ВВЕДЕНИЕ
Портрет Николая II работы Б. М. Кустодиева:
Примером идеального правителя Николай II, как известно, считал царя Алексея Михайловича, прозванного "Тишайшим". Хотя время правления этого второго монарха из династии Романовых (1645 - 1676) скокойным назвать никак нельзя: страну постоянно сотрясали многочисленные бунты и восстания (Соляной и Медный в Москве, хлебные бунты в Новгороде и Пскове, восстание Степана Разина, фактически ставшее гражданской войной, охватившей значительную часть России).
Длительная война с Польшей, далеко не мирные отношения с Швецией, Крымским ханством и могущественной Османской империей. И, наконец, раскол Церкви, вызванный реформами патриарха Никона, следствием которого стал раскол всего российского общества на длительное время.
Так что, "золотым веком" без потрясений эпоха Алексея Михайловича, конечно же, не была, что бы там не нафантазировал себе по ее поводу Николай II. Скорее она была "бунташным веком" (XVII век в истории России как начался Смутой, так ею и закончился - стрелецкие бунты, по моему мнению, представляли огромную угрозу государству, вполне сравнимую с казачьими восстаниями и дворянскими "изменами" времен Смуты).
Почему Николай II этого предпочитал не вспоминать, совершенно не понятно. В конце концов, в качестве наследника престола он получил очень даже неплохое образование, в том числе историческое. Впрочем, насколько оно пошло ему впрок, тоже большой вопрос.
Для примера один факт. Николай очень любил читать, но среди огромного богатства русской литературы "Серебряного века", своим любимым писателем считал Аркадия Аверченко (то есть, юмористические и сатирические рассказы; до "Дюжины ножей в спину революции", высоко оцененной В. И. Лениным, царь не дожил). Это, как я думаю, говорит о многом.
Кстати, интересно и то, что своего долгожданного наследника, родившегося в 1904 году после четырех дочерей, Николай назвал Алексеем в честь своего кумира царя Алексея Михайловича (правда, есть версия, что в честь митрополита Алексия Бяконтова - сподвижника Ивана Красного и Дмитрия Донского, но это вряд ли).
Царь Алексей Михайлович на протяжении всего своего правления был фигурой не вполне самостоятельной.
Он постоянно находился под влиянием то одних, то других царедворцев (боярина Бориса Морозова, патриарха Никона, Артамона Матвеева, Милославских, Нарышкиных...). Избавляясь от одной "опеки", царь тут же попадал под другую.
Неизвестно, знал ли об этом Николай II, но очень во-многом он повторил судьбу своего кумира, хотя и закончил свое правление намного трагичнее его (причем, и для себя и для страны).
Казалось бы, всю жизнь последний российский император боялся оказаться под чьим-либо влиянием.
И тем не менее с рождения до отречения от престола он под таким влиянием находился. Поэтому Николай II и выглядит "ВЕЧНО ВЕДОМЫМ САМОДЕРЖЦЕМ".
Если судьба избавляла Николая от необходимости следовать чьей-то воле (например, ранняя смерть отца), или он даже сам находил способ удаления такого человека от себя (Витте, Столыпин), то вскоре в окружении императора появлялся новый всемогущий "ведущий". И царь начинал принимать решения, или отменять прежние, находясь будто бы под гипнозом.
Кто же были эти "ведущие", при которых последний самодержец России был "ведомым"?
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ЦАРЬ-МИРОТВОРЕЦ и ОБЕР-ПРОКУРОР ПОБЕДОНОСЦЕВ
Многие будущие психологические проблемы последнего представителя династии Романовых на троне обнаруживаются еще в его детстве.
Старший сын царя-великана, похожего на богатыря из былин, был на голову ниже отца. Скромное телосложение Николая не шло ни в какое сравнение с мощной фигурой Александра III, шутя ломавшего подковы и гнувшего монеты.
То,что император весьма скептически относился к способностям своего старшего сына возглавить империю, о чем он неоднократно высказывался, является общеизвестным фактом (кстати, и императрица Мария Федоровна тоже не питала особенных иллюзий в отношении наследника).
