"Давайте заключим договор..."

Oct 24, 2010 17:55



На днях по ТВ видел сюжет, в котором обсуждалась проблема детских садов. В частности, был приведен пример, что в неком частном детском саду температура воздуха не поднималась выше +8 градусов по Цельсию.

С данным детским садом родители заключали договоры, в которых, как было сказано в данном сюжете, была фраза о том, что детский сад не несет ответственности за жизнь и здоровье воспитанников.

Понятно, что исполнители по договорам стремятся минимизировать возможные риски для себя. Понятно, что договор надо обязательно внимательно прочесть, а потом уже принимать решение, подписывать или нет. Однако это не значит, что границ тут совсем быть не должно. Не посягая на свободу договора, хотелось бы отметить, что зачастую инфраструктурные и обслуживающие организации злоупотребляют своим положением из серии "Не хочешь - не бери". То же касается, например, и договоров на оказание медицинских услуг. Конечно - не хочешь - не заключай договор на таких условиях, но другой - поди найди. А времени и сил, когда, например, болит зуб, не так и много. Да и найдешь ли лучше, и когда еще найдешь?

Поэтому, представляется правильным следующий выход. По ряду услуг (медицинских, образовательных для детей, инфраструктурных, и т.д.) нормативно определить "договорной интерфейс" организаций-исполнителей. Чтобы не подписывать договор на лечение зубов или забор крови с фразами типа "снимаю с Исполнителя ответственность за мою жизнь и здоровье".  Это - не продуктовый магазин, где конкуренция и вправду хорошо работает. Тут дополнительные гарантии не помешают. Как это будет выглядеть? Возможно, как некий набор "ответственностей" исполнителя, от которого он не может никак отказаться (а отказ будет ничтожен). Наверное, по каким-то направлениям он уже есть. Однако, т.к. излишние перестраховки все равно налицо, - нужно провести их ревизию. Другой вариант - наличие типовых договоров по видам услуг, которые, по требованию клиента организация-исполнитель обязана будет с ним заключить (т.е. именно по данной, а не своей форме). Возможны и другие варианты реализации - это можно обсудить. Хотите брать на себя дополнительную ответственность, дополнительные гарантии - берите, улучшайте, конкурируйте. Но - выше обязательного минимума, причем достойного, не «безответственного».

Ну, и как в любом деле - тут важен аудит (в т.ч. - методом "тайного покупателя" - почему нет?), и ответственность за неисполнение процедуры. А то встречаются ситуации, когда говорят: "Вы сначала оплатите, а потом прочитаете договор". Да, конечно, не надо на это вестись. Но лучше, если бы этого и не было. Особенно - в здравоохранении.

(с) СергейЧ, 2010

Заметки

Previous post Next post
Up