На иконе св.Антоний Римлянин, один из многочисленных антифилиоквистов,который на камне чудесным образом приплыл в православный Великий Новгород в 1107г. спасаясь от еретеческого filioque Рима.Камень до сих пор в Антониевом мон. Вел.Ногорода.
Мини-статья о преследовании православных в Западной Церкви до 1054г. и несколько позже написана с целью раскрыть факты о жизни западных антифилиоквистов и их судьбе. Актуальность проблемы мне кажется высокой для Русской Церкви из-за той
атмосферы лжи, подлога и насилия, которую создали неправосмыслящие, подобно созданию ,по слову Виталия Каплана, обозревателя журнала "Фома" -
альтернативной Церкви последователей свящ. Кочеткова в наши дни.
Святой Ипполит Римский говорил, что антихрист будет из Римского царства.
"Кто же этот (зверь),как не Римляне, - именно те, которые и есть железо, - это и до сих пор стоящее царство? В самом деле, и голени его - как сказано - железни. После этого, возлюбленный, остаются уже только ступни ног истукана, одна часть которых состоит из железа, а другая из глины, при том так, что то и другая перемешаны друг с другом. Чрез пальцы ног Даниил таинственно показал десять царей, имеющих восстать из него. О них именно он и говорит: разсмотрях зверя, и се десять рогов созади его, в нихже взыдет другий малый рог, как отрасль, и три рози преднии его исторгнет. Под этим же (рогом) в свою очередь показан не кто-либо иной, как именно антихрист восстающий
Святой Марин (+301), основатель западного микрогосударства Сан-Марино предвидел диктат папы и говорил:
Согласно древнезападному преданию, он умер зимой 366 года и его последние словами были: «Relinquo vos liberos ab utroque homine» («Оставляю вас(монашеское микро-государство) свободными и от того (от императора), и от другого человека (от папы римского)»
Блаж. Августин, еп. Иппонский не был филиоквистом:
“ Мы не можем сказать, что Дух Святой не исходит от Сына, так этот Дух не напрасно называется Духом Отца и Сына”.455. “ Сын рожден от Отца, и Дух Святой (исходит) от Отца преимущественно (principaliter), Впрочем, излагая подобное учение об исхождении Святого Духа и от Сына, блаженный Августин отвергает мысль о том, что в Божестве существуют два начала: начало всей Божественности, или лучше сказать, Божества, есть Отец (totius divinitatis vel si melius dicitur Detalis principium Pater est).
Соборное послание папы Дамаса (+384) гласило:
"Кто об Отце и Сыне хорошо мыслит, а о Святом Духе держится учения неправого, тот еретик".
Св.папа Григорий Великий (Двоеслов) пророчески писал:
"..Итак, если народ есть пища Божия, то приправой для этой пищи должны быть священники. Но поскольку когда мы перестаем употреблять святую проповедь и учение, соль теряет силу, то она не может приправлять пищи Божией, и потому не принимается Виновником.
(в "Слове к епископам").
Эти испанские святые первых веков (III-IVвв.)не исповедовали filioque, и скорее всего, III Толедский собор в Испании, внесший это добавление был бы ими воспринят протестом.
Пап римских, на самом деле никогда не упоминавших о Filioque в своих творениях, много: можно указатьна Дамаса I, Целестина I и Льва I, на Вигилия (537-555 гг.), Агафона (678-681 гг.), Григория I, Захарию (741-752 гг.), Льва IV и Бенедикта III.
Св. папа Мартин (649-653)уверял прп.Максима исповедника что filioque имело для италов богословское значение только (исхождение Святаго Духа только) через Сына.
"Многочисленными свидетельствами они (Запад) доказали, что они не делают из Сына причину Духа Святого, ибо они знают, что единое начало и Сына, и Духа есть Отец - Одного через рождение, Другого через исхождение. Но их формулировка имеет целью показать, что Дух исходит через Сына, и таким образом установить единство и тождество сущности" (письмо к Марину)
Папа Андриан (772-795) придерживался отвержения филиокве.
