Про Фултона, Наполеона и пароход (разоблачаем мифы).

Feb 15, 2014 14:22

    Многим известна история о том, что изобретатель парохода Роберт Фултон якобы в 1804 году приехал в Париж и предложил Наполеону перевести корабли на паровую тягу. Эта история находит свое подтверждение в литографии "Роберт Фултон, показывающий свои планы Наполеону Бонапарту", изданная в Филадельфии в первой половине XIX века.
    Из пространной подписи к литографии можно узнать, что Фултон обратился к Наполеону со словами: "Великий человек, если Вы окажете мне поддержку.., Вы сможете иметь самый большой и могущественный флот в мире". Однако французские ученые забраковали проект Фултона, заявив императору: "Государь, пар имеет двигательную силу, но столь слабую, что он едва ли сможет двигать и детскую игрушку".
    И Наполеон отказал в поддержке изобретателю.

К сожалению, этой литографии я вам предложить не могу, поскольку не нашел ее такого размера, который подошел бы для данного поста. Но суть ее передает эта иллюстрация, на которой Фултон предлагает Наполеону проект подводной лодки:



В действительности же сцены, изображенной на литографии, не было.
    А как было, вы сможете прочитать, если пройдете под кат.

Сергей Воробьев.



В настоящее время известно, что Фултон не приезжал в Париж в 1804 году, поскольку приехав туда семью годами ранее, он с тех пор и проживал в Париже. Известно и то, что в 1799 - 1800 годах он предложил сначала Директории, а затем первому консулу Бонапарту (который тогда еще не был императором) вовсе не пароход, а подводную лодку, приводимую в движение вручную. Фултон предлагал с ее помощью производить минные атаки на английские суда.

Подводная лодка "Наутилус - 3"
(проект Роберта Фултона 1806 г.)



Однако Наполеону его изобретение показалось ненадежным в военном отношении. С другой стороны, первый консул был заинтересован в том, чтобы Фултон продолжал свои опыты и чтобы о них непременно стало известно в Англии. Наполеон надеялся, что это подвигнет англичан быть более уступчивыми в ходе мирных переговоров (это было незадолго до заключения Амьенского мирного договора). В конце концов, когда Фултон, требовавший значительных ассигнований, убедился, что первый консул не собирается ему всерьез помогать, между ними произошло резкое столкновение, и именно тогда Бонапарт и объявил Фултона вымогателем и шарлатаном.

Тем не менее изобретателю удалось построить в Париже первый пароход в 1803 году. Власти ему не мешали, но и не помогали. Да и сам Фултон за поддержкой больше к ним не обращался. Он обратился лишь во Французскую академию наук, и вопреки распространенному мнению, что французские академики только посмеялись над Фултоном, ученые Карно, Прони, Перье, Вольней и другие дали блестящую оценку проведенному эксперименту.

Примерно к 1804 году Фултон, будучи приверженцем демократических идей и республиканцем, решил, что Наполеон передал дело революции, и стал непримиримым противником Бонапарта, о чем свидетельствует одно из его писем этого времени. Отметим и то, что еще весной 1803 года изобретатель вступил в переговоры с англичанами и перебрался в Англию в мае 1804 года (а оттуда в США), то есть именно тогда, когда постановлением Сената Наполеон был объявлен императором.



Все это ставит под сомнение встречу между императором Наполеоном и изобретательным Фултоном.

Исследователи полагают, что начало легенде об этой встрече было положено самим Наполеоном или кем-то из его сторонников, опубликовавших задним числом "письмо Наполеона" от 21 июля 1803 года, где речь шла о том, что "предложение гражданина Фултона могло бы изменить лицо мира" и его нужно передать экспертам, "которым надлежит испытать, увидеть и понять" это изобретение. Однако подлинность этого письма вызывает серьезные и обоснованные сомнения.

