ДАЛМАТИНСКИЕ ЗАМЕТКИ. Часть 10: Собор Святого Якова в Шибенике

Aug 11, 2016 18:20

    Посвященный апостолу Якову, кафедральный собор Шибеника - самое знаменитое сооружение города и его символ. Своими прославленными зодчими и их смелыми строительными решениями, замечательной, почти органической спаянностью стилей, и, прежде всего, гармоничностью законченной постройки это сооружение превосходит местные или региональные рамки и становится примером, подтверждающим, что и в периферийных культурах, при счастливом стечении обстоятельств могут создаваться шедевры всемирного значения.
    С таким определением собор Святого Якова в 2000 году внесен в Список всемирного культурного и исторического наследия ЮНЕСКО.

Небольшое отвлечение:

Что-то нам не очень везет со временем посещения всемирно известных архитектурных шедевров! Как куда не приедешь, почти всегда оказывается, что идут реставрационные работы. Вот и с собором Святого Якова в Шибенике та же самая история!
    К тому же, часа три к собору было вообще подойти невозможно, поскольку на площади перед его северным (и на мой взгляд, самым интересным) фасадом происходили выборы нового епископа, все было огорожено полицией. А после окончания выборов рабочие долго разбирали временный навес над площадью и убирали стулья.
    Но мы люди терпеливые, мы подождали...



Для начала укажу шесть причин, по которым этот собор уникален.

1. Он является единственной монументальной постройкой того типа, выполненной целиком из камня.
    2. Собор был построен по методу сухого монтажа каменных блоков, вытесанных по заранее рассчитанным меркам.
    3. Первый раз в европейской архитектуре на нем рельефно показана геометрическая перспектива. Очертание внешнего объема полностью соответствует внутреннему помещению. А фасад собора идентичен формам стен и сводов, что не было достигнуто ни у какой другой церкви эпохи Ренессанса.
    4. Ряд из 72 скульптурных портретов простых людей на карнизе его аспиды является первой смелой демонстрацией нового, гуманистического начала в европейской архитектуре.
    5. Строительство собора начал Франческо ди Джакомо в 1431 году, закончил Никола Флорентинец в 1536 году, а сформировал крупнейший европейский зодчий XV века Юрай Далматинец, лично работавший над собором с 1441 по 1473 (1475?) год, храбро применяя доселе неизвестные архитектурные, художественные и строительные решения, которые не смогли создать до него, ни повторить после него.
    6. Собор Святого Якова своей красотой и конструкционными решениями является памятником искусства, с которым нельзя сравнить ни одно другое сооружение в мире.

Если вы заинтересовались, то под катом будут подробности и большое количество фотографий. Кроме того, я постарался написать этот пост с юмором.



Современный собор был воздвигнут на месте более ранней небольшой церкви, поскольку для местного епископата потребовался более репрезентабельный храм. Решение об этом было принято в 1402 году (спустя более века после того, как Шибеник стал центром епархии). Строительство началось еще через 30 лет и продолжалось чуть больше века.

Первый проект кафедрального собора представил венецианский архитектор Франческо ди Джакомо.
    Однако каменную пластику для центрального, западного и бокового, северного, порталов изготовил еще до начала строительства храма выдающийся скульптор Бонино из Милана, который на адриатическом побережье уже проявил себя многими работами, созданными в Сплите и Дубровнике.

"Львиные ворота" (северный боковой портал), автором которого является Бонино из Милана:



Чтобы было понятно, почему этот портал называется "Львиными воротами" (лёвики, конечно, классные!).
    Обратите внимание на отделку колонн:









Рельефы на дверях Львиных ворот, посвященные библейским сюжетам, очень интересны (надеюсь, что вы сами поймете, что на них изображено):



Крупнее:





Адам и Ева (или Ева и Адам):

Нет, я понимаю, то, что торчит из затылков Евы и Адама, было необходимо для того, чтобы скульптуры случайно вдруг не свалились со своей высоты на прихожан, входящих в церковь.
    Вот было бы прикольно для XV века: идет в церковь вся такая целомудренная шибеникская девушка, и вдруг на нее падает скульптура почти полностью обнаженного Адама!!! Или наоборот, фигура Евы, глаза которой и без того направлены вниз, сваливается на какого нибудь благочестивого католического монашка! Ведь он после этого сразу же может перестать быть благочастивым, если вообще выживет!!!

Но почему груди у Евы мастера Бонино из Милана как будто бы прилеплены (причем не очень качественно)? Или их привинтили позже, а у миланского скульптора Ева была вообще лишена вторичных половых признаков? Но ведь даже в ранней готической скульптуре хоть какие-то намеки на женскую грудь присутствуют. А тут вот какие то лепешки, прохожие на домашнее овсяное печенье:





Ничуть не удивительно, что Адам, судя по его выражению лица, такой Евой не слишком доволен. На его лице написана великая скорбь, и думается, не из-за изгнания из Эдема. Я бы на его месте тоже мало радовался, если бы мне досталась такая Ева с отвинчивающимися сиськами!