Алкуин, англичанин, игумен Турский (804 г.). был вызван из Йорка Карлом Великим. В 798 г.Алкуин первый обличил еретическую приставку "филиокве" в своем письме к лионским монахам: "Новых сект испанского заблуждения, - писал он, - берегитесь со всем вниманием, возлюбленные братия. Следуйте в вере св. отцам и соединяйтесь святейшим единодушием со Вселенскою Церковью... И в "Символ" Кафолической веры не вносите ничего нового и в церковном богослужении не прилепляйтесь к преданиям, не слыханным в древние времена.Уже в 10 веке франкские богословы спорили с этой известной мыслью
Папа Иоанн VIII прислал 2 легатов на Константинопольский собор 879-880гг. и они осудили вместе с остальными 4 Поместными Церквами любую прибавку к Символу веры.; но уже папа Лев III считал филиокве законным - а папа Сергий в 1014г включил его в символ.Сейчас католики пытаются оспорить само
существование этого собора.
Кардинал Гумберт в 1054г. писал и жаловался, что ересь филиокве была столь несомненна для греков, что они перекрещивали латинян уже тогда.(Бармин; Полемика о схизме)
К 1004г. канонически почти вся территория Европы была православной.Один за другим крестились
в X веке даны (датчане), немцы, славяне, венгры
Из-за утверждения в символе веры filioque Римская православная Церковь ввергла целый ряд поместных
церквей в ересь к 1054г. Английская поместная Церковь сопротивлялась до XIIвека.
В XI веке в Западной Европе между государствами началось противостояние между филиоквистами и Церковью.
Близкая к франкам и испанцам Сербия отстояла православие, а далекая от Рима Польша и Галиция - отошли от Церкви и впали в ересь; Румыния и Молдавия (тогда одно государство) писала по латыни и сберегли православие, а хорваты остались на глаголице, но приняли filioque. Литва приняла унию с католицизмом много позже.
Храм Св.Марка в Венеции именно потому очень похож на св.Софию Константинополя (и имеет перенесенные от Александрийской поместной Церкви мощи ап.Марка, перенесенные от мусульман, что построен изначально греко-православными Италии, которых разбили норманны - а еретики франки и испанцы им не мешали.)
Св.Антоний римлянин
Антоний родился в Риме от «православных родителей». В возрасте 18 лет, осиротев, он раздал имущество бедным (а часть его вложил в бочку и бросил в море) и принял монашеский постриг. Проявлял усердие в изучении греческого языка, чтении Священного Писания, творений святых отцов. Когда «князи» области, где находился монастырь, и «латиняне» начали гонения на православие, Антоний покинул разорённую обитель и в течение года предавался молитве на приморской скале. Однажды камень, на котором стоял Антоний, отломился от скалы и упал в море. Минуя «тёплое море», Неву, Ладожское озеро и Волхов, святой чудесным образом приплыл на камне в Новгород, причём путешествие длилось всего три дня. Это произошло, по сведениям агиографа, в сентябре 1106 года, в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы.
(камень на котором приплыл святой хранится в Антониевом мон.в Великом Новгороде)
Прп. Моисей Угрин венгр (+1043)
Моисе́й Угри́н - монах Киево-Печерского монастыря, православный святой, почитается в лике преподобных. Память совершается (по юлианскому календарю): 26 июля и 28 сентября (Собор преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер).По происхождению венгр, после того как крешенные королем св.Стефаном Венгрия определилась в сторону латинства в молодости вместе со своим братом Георгием пошел на службу у православного сына князя Владимира Бориса. При его убийстве в 1015 году на реке Альте уцелел и скрывался у Предиславы, сестры Бориса..Преподобный Моисей прожил в монастыре около 10 лет, скончался в 1043 году и был погребён в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерского монастыря.
