НИКОЛАЙ II (и последний) - ВЕЧНО ВЕДОМЫЙ САМОДЕРЖЕЦ (Часть 2)

Mar 17, 2017 18:17

    Продолжение.
    Введение и часть 1 см.: http://sergeyurich.livejournal.com/812342.html.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
    "ГОЛУБЬ" ВИТТЕ и "ЯСТРЕБ" ПЛЕВЕ

Первая половина правления Николая II (вплоть до начала Русско-японской войны и Первой русской революции 1905 года) протекала относительно благополучно. И во многом благодаря тому, что в наследство от Александра III его сыну на важнейшем в империи посту министра финансов достался выдающийся администратор Сергей Юльевич ВИТТЕ.

С. Ю. Витте в 1902 г.:



Проведенная им в 1897 году денежная реформа и последовательная финансовая политика позволили стране демонстрировать небывалые темпы экономического роста (Россия, являвшаяся страной с так называемой "догоняющей экономикой", отставая по важнейшим экономическим показателям от ведущих стран - Великобритании, США, Германии и Франции - стремительно модернизировалась, к началу ХХ века выйдя на 1 место в мире по темпам экономического развития).
    Более того, С. Ю. Витте оказался и талантливым стратегом в области инфраструктурных проектов.



Под его личным руководством, когда он был еще министром путей сообщения, началось строительство Транссибирской магистрали, ставшей ключевой транспортной артерией огромной империи, связавшей Дальний Восток с европейской частью России.



Важность железных дорог для того времени переоценить трудно, и не только учитывая масштабы России, но и потому, что железнодорожное строительство потянуло за собой развитие и других отраслей промышленности (прежде всего горнорудную, металлургию и машиностроение).
    Николай II поначалу охотно переложил на министра финансов множество и других административных функций. В том числе вопросы торговли (особенно внешней), сельского хозяйства и даже образования.

Следует сказать, что Николай II всегда тяготился необходимостью принимать личное участие в государственных делах.     Подобно своему кумиру из XVII века - царю Алексею Михайловичу, его намного больше увлекали вопросы личной жизни, дела семейные и многочисленные хобби.
    "Тишайший" царь любил на досуге играть в шашки и шахматы, разного рода скоморошьи представления, соколиную охоту. И последний русский император тоже любил поиграть в домино, очень увлекался фотографированием, о его увлечении театром (особенно балетом) также всем известно. Вот только вместо соколиной охоты Николай больше любил пострелять по воронам и кошкам (не забывая отметить в своем дневнике о количестве трофеев).



5.09.1895. Охотился в Александрии собственно на старых петухов-фазанов, убил только одного, потому что они все стали прятаться по кустам. Еще убил 4-х зайцев и кошку. Вечером после чаю отправился на старое место тяги около Ренеллы, но там ничего не видел, а убил чайку. После обеда сидели дома, читал.
31.03.1897. Гулял один и убил ворону (38-ю) и кошку.
8.05.1905. В 11 час. поехали к обедне и завтра[кали] со всеми. Принял морской доклад. Гулял с Дмитрием в последний раз. Убил кошку.

Из дневника Николая II (1904 г.):

Поохотился на ворон до обеда.
Сделал хорошую прогулку с Мишей, убил ворону
Гулял долго, убил ворону
Гулял и катался в «Гатчинке». Убил ворону.
Гулял, убил ворону
Гулял долго и убил 2-х ворон.
Долго гулял и убил 2-х ворон.
Катал Аликс в парке; Татьяна гуляла с нами. Убил 2-х ворон.
Ездил на велосипеде и убил 2-х ворон; вчера одну.
Долго гулял, убил три вороны.
я продолжал прогулку и убил пять ворон.
Гулял и убил ворону.
Охота была весьма удачная - всего убито 879 штук. Мною: 115 - 21 куропатка, 91 фазан, беляк и 2 кролика.
Охота была в том же фазаннике и вышла очень удачною. Всего убито: 489. Мною: 96 - 81 фазан и 14 куропаток и беляк.
Всего убито: 490 штук. Мною: 10 тетеревен, рябчик, куропатка, 2 русака и 45 беляков, вальдшнеп, всего - 60.
Всего убито: 210 штук. Мною: 11 тетеревеи, с[ерая] куропатка, вальдшнеп, рябчик, 3 русака и 10 беляков; всего 27.
Всего убито: 670 штук. Мною: 4 фазана, 2 тетерева, 9 сер. куропаток, 7 русаков и 25 беляков - итого: 47 штук.
Убил 144 фазана; всего убито: 522. фазанов 506, зайцев 16.
    Совещания, на которых нужно было решать государственные дела, его тяготили и очень утомляли.
    Но в очень важных случаях он приходил и высиживал долгие часы. При этом царь скорее выступал как прилежный, но безынициативный ученик. Он не мог ни полностью делегировать полномочия своим министрам, ни поноценно включиться в процессы государственного управления.
    Как вспоминал хорошо знавший императора генерал Александр Мосолов, начальник канцелярии Министерства императорского двора, "Николай II по природе своей не любил спорить из опасения, что ему могут доказать неправоту его взглядов или убедить других в этом".
    Император мог внимательно изучать документы, запоминать множество данных (память у него действительно была замечательная), но необходимость выбора ставила его в тупик. Идеальным вариантом для царя стала ситуация, когда за определенное решение на каком-либо заседании выступало явное большинство. Это всегда значительно упрощало политическую жизнь монарха.

