Ну Чубайс молодец. Это первое, что приходит в голову после прослушивания его выступления на конференции г-на Мау «Россия и мир: вызовы нового десятилетия». Стенограмма и видео тут
http://www.rusnano.com/Post.aspx/Show/24766. Считаю, что это выступление - даже более значительный шаг к строительству инновационной экономики, чем прошлогоднее послание Дмитрия Медведева. Если, конечно, ему позволят заниматься направлением так, как он себе видит. Хотя если не позволят, тогда будет решительно непонятно, о чем говорил г-н Президент осенью, и кто он вообще такой - лидер нации, или все-таки ширма чиновничьего произвола.
И своими тремя копейками я, конечно же, отвечу на второй извечный русский вопрос, раз уж Вы, Анатолий Борисович, изволите шутить по поводу известного ответа на первый.
Ну-с, приступим к этому приятному занятию.
Мой лирический герой сидит в Михайловской саду
Курит папиросы у всех на виду
Для начала, продолжая ваш экскурс в историю, а в особенности, эпоху холодной войны, которая заставила СССР полететь в космос, а США - на Луну, очень хочется спросить Вас, а какие сопоставимые вызовы Вы видите сегодня, которые способны мобилизовать национальную экономику? Ведь если следовать вашей логике, то столь беспрецедентная концентрация ресурсов была возможна только под угрозой уничтожения противником, который не совместим с Родиной по образу мысли.
Фактически вариантов всего два: для того чтобы делать это (делать то, что Вы задумали), и не с трибун, а реально, ведь Вы предлагаете изменить политические приоритеты целого государства, прочно сидящего на сырьевой ренте, и мыслящего рентными (а значит, заведомо коррупционного и нерыночного), надо либо найти точку мобилизации, либо научиться работать со сверхсложными системами аналогичного класса.
И что удивительно, оба этих способа при внимательном анализе приводят к одному и тому же. Ну да ладно, все по-порядку.
И если верить в то, что завтра будет новый день
Тогда совсем легко.
Вначале рассмотрим вопрос точки мобилизации. Фактически мы ищем угрозу, сопоставимую с противостоянием СССР и США. Т.е. угрозу, потеря контроля над которой приведет к падению не только системы управления, но и радикальное изменение образа жизни всех тех, кому необходимо мобилизоваться.
Где ее искать? В трансконтинентальном противостоянии? Смешно. Ни США, ни Китай, ни десяток менее значительных государств не враги нам сегодня. Конкуренты в международной борьбе, оппоненты в методах и способах разрешения международных конфликтов, даже носители в целом недружественной нашему менталитету культуры, но, по крайней мере, они не угрожают нам столь явно, чтобы это могло подвигнуть элиту мобилизоваться.
Некоторые товарищи, например, авантюрист и алексворд, ищут линию разлома в противостоянии с крупнейшим мировым финансовым капиталом, утверждая, что надвигается серьезнейшая буря, по сравнению с которой весь современный кризис - так, мелкая рябь от утреннего бриза. И, хотя я в целом согласен с их аргументами, замечу, что события, которые возможно грядут, уже находятся за горизонтом инновационной экономики, потому что, как Вы верно заметили, она не появляется на щелчок пальцев за полгода. И, кроме того, когда буря отгремит, на обломках нужно будет как-то жить. В том числе и научиться производить то, что сейчас мы усиленно импортируем, начиная от буровых установок и заканчивая электрическим чайником, без которого мы сегодня не мыслим себе нормального быта.
Можно еще поискать реальную угрозу за пределами нашей старушки Земли. После обильного знакомства с творчеством Голливуда просится падение астеороида или на худой конец, нашествие враждебных инопланетян. Но если под первое есть хоть какое-то минимальное обоснование, например, известный астероид Апофис -
http://ru.wikipedia.org/wiki/99942_Апофис, на котором уже хотел покататься г-н Перминов, то во второе верится вообще малому количеству не вполне адекватных людей. В любом случае, процесс сей весьма случаен. Как следствие, человечество должно быть способно справляться с такими угрозами, но мобилизовать сколь угодно значительную группу людей под такие идеи без совершенно явной и конкретной угрозы представляется сомнительным.