Прп. Ефрем Новоторжский (+1053)
Сей святой, основатель Борисоглебского монастыря в городе Торжке, был родом из Венгрии. Вместе со своими братьями святыми Моисеем Угрином (память 26 июля) и святым Георгием он покинул родину, возможно, по причине преследования православных. Придя на Русь, братья поступили на службу к ростовскому князю святому Борис В 1015 году на реке Альте вместе со святым князем Борисом погиб и брат Ефрема Георгий. Убийцы отрезали ему голову, чтобы снять золотую гривну, которую он носил на шее. Моисею удалось спастись бегством, и он поступил в число монахов Киево-Печерского монастыря.Ефрем, находившийся в это время, очевидно, в Ростове, прибыв на место убийства, нашел голову брата и взял ее с собой. Оставив службу при княжеском дворе, преподобный Ефрем удалился на реку Тверцу с тем, чтобы там вести уединенную иноческую жизнь. После того как возле него поселилось несколько монашествующих, он в 1038 году построил монастырь в честь святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба. Братия избрали его своим настоятелем. Близ монастыря, расположенного неподалеку от торгового пути к Новгороду, был устроен странноприимный дом, где бесплатно содержались бедные и странники. Скончался преподобный Ефрем в глубокой старости, его тело было погребено в устроенном им монастыре, а в гроб, согласно его завещанию, была положена голова его брата, святого Георгия. Мощи преподобного Ефрема были обретены в 1572 год
Немец (безымянный), указанный в житии прп. Дионисия Переяславского.
"..Среди учеников св.Даниила Переяславского немецких стран Нил, знакомый с лекарскими науками. Он жил богато в мире; но презрел прелести его, пришел к Даниилу и принял пострижение в возрасте около 40 лет. Он с жаром он предался иноческим подвигам: мыл братиям власяницы, носил воду и ставил её келлии каждого, одевался в плохие одежды; никоrда не выходил иа обители; даже не стаивал у её ворот, питался хлебом. и водой и то; через день и помалу старался всем угодить.Воспитывая в себе умиление духа и беспрекословное послушание, даже по благословению преподобнаго, возложил на себя железные вериги. Считая себя грешнее всех людёй, Нил всех просил молиться за него и сам всегда благодарил Господа, говоря: «Я на себе постиг, что Христос Бог наш, воистину человеколюбив, ибо меня, столь мерзкого и нечистого не возгнушался привести от немецкой прелести в благочестивую православную веру и сопричти к чину иноков,Ему работающих.."
Исидор Ростовский, Христа ради юродивый.(+1474)
"Блаженный Исидор юродивый ростовский родися в Германии, в окрестностях, вероятно Бреннабора ныне - Бранденбург) в богатой славянской семье католического вероисповедания Более того, как говорит предание, он был родственником Великого Магистра Немецкого ордена. Но, по глубокому убеждению в несостоятельности веры латинской перед судом совести и здравого рассуждения, блаженный Исидор «возлюби христианскую веру православную"
http://saints.ru/i/Isidor_yurodivyi_Rostovskii.html Ксенофонт и Иосаф Сицилийские (15 век)
"Сицилийской икона названа по месту своего происхождения, так как, по преданию, эта икона в Дивы (или Дивные горы) была принесена из Сицилии благочестивыми старцами-иноками Ксенофонтом и Иоасафом. Полагают, что они родом были православные греки и прибыли сюда, вероятно, не ранее конца XV века. Ксенофонт и Иоасаф основали монастырь в живописном месте над рекой Доном"
http://days.pravoslavie.ru/Life/life395.htm Святые преподобномученики Василий Мирожский (+1229)и Иоасаф Снетногорский (+1229)
"во времена княжения Довмонта начали поганые латиняне угрожать псковичам набегами и неволей. Боголюбивый же князь Тимофей не потерпел обиды, выехал с мужами-псковичами и разорил землю их и города сжег. Вскоре после этого, в сентябре месяце, было лунное затмение. В ту же зиму за грехи наши ворвались немцы легкими отрядами в предместья Пскова в год 6807 (1299) 4 марта, на память святого мученика Павла и Ульяны, и перебили игуменов; тогда был убит Василий, игумен святого Спаса, пресвитер Иосиф, Йоасаф, игумен церкви святой Богородицы на Сметной горе, и с ними семнадцать монахов, много чернецов, и черниц, и убогих, и женщин, и малых детей, а мужчин Бог сохранил. Наутро поганые немцы обступили город Псков, собираясь его захватить. Боголюбивый же князь Тимофей в нетерпении не дождался своего основного войска и выехал с малою дружиною мужей-псковичей и с Иваном Дорогомиловичем и его дружиною и приготовился к битве. С помощью святой Троицы ударил по ним Довмонт у церкви святого Петра и Павла на берегу, и была сеча жестокая, какой никогда не бывало у Пскова.. Так и великий князь Александр, и Дмитрий, сын его, со своими боярами, и с новгородцами, и с зятем своим Довмонтом, и с его мужами-псковичами побеждали народы иноверные - немцев, литовцев, чудь и корелу...."