С. Ю. Витте это самое большинство чаще всего раздражал, на фоне большинства остальных министров он слыл "опасным либералом". Так, он предлагал повысить роль торгового сословия, "полностью освободить крестьян" (кстати, задолго до сомнительной аграрной реформы П. А. Столыпина). Витте считал, что успешное развитие страны в эпоху капитализма невозможно при сословной дискриминации, потому что привилегии одних (дворянства) и бесправие других (абсолютного большинства населения) - это путь к неизбежной революции.

К несчастью, в том числе и для него самого, Николай II гораздо лучше усвоил уроки Победоносцева, чем опыт Французской революции. А на любом совещании с высшими сановниками или родственниками позиция Витте (к радости Николая II) отвергалась.

Несмотря на это, Витте долго не давал поводов для отставки. Он был осторожным и предусмотрительным политиком. Да и император был не тем человеком, который вызывает министра и говорит: "Я принял решение: вы уволены!".

Как позднее писал лидер партии кадетов П. Н. Милюков, "Николай II был, несомненно, честным человеком и хорошим семьянином, но обладал натурой крайне слабовольной... Николай боялся влияния на себя сильной воли. В борьбе с нею он употреблял то же самое, единственное доступное ему средство - хитрость и двуличность".

(Уж не с Милюкова ли писали Ильф и Петров Кису Воробьянинова? По крайней мере, Ипполит Матвеевич, как и Павел Николевич, тоже был по его признаниям "бывшим членом бывшей кадетской фракции бывшей Государственной думы"...)



Несмотря на очень неоднозначную роль самого П. Н. Милюкова в событиях революции 1917 года, в данном случае, то есть, в оценке личности императора, по моему мнению, он совершенно прав. Ведь "честный человек и хороший семьянин" - это прекрасно, но это не те качества, которые необходимы императору, в особенности если он является самодержцем.

"Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года".
И. Е. Репин (1903 г.):



С. Ю. Витте здесь тоже изображен (пятый слева в последнем ряду сидящих в левом же крае этого огромного эпического полотна).



Тот факт, что Витте здесь отведена далеко не центральная роль, видимо, говорит о том, что Николай II ко времени то ли проведения этого заседания, посвященного 5-летнему юбилею коронации императора, то к к моменту окончания написания этой картины, устал от опеки могущественного министра финансов.
    Именно в 1903 году Витте был назначен председателем Комитета министров. Это была очень почетная должность, которая, впрочем, являлась, по сути своей, скорее номинальной Реально влиять на государственные дела С. Ю. Витте теперь мог с трудом. Главная роль принадлежала не номинальному главе правительства, а министру внутренних дел.

Вскоре Россия проиграла Русско-японскую войну и разразилась Первая русская революция.
    И зловещую роль в этих событиях сыграл новый фаворит Николая II, сумевший войти в ближний круг царя, глава МВД Вячеслав Константинович фон ПЛЕВЕ.

Портрет В. К. фон Плеве работы И. Е. Репина (1902 г.):



В. К. Плеве предложил Николаю II, как ему казалось, надежный и быстрый способ борьбы с нарастающим в России революционным движением и быстро тающей популярностью идеи абсолютной монархии. Нужна "маленькая победоносная война"!
    Какая-то Япония... Разве могут эти "косоглазые макаки" противостоять нашей великой державе?! Да мы их просто шапками закидаем!!!



Все получилось не так:



А вот так:



А Николай II на это "повёлся".