Легенду о разговоре Фултона с Наполеоном широко популяризировал враг Бонапарта маршал Мармон, герцог Рагузский, изменивший императору в 1814 году, и в своих мемуарах, оправдывал себя, пытавшийся показать читателям все отрицательные черты Наполеона.

Маршал Огюст Фредерик Луи Мармон



Он писал: "Я видел, как Фултон ходатайствовал о проведении опытов с пароходом. Первый консул отнесся к Фултону как к шарлатану и не желал ничего слушать. Я дважды вмешивался, но мне не удалось поколебать мнение Бонапарта. Нельзя даже представить себе, что произошло бы, если бы он дал себя вразумить и... использовал бы флотилию паровых судов в качестве составной части проектируемых средств вторжения... [в Англию. - С. В.]. Первый консул, оставшись глухим, упустил свое счастье".

Впрочем, и реальных противников проходов и скептиков в отношении целесообразности их строительства и использования было более чем достаточно.

Так, известный ученый начала XIX века Ларднер заявил, что пароход никогда не сможет принять на борт такое количество топлива, которое необходимо для пересечения океана. Он считал, планы создания трансатлантической линии Нью-Йорк - Ливерпуль такой же нелепостью, как и полет на Луну.
    Однако уже в 1838 году пароход "Сириус" пересек Атлантику, пройдя весь путь с паровым двигателем.

"Сириус"



В штыки принимали пароходы и в военном флоте. К примеру, в середине XIX века военно-морской министр США сделал следующее заявление: "Я никогда не допущу, чтобы наши старые чудесные парусные корабли были уничтожены и американский флот превратился в сборище паровым морских чудовищ".

Вероятно, той же логикой в то же время руководствовались и в России. Блестящая победа Черноморского флота под командованием адмирала Нахимова над турецким 18 ноября 1853 года в Синопском сражении Крымской войны была последней крупной морской битвой парусных кораблей.

Картина Ивана Айвазовского



А вот когда в дело вступили английские и французские пароходы, Нахимову ничего не оставалось делать, как затопить свой парусный флот, который никак не мог составить конкуренции противнику, в Севастопольской бухте.

Французские и английские паровые суда в Черном море во время Крымской войны





Затопление Черноморского флота



Это стало наглядным и весьма весомым аргументом в споре между сторонниками парусных и паровых судов, и между ведущими мировыми державами того времени развернулась настоящая "гонка вооружений": какая из них построит самый мощный именно паровой военный флот. Как известно, лидером в этой гонке вплоть до Первой мировой войны (включительно) являлась Англия.

История парохода богата и другими легендами.

Например, по одной из них, 17 июня 1543 года в порту Барселоны испанский капитан Бласко де Гарай производил испытания корабля "Тринидад". На основании того, что из середины корабля, снабженного гребными колесами, поднимались облака пара, часто делается вывод, что это и был первый пароход.

Этот популярный миф еще в 1837 году опроверг Б. П. Козловский в статье о паровых машинах, заказанной ему Пушкиным для "Современника". В XVI веке не существовало не только паровой машины, но и даже проектов об использовании силы пара для приведения в действие каких-либо механизмов. Де Гарай действительно предлагал, как и многие другие до него, строить суда, приводимые в движение гребными колесами. Но для вращения этих колес предполагалось использовать мускульную силу команды.
    Здесь вспоминается эпизод из "Приключений капитана Врунгеля", в котором для вращения гребных колес яхты "Беда" были использованы белки.



Что же касается облака пара над "Тринидадом", которое видели современники капитана де Гарая, то его происхождение, вероятно, таково: на палубах военных судов часто кипятили смолу или воду, чтобы обливать матросов противника, пытающихся взять судно на абордаж.

В заключение вернемся к Роберту Фултону и отдадим ему должное.

Первый пароход, который был спущен на воду, был построен именно им. И произошло это в США в 1807 году.

Роберт Фултон



Пароход Роберта Фултона





Благодарю за внимание.

Сергей Воробьев.

изобретения, Фултон, Наполеон, против фальсификаций, история

Previous post Next post
Up