http://days.pravoslavie.ru/Life/life561.htm Прп. Прокопий Устюжский (+1303)
В западноевропейском житии сказано, что он происходит из знатного рода любекских ганзейских купцов-патрициев.
После смерти отца, который погиб в одном из сражений пруссов с немцами, Прокопий вынужден был покинуть Восточную Пруссию. Он погрузил свои богатства на корабли и отправился в Великий Новгород . В то время морской путь Любек-Новгород - привычный маршрут ганзейских купцов. В Новгороде располагалась контора-филиал Ганзы немецкий «Петергоф».
Прибыв около 1243 г. на кораблях с товарами в Великий Новгород, он был невольно поражён множеством и красотой церквей и монастырей, доброгласным звоном многочисленных колоколов, набожностью и усердием народа к церковным службам - чего он никогда не думал встретить среди людей, не повинующихся римскому первосвященнику.
Любознательный молодой человек посетил храм Святой Софии и другие церкви и монастыри, где увидел торжественность и благолепие обрядов Православной Церкви, услышал стройное хоровое пение, он решил принять православие. Желая подражать подвигу иноков, раздал все свои товары и завещанное ему отцом имущество городским нищим и бедным; пожертвовал его часть в незадолго до этого основанный (1192 г.) Варлаамо-Хутынский монастырь.
Прп. Лазарь Муромский (+1391)
(† 1391) Пришел на Русь из римской обители Санта Прасседе (Santa Prassede) и основавшему Свято-Успенский Муромский монастырь на Онежском озере.Именно его спостник епископ Василий сказал шведскому королю Магнусу спорить о вере с к-польским патриархом.
Прп. Иона Псково-Печерский (+1480)
На это святое место (будущий Псково-Печерский мон.), намоленное первыми подвижниками, пришел священник Иоанн (будущий прп.Иона (иже с Вассой) Псково-Печерский) по прозвищу "Шестник" - переселенец. Он был родом из "Московския страны" и священствовал в Юрьеве (ныне Тарту) в "правоверной церкви, поставленной от пскович" во имя святителя Николая и великомученика Георгия, вместе со священником Исидором духовно окормляя живших там русских. В 1470 году отец Иоанн был вынужден бежать с семьей в Псков от преследований немцев-католиков. Узнав о мученической кончине своего товарища (память священномученика Исидора 8 января), Иоанн решил удалиться в новоявленную "Богом зданную пещеру", чтобы там, на самом рубеже с Ливонией, основать монастырь как оплот Православия.
Прп. Максим грек. (+1556)
Преподобный Максим Грек (в миру Михаил Триволис) (ок. 1475-1556) происходил из аристократической греческой семьи и родился в г. Арте в западной части Греции. В конце XV века он переехал в Италию, где большое впечатление на него произвели проповеди католического проповедника Дж. Савонаролы. Возможно, под их влиянием Михаил поселяется в доминиканском монастыре Сан-Марко с намерением постричься в монахи.Но и католическая трактовка Христова учения и жестокая казнь Саванароллы не находит отзыва в его душе. В 1504 году он отправляется на Афон, где возвращается в Православие=Церковь и принимает постриг в греческом монастыре Ватопед под именем Максима В 1518 году, по запросу великого московского князя Василия III, Максим приезжает в Москву в качестве переводчика. Здесь он поселяется в Чудовом монастыре в Кремле и занимается переводами Толкового Апостола и Толковой Псалтири.В истинной Церкви прп.Максим обрел святость жизни и прозорливоть, о чём свидетельствует его житие и чудеса.