Александр III и Мария Федоровна (1892 г.):
И к избраннице Николая - немецкой прицессе Алисе Гессен-Дармштадтской, будучи в курсе наследственного заболевания принцесс из этого дома, император с императрицей относились негативно. Здесь нужно признать, что настояв на браке со своей избранницей, Николай в одном из немногих случаев повел себя как решительный и независимый человек (вот если бы и в дальнейшем от действовал так, то вполне возможно, что вся история России сложилась бы по другому!).
Массивная конная статуя Александра III работы ПаолоТрубецкого весьма точно передает то впечатление, которое производил на своих подданных этот император.
Впрочем, и на этом памятнике отыгрались разные стихоплеты:
Стоит комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапка,
На шапке крест,
Кто угадает,
Того под арест.
Третья дикая игрушка
Для российского холопа:
Был царь-колокол, царь-пушка,
А теперь ещё царь-жопа.
Все годы царствования Николай II старался доказать (в первую очередь самому себе), что он не менее могуч, чем его отец. Ести не внешне, то в своих деяниях. Однако эти комплексы пагубно сказались не только на судьбе Никалая, но и на всей стране.
Многие попытки Николая подражать отцу выглядели подчас карикатурно.
Например, всем известен исторический анекдот (и в данном случае не так уж важно, насколько он соответствует истине), когда Александр III заявил: "Пока русский император удит рыбу, Европа может подождать!".
Или такое его высказывание: "Конституция? Чтоб русский царь присягал каким-то скотам?!"
А в устах Николая II схожее по смыслу высказывание выглядело гораздо слабее:
"Мне известно, что в последнее время слышались голоса людей, увлекавшихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земства в делах внутреннего управления. Пусть все знают, что я буду охранять начало самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный родитель".
Эти слова Николай II произнес в своей речи при вступлении на престол, чем сразу вызвал глубокое разочарование значительной части своих подданных, ожидавших смягчения режима.
Причину столь неразумной для рубежа XIX - XX веков приверженности идее абсолютной личной власти легко найти в лице еще одного человека, под влиянием которого новый царь находился с юности.
Это обер-прокурор Святейшего синода Константин Петрович Победоносцев, преподававший наследнику престола правоведение (именно написанный им текст Николай и зачитал, подглядывая в фуражку, лежащую у него на коленях, в которой лежала шпаргалка).
Победоносцев, как убежденный монархист, свято верил, что незыблемость державных устоев гарантируется неограниченной властью царя. А любые уступки общественному мнению демонстрируют слабость трона и ведут к гибели империи. Примеры успешных парламентских государств совершенно не подходят России, которой предназначен свой, особый путь.
Эти тезисы Николай II хорошо усвоил. Но не обладая личной твердой волей, при реализации этих идей на практике только вредил авторитету династии и монархии.
О Победоносцеве замечательно написал Александр Блок в 1911 году:
В те годы дальние, глухие,
В сердцах царили сон и мгла:
Победоносцев над Россией
Простёр совиные крыла,
И не было ни дня, ни ночи
А только - тень огромных крыл;
Он дивным кругом очертил
Россию, заглянув ей в очи
Стеклянным взором колдуна.
Но еще намного раньше (в 1880- е годы) о нем написал эпиграмму, разошедшуюся по всей России, ярославский публицист и поэт Л. Н. Трефолев (если вам неизвестно его имя, то просто напомню, что тесты песен "Дубинушка" и "Когда я на почте служил ямщиком", ставшие народными, написал именно он):
Победоносцев для синода,
Обедоносцев для двора,
Бедоносцев для народа
И доносцев для царя.
Начало правления Николая II было вполне благополучным (если не считать Ходынскую трагедию, серьезно подорвавшию авторитет нового императора). Во многом благодаря тому, что в наследство от отца Николаю достался выдающийся администратор Сергей Юльевич Витте.
Но об этом уже в следующей части.
Продолжение следует...