Таким образом, мы приходим к тому, чтобы искать адекватные ожидаемому периоду становления инновационной экономики в России, т.е. в третьей декаде 21 века. Если посмотреть на наиболее популярные источники, например, сюда
http://en.wikipedia.org/wiki/2020s, то в числе прочих, ожидается создание интеллекта, превышающего человеческий, что вполне предсказуемо приведет к сингулярности в терминологии профессора Винджа. Для новичков - смотреть сюда
http://ru.wikipedia.org/wiki/Технологическая_сингулярность, ну и можно еще сюда
http://www.computerra.ru/think/35636/, мои посты на тему Суперинтеллекта (сокращено до СИнт) можно тоже почитать.
Эй, лихие люди, отворяйте ворота,
Вот идет сирень, да не та.
Для совсем ленивых - экспонента в области саморазвития в компьютерной системе с интеллектом, сопоставимым с человеческим, особенно если она посажена на регулирование в сложной реальной технической системе, существенно круче любой экспоненты развития человечества (в том числе и благодаря тому, что так любимая Вами инфраструктура инновационной экономики просто не способна развиваться с соответствующей скоростью). А это в свою очередь, приводит к тому, что прогнозировать развитие человечества дальше невозможно, потому и Сингулярность (уже в терминах теории динамического хаоса).
Таким образом, реальные вызовы, из-за которых вполне себе современная элита уже может не только не усидеть на своих местах, но даже и не остаться жить (по крайней мере, в современном понимании этого слова) мы успешно нашли у г-на Винджа и г-на Лема.
Дракон приземлился на поле, поздно считать, что ты спишь.
Хотя сон был свойственен этому веку.
А причем здесь инновационная экономика, спросят самые нетерпеливые? Между тем, ответ очевиден. Суть в той среде, в которой может возникнуть СИнт, и собственно, что ему будет предшествовать. А предшествовать ему будут сверхсложные самообучающиеся системы регулирования, действующие в конкретных отраслевых условиях (я называю их узколобыми СИнтами потому что они не способны выйти за рамки системы, которую регулируют). Особенность узколобых СИнтов - способность принимать решения с таким количеством входных параметров и находить области оптимизации столь сложно устроенных функций, с которыми не справится не только ни один человек, но даже и слаженно работающий коллектив, который обменивается документами в процессе своей работы.
Запрос на столь сложное регулирование уже начал формироваться. Это и сервис по поставке товаров just in time, позволяющий оптимизировать складские запасы в реальных цепочках добавленной стоимости, и системы управления интеллектуальной собственностью и приоретизации бюджетного финансирования НИОКР (хотя бы в масштабах отрасли, я уж не говорю про государство), и сложные системы разработки современных технических средств (например, буровых платформ). Дальше таких запросов будет больше, это и персонализация изделий и сервисов под потребности каждого клиента, и автоматизированное управление транспортной и инженерной инфраструктурой, и многое другое.
Адекватных комплексных предложений по этим запросам пока нет (что не мешает существовать и работать частным решениям), между тем, даже первые поверхностные оценки показывают возможность кратной оптимизации затрат ресурсов на создание и управление эксплуатацией сверхсложных систем. Переводя на язык обычных экономистов, снижение себестоимости, прямо влияющей на конкурентоспособность производства товаров и предоставления услуг. Причем не только в области производства экономичных ламп накаливания, Анатолий Борисович, а по целым направлениям.