Вот даже каменный лев загрустил по этому поводу:



Мне одному это изображение Иисуса Христа над главным порталом собора кажется странным?
    Он больше похож не на Сына Божьего, а на в конец опустившегося бомжа.
    Если бы Христос выглядел так, то вряд ли бы за ним последовали апостолы. Хотя, они и сами отнюдь не элитариями являлись. Но это изображение, на мой взгляд, перебор.





Ещё декор, на самом деле великолепный:















Бонино умер от чумы в 1492 году, и его смерть приостановила дальнейшее изготовление скульптурного декора, задуманного в чисто готических формах. Иногда я думаю, что может быть, и правильно...

Первыми строителями собора стали венецианцы Бусато и Пинчино, но недовольные ими жители Шибеника пригласили продолжить работы уроженца Задара Юрая Матвеева Далматинца, уже снискавшего себе имя в самой Венеции.
    С этого момента постройка храма продвинулась, но совершенно в другом направлении. Из задуманной вначале сравнительно простой трехнефной церкви храм стал превращаться в комплексную и просторную постройку. Юрай Далматинец, сочетая готические и ренессансные формы, особое внимание уделил западной части храма, его пресвитерию и апсидам. Также им была создана база для возведения купола.







Все пространство аспид храма обрамляет фриз из 72 каменных голов натуральной величины. Все они отмечены портретной индивидуальностью, благодаря чему и являются уникальными в европейской сакральной архитектуре.

Вот лишь некоторые из них:







Памятник Юраю Далматинцу возле собора.
    Как-то, как мне кажется, жители Шибеника не слишком постарались над этим памятником. Он больше похож на заготовку для монумента, чем на памятник. Но, возможно, именно таким они представляют своего самого знаменитого земляка средневековой эпохи. Не мне судить.



Смерть Юрая Далматинца, наступившая между 1473 и 1475 годами, не вызвала перерыва в постройке собора. Его преемник Никола Флорентиец, под началом которого работы продолжались с 1477 по 1505 год (до его смерти), не нарушил главных замыслов Юрая, последовательно реализуя ренессансные формы и заканчивая постройку таким образом, что она составляет впечатление монолитного целого и в своих архитектурных компонентах, и в декоративной пластике.

Настоящим венцом украшений верхней части собора нужно признать статуи, выполненные Николой Флорентийцем, особенно фигуру святого Михаила, поражающего дьявола, над фронтоном северного трансепта, которая как и весь собор является символом Шибеника.
    Дьявол, которому копье пронизает глаз, едва ли не более убедителен, чем архангел Михаил:





Позолоченный бронзовый ангел на вершине купола собора - также работа Николы Флорентийца:



После смерти Николы Флорентийца церковь достраивалась согласно его замыслам.
    Большую розу западного фасада сделал Иван Мастичевич в 1568 году, а малую розу - мастер из Местре Бартул.

Розы на западном фасаде собора:



И их вид внутри собора:





В интерьере собора также много интересного.

Вот, например, полиптих Богородицы со святыми, написанный в XV веке хорватским художником Николой Шибенчанином:



Главный алтарь Плачущей Божьей Матери.
    Я бы тоже заплакал горючими слезами после того, как увидел некоторые из скульптур и рельефов интерьера собора.





И такие вот совершенно замечательные скульптуры и рельефы, персонажи многих из которых вовсе не кажутся милосердными к людским грехам:





Вглядитесь в лицо этого ангела. Что-то, как мне кажется, никаким милосердием от него и не пахнет!



А как вам этот суровый лик Бога (судя по всему, Отца)?
    Ведь это типичный ветхозаветный Яхве (Иегова, Элохим, или как там его еще?), ненавидящий сотворенных им людей. Раздирая рукой Небеса, он как бы хочет сказать: "Я вот сейчас с Небес спущусь, и вам тогда мало не покажется!":



Остальным ангелам (херумимам, серафимам и прочим), видимо до этой проблемы нет никакого дела. Они заняты разборками между собой:





И только этот крылатый небожитель, похожий не столько на верного Небесам ангела, сколько на падшего ангела (Люцифера, Сатанаила, "имя им легион"), как бы говорит: "Не беспокойтесь, я с вами!".

Мне одному кажется, что над его головой явственно видны рожки?



Остается надеяться только на заступничество Девы Марии. Но не кажется ли вам, что Младенец, от которого Она отвернулась, похож на дебила?



Резюме, которое, надеюсь немного смягчит мой троллинг:

Собор в Шибенике, хотя и не обладает чрезвычайно крупными размерами, оставляет впечатление монументальности, благодаря идеальным пропорциям. Так его высота - 38 метров до макушки купола полностью соответствует длине от алтарной апсиды до западного фасада.
    Если будете в Шибенике, ни в коем случае его не пропустите!

Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

ДАЛМАТИНСКИЕ ЗАМЕТКИ, архитектура, Шибеник, скульптура, юмор, Хорватия, Далмация, ренессанс, готика, сатира

Previous post Next post
Up