ПУШКИНОВЕДЕНИЕ В БЕССАРАБИИ (3)

Aug 27, 2022 09:02



Георгий Гаврилович Безвиконный. Бухарест. 1950 г.

Первая биография Пушкина, опубликованная П.А. Плетневым в десятом томе журнала «Современник», в следующем после смерти поэта году, умалчивала об его ссылке. В биографии 1841 г. усматриваем лишь намек на пребывание Пушкина в Кишиневе. Систематическая разработка пушкинских биографических материалов начинается лишь в 50-60-х годах XIX столетия П.В. Анненковым, П.И. Бартеневым и др., по тем же цензурным и прочим условиям уделяющим в некоторой степени меньшее внимание пребыванию Пушкина в Бессарабии. Толчком более пространного изложения событий жизни поэта на юге послужило опубликование первых воспоминаний о нем современников и желание собрать эти воспоминания от еще здравствующих старожилов.
Такая попытка принадлежит профессору одесского Ришельевского лицея Константину Петровичу Зеленецкому (1812-1858) [1], изучавшему художественно-национальное значение произведений Пушкина и некоторым образом ставшему первым пушкиноведом Кишинева и Одессы.

[1.] После окончания философского отделения Ришельевского лицея (1833) и Императорского Московского университета, получив степень магистра словесных наук (1837), вернулся в Одессу, в которой с тех пор жил безвыездно. Был профессором Ришельевского лицея и одновременно состоял цензором Одесского цензурного комитета (1837-1850). Действительный член Одесского общества истории и древности (1842). Скончался 12/24 апреля 1858 г. Погребен на Преображенском кладбище Одессы, уничтоженном в 1930-х годах. - С.Ф.

Зеленецкий посетил Кишинев и опросил более доступных старожилов. Его очерк напечатан в 1854 г. в «Москвитянине» (№ 9) под заглавием «Сведения о пребывании Пушкина в Кишиневе и Одессе и примечания к описанию Одессы в “Евгении Онегине”»[2]. И.П. Липранди критиковал эту попытку Зеленецкого собрать анекдотические воспоминания о Пушкине, ссылаясь на некомпетентность - кроме П.С. Пущина - его осведомителей: В.И. Городинского, П.С. Леонарда, чиновника близкого Вигелю В. Писаренко и студента Ратко.

[2.] Кроме этой публикации в «Москвитянине», был автором других работ о поэте: «О художественно-национальном значении произведений Пушкина» (Одесса. 1854); «Ризнич и Пушкин» // «Одесский Вестник» 1856 (перепечатана в «Русском Вестнике» 1856. № 11. Июнь. С. 203-209 и затем в кн.: В.А. Яковлев «Отзывы о Пушкине с юга России». Одесса. 1887. С. 137-148); «Заметка о Пушкине и Мицкевиче» // «Одесский Вестник». 1858. № 17; «Заметки о Пушкине» // «Библиографические записки» за 1858 г. (Т. I. № 5); «Из записной книжки» // А.С. Пушкин. «Новонайденные его сочинения». Вып. II. М. 1885. С. 95-96. - С.Ф.

Слишком юный Павел Степанович Леонард (1837-1891), один из осведомителей Зеленецкого, очевидно тоже студент, не был современником Пушкина. (Липранди смешивает его со своим современником - посессором селения Кетроса. Инициалы Леонарда: П.С., мы заимствуем из упомянутого труда И.Н. Халиппы: с. 159.) [3]

[3.] П.С. Леонард был одним из самых богатых помещиков Бессарбской губернии. Владел имениями в Сорокском, Бельцком и Оргеевском уездах. Владел большим домом в Одессе на Николаевском бульваре. Имел чин надворного советника и придворное звание камер-юнкера. По убеждениям был монархистом. Скончался 8 июля 1891 г. там же, где и родился: в имении Коболты Сорокского уезда, где был погребен на семейном участке кладбища. - С.Ф.

Впоследствии, с 1863 г., Леонард опубликовал в Петербурге, Одессе и заграницей немало социально-экономических сочинений. Более того, в «Новороссийском телеграфе» от 1 февраля 1887 г. (№ 3621) мы находим статью Леонарда о личности Пушкина, озаглавленную «К чествованию А.С. Пушкина», а в том же «Новороссийском телеграфе» от 12 февраля того же 1887 г. (№ 3632) Леонард помещает письмо в редакцию «По поводу клеветы на генерала Данзаса», в связи с письмом в редакцию, опубликованным в той же газете от 10 февраля того же года; находясь, по жене, в свойстве с Данзасом, Леонард передает воспоминания о К.К. Данзасе и рассказывает о причине последней дуэли поэта. Однако событиями жизни Пушкина в Кишиневе П.С. Леонард не занимался.