Император, как бы по наследству от своих предков, начиная, наверное, с Павла I, страстно любил все военное. Он при любой возможности носил мундиры разных (в том числе и зарубежных) полков.
    Но надевать на себя военную форму и красоваться в ней - это одно, а вот на самом деле стать военачальником - совсем другое.





С кузенами Георгом V и Вильгельмом II
(при этом, германский кайзер и российский царь
"поменялись" формой):



И даже на знаменитом портрете работы В. А. Серова
Николай II в мундире полковника:



Военные маневры и смотры гвардии приносили Николаю искреннее удовольствие. Он, конечно, не собирался (по крайней мере в 1904 году) примерять на себя лавры полководца, но роль потенциального главы государства-победителя явно льстила самолюбию императора (уж не тень ли Александра I являлась ему в это время?).

Попытка подмены насущных политических и экономических пребразований военным триумфом, как известно, закончилась плачевно.
    Постоянные поражения армии генерала Куропаткина (неплохого штабиста, но совершенно бездарного полководца) в Маньчжурии, предательская сдача Порт-Артура генералом Стесселем, разгром русского флота в Цусимском сражении, неизбежный при тех условиях (обвинять в поражении адмирала Рожественского, на мой взгляд, никак нельзя), но тем не менее, лишивший Россию значительной части ВМС, привели к унизительному миру с Японией.



Сам В. К. Плеве, главный идеолог "маленькой победоносной войны", еще летом 1904 года был убит террористами.



Интересно, что убийство Плеве было осуществлено Боевой организацией эсеров, руководимой Е. Ф. Азефом, состоящим как агент-провокатор на службе Департамента полиции, подчиненного непосредственно министру МВД Плеве. Получается, что Плеве сам заплатил за собственную смерть.

Непосредственный убийца Плеве - Егор Созонов:



И его руководители -
Борис Савинков:



И Евно Фишелевич Азеф:



А заключать мир с Японией пришлось С. Ю. Витте.

Издевательское прозвище "граф Полусахалинский", присвоенное Витте во время революции, совершенно не справедливо, поскольку если бы не его дипломатический талант на переговорах в Портсмуте, условия мира были бы гораздо позорнее (японцы требовали весь Сахалин и значительную контрибуцию).



Русско-японская война сопровождалась более чем крупными "беспорядками" и в Санкт-Петербурге, и в Москве, не говоря уже о многочисленных "возмущениях" в провинциальных городах и в сельской местности, где крестьяне вовсю жгли имения помещиков. "Волнения" охватили армию и флот, что было самым страшным для монархии, привыкшей при любых бунтах опираться на армию.
    В 1905 году судьба монархии висела, что называется, на волоске.



Парадоксальным образом одним из главных спасителей Николая II оказался все тот же С. Ю. Витте.
    Он стал одним из авторов Манифеста 17 октября, который стал прологом к созыву Государственной думы - первого в российской истории выборного парламента.



Конечно же, этот парламент избирался совершенно не демократическим (с современной точки зрения) путем, но все-таки, власть императора перестала быть абсолютной, отныне Россия превратилась в парламентскую монархию.
    Впрочем, больше всего этому радовались тогдашние либералы:



Вскоре революция пошла на убыль, а С. Ю. Витте "в благодарность" фактически вынудили уйти в отставку в 1906 году.
    Одной из причин падения Витте следует признать еще одну особенность характера Николая II. Во всех бедах он был склонен видеть чьи-то происки, измену, стечение обстоятельств, все, что угодно, но только не собственные ошибки и безволие (это, кстати, относится и к 1917 году).

В своих мемуарах С. Ю. Витте вспоминал, как болезненно царь воспринимал его советы создать законодательную Думу: "Я никогда, ни в каком случае не соглашусь на представительный образ правления, ибо я его считаю вредным для вверенного мне Богом народа".
    Обер-прокурор К. П. Победоносцев, как видим, продолжал оказывать влияние на царя даже после того, как Николай уже давно не являлся его воспитанником...

К. П. Победоносцев - член Государственного совета на картине Репина:



Никаких серьезных уроков Николай II из событий 1905 года, по видимому, не извлек. Он был очень раздосадован необходимостью созыва Думы и рассматривал ее как временное недоразумение.
    И тут появляется Столыпин...

Но об этом в следующей части.

Продолжение следует....

Плеве, Россия, Витте, история, XX в., Николай Второй, изобразительное искусство, Репин

Previous post Next post
Up