И тут мы удивительным образом приходим ко второму способу обеспечения состоятельности нашей инновационной системы, а именно способности работать со сверхсложными системами. Это достижение - самоценно, т.к. оно позволит не только адресовать самые сложные проблемы (в том числе и в области самой инновационной экономики), но и говорить об отсутствии обязательности мобилизации всего общества. Фактически, хватило бы мобилизации и систематизации работы лишь небольшой его части, не уверен, что только ОАО «РЖД», с которой Вы давеча договорились о партнерстве, но двух-трех госкорпораций и компаний-монополистов - вполне.
И я скажу тебе, того, что есть у нас,
Хватило бы для больших, чем мы.
Резюмируя вышесказанное, ключевым вызовом российской экономике является нарастающая сложность современных технических, экономических и социальных решений, которые необходимо принимать, чтобы остаться на плаву. И системы, способные адекватно ответить на этот вызов, позволят и машиностроение поднять, и чиновников вороватых приструнить. И, самое главное, такие системы позволят использовать тот потенциал наших потенциальных Сикорски и Бриннов, вывести их с кухонь и позволить заниматься бизнесом, не только создавая его с нуля и пробиваясь наверх (что еще долго в России будет намного сложнее, чем в США или Израиле), но и вписываясь в открытые процессы.
Теперь меня могут не понять те, кто с увлечением читал про мобилизацию. Как, спросят они, описываемы мною нью-васюки спасут человечество от сингулярности, на преодолении вызовов которой я предлагал зафиксировать логику развития инновационной экономики. Ответ достаточно сложно сформулировать, в принципе он изложен в двух моих предыдущих постах. А именно, создавая инфраструктуру для совместной деятельности человека и компьютеров, можно обеспечить платформу для эффективной коммуникации человека и машины, что я последнее время начал называть СИнтеграцией, и таким образом, вырастить Сингулярность в себе, вместо того, чтобы получить ее в готовом виде с запада, как мы получили мобильный телефон, мерседес и макдональдс.
Любой стратег согласится с тем, что если пьянку нельзя предотвратить, ее нужно возглавить. Россия в силу естественных причин (к числу которых, кстати, относится и русский язык, культурно изолирующий нас от запада) в случае концентрации усилий на создании т.н. когнитивной инфраструктуры, способна не только догнать наиболее развитые страны по уровню сложности систем, которыми мы можем целенаправленно управлять, но и перегнать их. Особенно если всех накроет второй волной кризиса, как ожидает ряд товарищей.
И это совершенный метод
Жалко что нам не хватает терпения.
И именно это, Анатолий Борисович, а не так любимые вашими подчиненными имущественные комплексы, и всевозможные бумажные центры трансферта технологий, и является той самой инфраструктурой инновационной экономики. Она должна быть как дороги, по которым можно двигаться без препятствий куда угодно и очень быстро, если имеешь автомобиль.
Вы же сегодня заняты в основном созданием городка привелегированных владельцев, на подобии скандально известного поселка «Речник». Каждый будет сидеть за своим забором, тщательно охраняя свою неправедным образом нажитую территорию, никаких автомобильных дорог, и уж конечно никаких радикальных инноваций. Смотрите, у каждого лакомого куска рынка, как и у каждого лакомого куска земли, всегда есть интересанты.
И если сравнивать самостоятельную организационную и технологическую готовность того же РЖД к инновациям, ну скажем, с готовностью того же Бомбардье (я уж не говорю про Тойоту и Мерседес) - извините, мы как были дворовой командой, так ей и остаемся, и никакие центры трансферта технологий этого не изменят. Стоит ли ожидать судебного пристава, с помощью которого такие дворовые поселки разгоняются в угоду имущим реальную власть?
Хочу быть еще конкретнее, но боюсь, что это невозможно в формате жж. Время перейти эту реку в брод, и написать все-таки реальную концепцию когнитивной компоненты инновационной инфраструктуры наноиндустрии. Будем надеяться, я найду силы, время и понимание для этого.
Вот идет Орфей-Пифагор…