Павел Стефанович Леонард с супругой (с 1884 г.) Анастасией Стефановной, урожденной Вучетич-Белицкой (1859-1927), дочерью подданного Австро-Венгрии. Снимок конца 1880-х годов.

Толчком к более систематическому изучению пребывания Пушкина в ссылке также послужил очерк Бартенева «Пушкин на юге», в 1861 г. опубликованный в «Русской речи» (№№ 85-104 и отдельный оттиск в 1862 г.). Очерк был переиздан в 1866 г. в «Русском архиве», сопровождаемый ценными записками «Из дневника и воспоминаний» И.П. Липранди (№ 8-9. Ст. 1213-1284; № 10. Стб. 1393-1491).
К сожалению, и здесь следует отметить несколько одностороннее использование давнишних записок Липранди, в виде комментариев к первому изданию очерка Бартенева, малосведующему в вопросах бессарабской жизни (хотя Бартенев и вдохновлялся рассказами В.П. Горчакова и записками Ф.Ф. Вигеля) и который, между прочим, своевольно оставил неопубликованными чисто бессарабские замечания Липранди о писателе К.Ф. Стамати и братьях Руссо. (Упомянутый отрывок, издан М. Цявловским (1936), который пишет: «Можно думать, что исключил он этот отрывок сам, и не по требованию цензуры».) Вот новое подтверждение пренебрежительного отношения редакторов к чисто бессарабским записям.
Дневники и записки Липранди (1790-1880), не всегда искреннего, но лучшего знатока местной общественной и - особенно - политической обстановки, большей частью остались не опубликованными; в свое время их секретный характер, как записок руководителя осведомительной службы в Дунайских княжествах, не позволял Липранди предать гласности многие интимные черты этих отчасти безынтересных для русского читателя заметок.
С другой стороны, например, в своих неопубликованных записках Липранди называет А.Ф. Вельтмана автором известных не пушкинских стихов «Жока» («Музыка Варфоломея, становись теперь в кружок…»); в своих же комментариях к очерку Бартенева, в рукописи прочитанными тем же Вельтманом и В.П. Горчаковым, Липранди говорит лишь об анонимном «остроумно-игривом авторе» этих стихов еще проживающем в 1866 г. в Москве. Известно, что Вельтман написал немало стихов о местной жизни, но о многом тогда не было принято говорить…
Кто же были современники, писавшие о пребывании Пушкина в Кишиневе? - В большинстве - это русские офицеры, часто не лишенные литературного дарования. Первым из них был беллетрист А.Ф. Вельтман (1800-1870), под влиянием смерти Пушкина решивший записать свои «Воспоминания о Бессарабии», которые должны были послужить ему рамкой для воспоминаний о поэте (Е. Некрасова «Из воспоминаний Вельтмана о времени пребывания Пушкина в Кишиневе» // «Вестник Европы». 1881. № 3. С. 217). Только записки Вельтмана впервые стали известны в 1881 г., использованные Е. Некрасовой по рукописи Румянцевского музея, а полное опубликование этих талантливо и с более широким подходом написанных воспоминаний относится к 90-м годам, когда Л.Н. Майков воспроизводит их в «Русском вестнике» (1893. № 12. С. 8-51) и в своих сборниках историко-литературных очерков (1895, 1899 гг.).
Первым, кто предает гласности в 1850-х годах выдержки из дневника с воспоминаниями о Пушкине в Бессарабии, далеко не охватывающими жизни всего кишиневского общества, является В.П. Горчаков (1800-1867), с ноября 1820 г. бывший офицером в Кишиневе. Его записки начинают печататься в «Москвитянине» 1850 г. (№ 2. Январь. Кн. II. С. 146-182; № 3. Февраль. Кн. I. С. 233-264; № 7. Апрель. Кн. I. С. 169-198), а журнал «Современник» воспроизводит выдержки (том ХХ). Воспоминания и рассказы Горчакова, послужившие Бартеневу при составлении упомянутого очерка о Пушкине на юге, подверглись не вполне благожелательным комментариям Липранди.
Вероятно, под влиянием появления этих записок и посещения Кишинева профессором Зеленецким, бессарабский старожил К.И. Пр-л, т.е. Скарлат или Карл Иванович Прункул (1798-1876) рассказал в 1857 г. сотруднику «Общезанимательного вестника» (№ 11) свои анекдотические воспоминания, озаглавленные «Еще о Пушкине».
Не только В.П. Горчаков, в своем новом - подчас придирчивом - по этому поводу написанном «Воспоминании о Пушкине», в «Московских ведомостях» 1858 г. (№ 19. С. 79-84), но и Липранди резко обрушились на дерзость Прункула (в 1866 г. Липранди писал в журнале «Русский архив», стб. 1234, что Горчаков «опроверг эту наглую ложь»), хотя, по существу, их нападки на Прункула не совсем справедливы.
Правда, поверхностный подход к кишиневским знакомым Пушкина позволяет исследователям сваливать в одну кучу - Стурдзу, Бальша и Рознована с Ралли, Варфоломеем и Прункулом, что ошибочно. Прункулы не пользовались уважением таких современников, как Горчаков и Липранди. Однако никто не станет отрицать, что положение и средства их отца, депутата бессарабского Верховного Совета, позволяли им вращаться во многих местах, посещаемых Пушкиным (последнее подтверждают те же Горчаков и Липранди).
Что время препровождения молодежи их круга и уровень сохранившихся воспоминаний не блистательны, об этом говорить не приходится, хотя, судя по литературным занятиям одного из братьев Прункулов, Павла, друга молдавского писателя К. Негруци, Прункулы даже по своему образованию не оставались последними. Из некролога К.И. Прункула («Бессарабские областные ведомости». 1876. № 99) следует, что к старости последний пользовался популярностью среди своих сограждан. Еще Л.С. Мацеевич подчеркнул некоторую резкость Горчакова и Липранди в их суждениях о Прункуле.



