АВГУСТЕЙШАЯ ЖЕРТВА РЕСТАВРАЦИИ (1)

Mar 05, 2020 09:07



Покушение на Герцога Беррийского. Париж. 13 февраля 1820 г.

РЕГИЦИД

Следующая серия по́стов, входящих в состав нашего проекта «Регицид», освещает завершение краткого периода мирствования, наступившего во Франции вслед за Реставрацией после падения Наполеона, знаменовавшего, как представлялось тогда, конец Революции.
Покой был, однако, непродолжительным. Прелюдией к новым волнениям, охватившим европейские народы, явились два, казалось бы, совсем не связанные между собой и пространственно разнесенные по разным концам Европы убийства. 23 марта 1819 г. в баденском Мангейме студентом Зандом был заколот кинжалом консервативный литератор Август фон Коцебу, а 13 февраля 1820 г. в Париже седельщик Лувель смертельно ранил скончавшегося на следующий день Шарля-Фердинанда, Герцога Беррийского - одного из прямых Наследников Французского Престола.
Внутренне единство этих двух с виду совершенно разных преступлений подтвердили, выделив и обратив на них внимание, такие значительный фигуры Русской культуры и мысли, как А.С. Пушкин (сделавший это сразу же, по горячим следам) и граф Л.Н. Толстой - по прошествии без малого шести десятков лет.
В черновиках к своему так и не осуществленному роману «Декабристы», датированных 30 сентября 1878 г., Лев Николаевич встроил их в череду развернувшихся вслед за этими двумя убийствами в Западной и Южной Европе революционных событий, возбудивших в конце концов мятежные настроения и в российском обществе.
Вот эта лента событий non-stop (с самыми необходимыми пояснениями) из записной книжки Л.Н. Толстого:
«Предшеств[ующие] события въ Европе.1820. Георг IV и хлебный бунт. [Восстание в 1819 г. в Манчестере, вызванное высокими ценами на хлеб. - С.Ф.] Занд убил Коцебу. Дерево свободы удобрить кровью. [Лозунг популярный в немецких студенческих кружках. - С.Ф.] Лёнинг покушался на жизнь Ибеля. [Аптекарский помощник, в подражание Занду, 1 июля 1819 г. в Швальбахе напал на президента правительства Герцогства Нассау. - С.Ф.] Везде в Герм[анских] княж[ествах] Конституции. Австрия. Франц II и Меттерних подавляет. Пруссия Фридрих. Гарденберг [канцлер] подавляет. Карлсбадское собрание. [Совещание 3-31 августа 1819 г. германских министров. - С.Ф.] - Запретить журналы, лекции - демагогов. (Штейн древней историей Германии занимается, чтобы соединить в одно. Русские - Рылеев, Карамзин - тоже.) Франция. Лудовик XVIII. Граф Дартуа. Герцогиня Ангулемская в черном. Monsieur его сын Герцог Берийской женат. Герцог Берийской убит Луве седельником 1820 г. Родился сын. Деказ Министр отставлен. Royer Collard - доктринер конституционалист. В. Constant член [Палаты депутатов]. Испания Фердинанд VII. Риего. Конституцию силой. Португалия. Іоанн [VI Король Португальский]. В 21 принужден принять конституцию. 20 г. 2 июля Пепе заставил Фердинанда IV [Короля Неаполитанского] принять конституцию (Карбонарии)».
В разгар всех этих судьбоносных для Европы и России потрясений А.С. Пушкин находился в Бессарабии, очутившись таким образом практически в эпицентре революционного тайфуна и как раз именно в том месте, где между двумя мiрами случился разрыв средостения…
Об этом мы, даст Бог, еще поговорим, а пока сосредоточимся на этих двух убийствах. Причем начнем со второго преступления как содержавшего более явный посыл Разрушителя, объявившего войну старому мiру.

***

И уж, кстати, замечу: с начальными по́стами этой публикации хорошо бы было познакомиться тем современным нашим монархистам, которые уповают на политическую возможность Царской реставрации в России - идеи, даже после всего случившегося с нами за последние десять лет, не вполне угасшей. С той еще, между прочим, немаловажной поправкой на то, что срок разрыва после переворота у нас (по сравнению с Францией, о которой мы поведем речь) куда больший, а «совок», по сравнению с якобинством и бонапартизмом, гораздо сильнее пронизал население, воспроизводя с некоторых пор последователей «революционных завоеваний» (хоть в социальной, хоть в геополитической сферах) практически безостановочно.
Даже во Франции всего за четверть века революционного террора и непрерывных войн люди столь существенно изменились, что не желали возвращаться в прошлое, которое им было уже и незнакомо и во многом чуждо.
«А против роялистов, - читаем в Докладной записке статс-секретаря графа И.А. Каподистрии 1819 г., адресованной Императору Александру I, - общественное мнение, интересы и вся физическая мощь поколения, сформировавшегося в школе революции и Бонапарта». - Нисколько не устаревшая, следует признать, формулировка.
С другой стороны, и многие вернувшиеся из эмиграции сторонники французской Монархии не чувствовали серьезности произошедших в сознании своих соотечественников перемен и не хотели с ними считаться; жаждали просто возвратиться в прошлое, без каких-либо поправок.
Современная Россия лишена, конечно, таких эмигрантов, но восстановление в ней Монархии всё равно является по существу делом сверхчеловеческим.
Может идти речь разве что о ее установлении политическим путем, а потому о монархии ручной, управляемой, «для убедительности» разряженной в священные царские одежды, либо (что гораздо более вероятно и по силам) профанации цезаристско-бонапартистского пошиба. И то и другое, впрочем, никакого отношения к Богоустановленной Царской власти не имеет, являясь сплошной декорацией, профанацией и обманом.

Регицид, Бонапартизм, А.С. Пушкин, Пушкин: «Адские козни»

Previous post Next post
Up