб по сусекам и достал старый, боевой, в изоленте Глобалстаровский терминал, тот самый, что так почти и не использовался нами на Поное. Без особой надежды, мы ведь даже не на горке, а в низинке, вокруг скалы, особенно на юге, там где летают спутники. Включил, и о чудо! Три палки связи! Фига се, а все твердили, что Глобалстар на севере Кольского почти не ловит. Тааак, от радости даже не знаю кому звонить в первую очередь. Выбрал прогноз. Вставляю свою мегафоновскую симку, звоню товарищу. Экономлю время и батарейку. Задаю вопрос, потом перезваниваю. Тут связь начинает пропадать. Черт, ушел спутник что-ли? Наконец, нашел место. Раза с пятого узнаем прогноз. Все тот же северо-запад, 6-7-8 м/c, в порывах до 12 м/c. Что ж, опять на грани. Но сегодня явно было хуже, за 10 м/с на постоянной основе, сказал Виталя, как опытный кайтер ). Домой звонить не стал - батарея старенькая - надо поберечь, пригодится еще.
Заправили термос и решили прогуляться до лагеря, размять ноги. 4 км туда, 4 обратно - бешеной собаке, семь верст не крюк ).
11. Пойма в устье Сидоровки.
12. Устье в прилив.
Во время прилива в море можно выйти без проблем сплавляясь по реке... Об этом мы вспомним на следующий день.
13. Панорама устья Сидоровки (кликабельно)
13. По тропке вдоль Сидоровки. И я не чищу объективы ).
Не прошло и часа, как мы бодро добежали до рыболовного лагеря.
14. Лагерь на Сидоровке.
Нам навстречу вышел управляющий.
Лагерь на Сидоровке небольшой, бюджетный. Административно относится к центральному лагерю на Варзине.
В основном, здесь рыбачат рыбаки из России.
Сейчас почти все на реке, поэтому поглазеть на "чудаков" нашлось немного людей.
- А много у вас туристов таких, как мы, ходит?
- Нет. Я здесь не первый год, кроме Вас и мужика в прошлом году помню только рассказы про двух мужиков и женщину несколько лет назад.
- А что за мужик был в прошлом году? Вы же далеко от моря находитесь, в основном все вдоль телефонки топают...
- А он бы тоже мимо нас прошел, да собака его с голодухи видимо от него к нам прибежала, а он за ней к нам в лагерь и пришел. Собака потом у нас и осталась, мужик один дальше пошел.
- Медведи у вас тут не шастают? А то мы в губе Белой медвежье гнездо распугали...
- Ходит один регулярно, до нашей помойки.
-??? А что мусор не сжигаете?
- Дык каша остается - она не горит, вот и приходится ее вываливать на землю. А этому только того и надо.
Обнаглел совсем, когда заезд заканчивается - ходит по лагерю как хозяин. Я Варзину уже сколько раз просил, чтоб с ружьем приехали...
- А связь у вас какая?
- Иридиум.
Мы с Виталей переглянулись - такая же как и на Понойских лагерях.
- Можно от вас позвонить?
- Да, пожалуйста.
Звоню домой, в трубке двойно эхо - говорить жутко неудобно. Передача голоса оказалась настолько отвратительной, что супруга долго мне не верила, что это я звоню. Вы говорит, ошиблись номером ))). После этого Иридиум подупал в моих глазах. У глобалстара с передачей тембра все абсолютно нормально.
Еще немного пообщались и двинулись в обратный путь.
15. Каньон реки Сидоровка.
Назад двигались в два раза дольше, то останавливались ягод пожевать, то пофотографировать заляпанным объективом ).
16. Непуганые куропатки. Можно брать руками - на ужин.
17. Растение, которое я сперва попутал с мать-и-мачехой). Сверху жесткое, снизу - бархат.
18. Он же(белокопытник лучистый), крупнее, но не в фокусе ).
Каменная пустошь над Сидоровкой. Попробуй, найди тут лабиринт ).
В итоге, до базы на Сидоровке шли час, возвращались - два).
Движение и общение с людьми помогло снять стресс от пережитого в море, чему я радовался, так как тащить завтра на себе 35-кг рюкзак совсем не хотелось, а заставить себя завтра выйти в море после сегодняшнего было непросто.
За этот день прошли морем около 25 километров, вкусили лиха и слегка подрастеряли боевой запал.
Видеозарисовочка этого дня:
Click to view
Продолжение
Тут.
Предудущая часть
Тут