Карл Иванович Прункул. Опубликовано в журнале Г.Г. Безвиконного «Din trecutul nostru». № 21-24. Chişinău. 1935. Р. 35.

К этому же времени относится упоминание, хотя и в косвенной форме, о Пушкине кишиневского периода в печати Бессарабии; речь идет о статье «Кирджали», посвященной герою пушкинской повести 1834 г. и опубликованной в «Бессарабских областных ведомостях» 1862 г. (№ 2). Автором статьи является известный бессарабский публицист Константин Ханацкий [4], подписывавшийся К.Х. Приводящий эти данные Б.А. Трубецкой полагал, что автором является Карагуш, в мае того же года писавший о «Пушкине в Кишиневе» в «Новороссийском телеграфе». Некоторые газетные статьи конца 1890-х годов о Пушкине мы также приводим по статье Б.А. Трубецкого «Пушкин в печати Бессарабии» в сборнике «Пушкин на юге. Труды Пушкинских конференций Кишинева и Одессы» (Кишинев. 1958. С. 146-150).

[4.] Константин Васильевич Ханацкий (1826-1871) родился в семье священника, окончил Тульскую духовную семинарию и Харьковский университет. Преподавал в Харьковской гимназии, в семье одесского помещика и в благородном пансионе Ришельевского лицея. Редактор газеты «Бессарабских областных ведомостей» (1860). Помогал капитану Генерального Штаба А.И. Защуку, командированному в Бессарабию для составления ее военно-статистического описания. Начиная с конца 1850-х гг. регулярно печатался в «Бессарабских областных ведомостях» и «Одесском вестнике», подписывая их криптонимом «К.Х.». Секретарь статистической комиссии Таврической губернии (1866). Чиновник особых поручений в Екатеринославской губернии (1871), редактор неофициальной части «Екатеринославских губернских ведомостей» (1872), старший чиновник особых поручений Херсонской губернии (1874). Вышел в отставку (1881), поселившись в Одессе. Некролог: «Одесский вестник». 1889. 17 июля. - С.Ф.

В те годы стали известными записки И.И. Пущина, не встречавшегося на юге России с Пушкиным, и не всегда точные толкования К.К. Данзаса, только наездами побывавших в Кишиневе. Более обстоятельны воспоминания Ф.Ф. Вигеля (1786-1856), попавшего в Кишинев вице-губернатором по отъезда Пушкина из Бессарабии, но дающему немало сведений о современных поэту представителях общества [5]; особенно ценны столь оскорбившие бессарабских бояр его предварительные «Замечания на нынешнее состояние Бессарабии», отредактированные для генерал-губернатора Воронцова в октябре 1823 г. («Русский архив». 1893. № 1. Прил. С. 3-36).