Прп. Макарий римлянин.(+1550)
Родился в Риме в конце XV в. от благочестивых родителей. Воспитанный в строгих религиозных законах, преподобный, покинув Рим с его духовным разладом и ересью, достиг Великого Новгорода. Здесь он поступил в Свирский монастырь и принял монашество. По благословению св.Александра Свирского (+1533) преподобный Макарий поселился для безмолвия на островке реки Лензи. В строгих подвигах бдения, поста и беспрестанных молитв, питаясь ягодами и травами, он подвизался немало времени в полном уединении.Своими подвигами преподобный привлек к месту особую благодать и стяжал от Господа дар прозорливости и чудотворения. Мирная кончина преподобного Макария последовала 15 августа во второй половине XVI в.
Прп.Тихон Луховской (бывший литовец).(+1503)
Преподобный Тихон Луховской, Костромской (в миру Тимофей), родился в пределах Литовского княжества и был там на военной службе. В 1482 году, не желая принимать униатство, он ушел из Литвы в Россию. Святой раздал все, что имел, принял постриг с именем Тихон и удалился в Костромскую епархию, в Луховские земли. Город Лух был отдан тогда князю Феодору Бельскому, вместе с которым преподобный Тихон пришел из Литвы
Византийский имератор Михаил Палеолог после объявления Лионской унии в 1274 году огнем и мечем насаждал унию.
На пути в Константинополь в 1276 году наемники императора устремились на Афонскую гору и стали склонять монахов к принятию унии. Учение о «филиокве» афонская братия решительно отвергла, вооружившись словами апостолов о Символе веры: «…если кто отнимет или приложит к нему, да будет проклят» (Откр 22, 18) Братия была заживо сожжена.
В «Повести о нашествии папистов на Святую Гору Афонскую», помещенную под 10 октября, сохранились и слова Богоматери о латинянах, сказанных Ей одному болгарскому отшельнику: «Возвести братиям обители, чтобы заперлись, потому что богопротивные римляне напали на это Мное избраное место и уже находятся близко». Афонский патерик или жизнеописание святых, на Святой Афонской Горе просиявших. М. 1897, т.2, с.236. В этой же повести помещен и рассказ о случившемся землетрясении в Ксиропотамской обители при совершении совместной с латинянами литургии, в результате которого были разрушены стены монастыря и храма, где совершалась эта нечестивая служба.
Наконец, по словам доклада И.Романидиса, на Ферраро-Флорентийском соборе в 1452г.римляне предлагали толкование филиокве в смысле прп.Максима Исповедника; но и франки отказались. К этому времени св.Феодосию Тырновскому было ясно, что католики "в ереси прелести" (в седальне по стихословии преподобному в Зеленой менее).
Cв.Афанасий Брестский благословляет своих убийц-католиков.
Далее уже Сама Богородица пркляла унию с упорствующими католиками: в одном из видений прп. Афанасия Брестского, убитиого католиками за обличение их ереси (+1648) притесняемая Церковь Православная представилась прп. Афанасию в виде девы, ограбленной, плачущей и жалующейся на врагов своих. Потом на постоялом дворе, когда св. Афанасий совершал акафист Пречистой Богородице и произнес слова: «От всяких нас бед свободи», то услышал от образа Богоматери явственный голос: «Афанасий! Жалуйся теперь на сейме при помощи иконы Моей Купятицкой, в кресте изображенной, перед королем польским и государством, грозя праведным гневом и страшным судом Божиим, который вот-вот поистине наступит, если не образумятся; пусть прежде всего навеки осудят проклятую унию - в этом самая насущная нужда, и им еще может быть хорошо».
В последние века от католиков пострадали также св. Патр.Гермоген, св. 26 мучеников Зографских на Афоне, македонские св.монахи-мученики кантарские, свщм-к Исидор Юрьевский и 72 челов. (в т.ч. и женщины с детьми),св. Петр Алеут в США, cв. мученик Вукашин серб, свщиспов. Досифей (Васич) Загребский от палачей-католиков и многие другие. Святой Дух, который отступил от католиков за ересь не давал им свидетельства их якобы правоты и им оставалось только насилие и ложь.