[5.] Записки Вигеля печатаются в 1864-1865 гг. в журнале «Русский вестник». Первое отдельное издание «Воспоминаний» в 1866 г. В журнале «Русский архив» 1870 г. (№ 2) И.П. Липранди опубликовал свою критику: «Из записок и дневника по поводу воспоминаний о Бессарабии Ф.Ф. Вигеля». - Прим. Г.Г. Безвиконного.

Наконец, к столетию со дня смерти Пушкина были использованы записки прапорщика Ф.Н. Лугинина (1895-1884), с 15 мая по 19 июня 1822 г., и чиновника П.И. Долгорукова (1787-1845), начатые в Кишиневе 1 января 1822 г.
Как реагировали бессарабцы на появление этих воспоминаний? - Даже потомки, за небольшим исключением, мало о них подозревали! Чаще приходилось соглашаться с неприглядностью повествуемого.
Все же, на замечания И.П. Липранди по поводу того, что кишиневский минералог времен Пушкина И.И. Эйхфельдт умер в 1828 г., пытаясь перепить пуншем генерала Фермора, последовал местный протест. Речь идет о письме, вероятно опубликованном в «Одесском листке» бессарабским общественным деятелем М.К. Зозулиным (1829-1895) [6].

[6.] Матвей Корнильевич Зозулин - принадлежал к бессарабскому дворянскому роду, правитель канцелярии Бессарабского военного губернатора (1862), председатель Кишиневской управы, действительный статский советник (1879). Автор воспоминаний: M.C. Zozulin «Amintiri» // «Convorbiri Literare». VI. București. 1940. P. 531-560. Старший брат Василий - инспектор кишиневских гимназий (1873-1876), сестра Мария была матерью архитектора А.В. Щусева (1873-1949). См. о нем.: И.Н. Халиппа «Основные исторические данные о Бессарабии» // «Труды Бессарабской губернской ученой архивной комиссии». Т. II. Кишинев. 1902. С. 58-59. - С.Ф.

Черновик письма Зозулина, написанного на основании свидетельства дочери И.И. Эйхфельдта, Е.И. Катаржи (1817-1875), и кишиневского землемера (с 1824 г.) и картографа Б.Я. Эйтнера, был нами получен от выдающегося бессарабского библиофила Н.Н. Толмачевского [7] и сохранялся в нашем архиве. О Зозулине мы упоминаем также ниже, а пока следует сказать, что он являлся автором статьи «Образец делового слога Пушкина», подписанный инициалами М.З. в 1868 г. в «Бессарабских областных ведомостях» (№ 227).

[7.] Николай Николаевич Толмачевский (1885-1955) - бессарабский краевед. В хранящихся в разных молдавских архивах письмах Г.Г. Безвиконного сохранились свидетельства их сотрудничества. «У меня […] пропала рукопись библиофила Н.Н. Толмачевского […] “Кишиневский некрополь”, т.е. опись могил нашего Центрального кладбища, составленная для меня в 1939 г.» (Письмо от 18.6.1962 // Национальный архив Молдавии. Ф. 2983. Оп. 1. Е.Х. 11 а). «Около 1939 г. Н.Н. Толмачевский составил для меня “Кишиневский некрополь” (Армянская, т.е. по Армянской - кладбище). Увы, рукопись погибла, так что спасено только то, что я собирал ранее и что вошло во II-й том Boierimea» (Г.Г. Безвиконный - А.С. Киделю. 20.4. 1961 // Рук. отд. Музея румынской литературы имени М. Когэлничану в Кишиневе). «В прошлом я широко использовал материалы бесс. Кладбищ, особенно кишиневских. В “Buletinul Comisiei istorice” (1939-1940) есть мои отчеты по уездам (материалы, собранные через Институт Н. Йорги). А в 1938-1939 гг. Н.Н. Толмачевский (за плату, когда я уже переехал в Бухарест) составил мне еще один “Некрополь”, т.е список покойников кладбища по Армянской улице. Список я использовал в “Боеримя” II, но оригинал погиб в 1944 г.» (Там же. № 7250).
В воспоминаниях Н.Н. Толмачевского, хранящихся ныне в Национальном архиве Молдавии в фонде Г.Г. Безвиконного, рассказывается о пяти-шести крупных библиотеках литературы о Бессарабии, причем три или четыре, по словам мемуариста, уже перестали существовать. Упоминал автор и библиотеку отца Г.Г. Безвиконного, содержавшую много книг по истории края. - С.Ф.

Продолжение следует.

А.С. Пушкин, История Бессарабии, Безвиконный Г.Г.

Previous post Next post
Up