«КРЫМНАШ» И «НЕ НАШ» (5)

Jul 08, 2018 09:10




НАЧАЛО:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/271242.html
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/272377.html
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/273974.html
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/275114.html

«Историю полагается рассказывать, иначе никакой истории не будет; однако более всего меня волнуют истории нерассказанные».
Джон Р.Р. ТОЛКИЕН.

Хроника посещений (окончание)

Весной 1886 г. Император Александр III, по примеру Своих Предшественников, приехал в Чуфут-Кале Сам, привезя с Собой Наследника Престола, Цесаревича Николая Александровича - будущего Императора Николая II.
4 мая Государь с Императрицей Марией Феодоровной, Цесаревичем, Своими братьями - Великими Князьями Алексеем, Павлом и Сергеем Александровичами и супругой последнего, Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной, прибыли в Бахчисарай.
«…В четыре часа пополудни, - сообщал “Правительственный вестник”, - […] Их Императорским Величествам представлялась депутация от караимского и Бахчисарайского обществ».
Депутацию возглавлял Самуил Моисеевич Пампулов (1831-1911) - с 1879 г. Таврический и Одесский караимский гахам, а перед этим (1867-1879) долголетний городской голова Евпатории. Тремя годами раньше (15/27.5.1883) он присутствовал на Коронации Императора Александра III и Императрицы Марии Феодоровны в Москве.
Августейшие Посетители осмотрели Ханский дворец и мавзолей дочери хана Тохтамыша Ненкеджан Ханум, перед Царским посещением отреставрированный, однако, как говорят, не совсем удачно, поскольку памятник потерял при этом ряд резных орнаментов, боковые же пилоны были перекрыты аркой, что изменило внешний облик.



Дюрбе Джанике-ханым. Дореволюционная открытка.

Из Бахчисарая Члены Императорской Фамилии верхом на лошадях отправились в Чуфут-Кале, где, как сообщала пресса, Их ожидало «караимское общество, собравшееся в значительном числе из разных мест».
Дело в том, что само это место давно уже опустело: кроме смотрителей в конце XIX в. здесь уже почти никто не жил.



Последние жители Чуфут-Кале братья Яков и Иосиф Пигит.

Непосредственные впечатления от этой поездки удалось найти в письме одного из ее участников - Великого Князя Сергея Александровича, брата Императора - к Великому Князю Константину Константиновичу, написанному 7 мая из Севастополя: «Покинули мы Ливадию с искренним сожалением. Прибыли сюда 3-го под вечер - жара была страшная - я наслаждался. По моим настояниям (ибо желал очень показать жене) мы на другой день с Сашей и Минни поехали в Бахчисарай. Погода была дивная - там в садах ландыши, сирень - было очаровательно в этом древнем Ханском дворце. Ездили в [Успенский] скит, побывали в Чуфут-Кале, где караимы нас угостили на славу, вернулись при лунном свете».



Гора Тепе-Кермен близ Чуфут-Кале. Название с крымско-татарского переводится как «Холм-крепость» или «Крепость на вершине».

Та поездка оставила по себе память, запечатленную в камне. До сих пор на стене Большой кенассы в Чуфут-Кале осталась почему-то не снятая в советское время каменная стела с надписями на русском и иврите: «Их Величества Государь Император Александр Александрович, Государыня Императрица Мария Феодоровна и Его Императорское Высочество Государь Цесаревич Николай Александрович соблаговолили почтить древний храм сей Своим Высочайшим посещением в 4 день мая 1886 года».




Все последующие Высочайшие визиты были связаны уже с последним Царствованием.
В 1896 году (а по другим данным в следующем) на средства, собранные во всех караимских общинах, в Чуфут-Кале неподалеку от усадьбы Авраама Фирковича был возведен Дворец «для приема Высочайших Гостей».



Дворец и усадьба Фирковича. Дореволюционная открытка.

С широкой веранды дома, стоявшего на краю обрыва, открывался вид на Иосафатову долину.
Постройка обошлась в 25 тысяч рублей.
Во дворце было шесть комнат. Парадный зал, устроенный в восточном стиле, украшали Царские портреты, начиная с Императрицы Екатерины II.



Накрытый стол в парадной зале дворца.

Вряд ли мы ошибемся, если предположим, что одним из инициаторов этого проекта был Таврический и Одесский гахам Самуил Моисеевич Пампулов, а само строительство связано с Коронацией Императора Николая II и Императрицы Александры Феодоровны, проходившей 14/26 мая 1896 г. в Москве, на которую был приглашен этот знатный караим.
9 февраля 1899 г. гахам представлялся Государю в Петербурге, получив в подарок золотую табакерку с Государственным Орлом, украшенную бриллиантами, а на следующий год, 20 июня ему вручили альбом со снимками, сделанными во время Коронации.



Третий Таврический и Одесский караимский гахам Самуил Пампулов.

В этом Дворце «для приема Высочайших Гостей» в Чуфут-Кале Император Николай II побывал дважды. В первый раз это произошло 19 сентября 1902 г.
В тот день Государь с Императрицей в сопровождении Свиты с Малой Царской пристани в Севастополе отправились в Бахчисарай. Там в 12.30 Их встретил Таврический губернатор В.Ф. Трепов, губернский предводитель дворянства С.Б. Скадовский и другие представители гражданских и военных властей. Бахчисарайский городской голова М. Давидович поднес Императору хлеб-соль.
В открытой коляске Их Величества проследовали в Ханский дворец, где Их приветствовали депутации от крымско-татарской, караимской, греческой и еврейской общин. Пробыв там некоторое время, Император с Императрицей продолжили Свой путь.
Достигнув Чуфут-Кале, в город Они вошли в сопровождении встречавшего их гахама Самуила Пампулова через ворота Орта-Капу, наиболее древнюю из сохранившихся построек в Средней оборонительной стене.



Император Николай II с Императрицей Александрой Феодоровной в сопровождении гахама Пампулова входят в Чуфут-Кале. 19 сентября 1902 г.

В Царском дневнике сохранилась запись об этом событии: «В 11 час. съехали на Шлюпочную пристань [в Севастополе] в конце бухты, сели на поезд и поехали в Бахчисарай. Там осмотрели Ханский дворец и отправились дальше в экипажах в Чуфут-кале. Принял нас при въезде в ворота древнего города - старик Гахан [sic!], мой знакомый, глава караим. В старой 800-летней синагоге они отслужили молебен. Затем нам хотели дать завтрак в новом доме, но мы ограничились чаем и фруктами, потому что ели в поезде. Оттуда спустились по крутой скверной дороге в долину, по которой доехали до Успенского монастыря. Он выстроен наподобие Инкерманского в скале».



Император, Государыня и сопровождающие Их лица осматривают развалины Чуфут-Кале, 19 сентября 1902 г.

В память о том визите Императрица Александра Феодоровна 5 ноября 1902 г. подарила Пампулову снимок, сделанный Ею лично в Чуфут-Кале, на котором были запечатлены Государь с гахамом.



Чуфут-Кале. 19 сентября 1902 г.

Императорским указом от 15 января 1904 г. С.М. Пампулов был возведен в потомственное дворянское сословие, а впоследствии не раз удостаивался Царских милостей: он еще дважды представлялся Государю (12.5.1908 и 20.4.1911) и вторично был награжден золотой табакеркой с бриллиантами (9.4.1910).
Заслуги гахама были отмечены более чем двадцатью орденами и медалями. После его смерти (31 декабря 1911 г.) караимским Духовным правлением было принято решение об увековечении его памяти (22.11.1916).



Последние обитатели «жидовского городка»: братья Яков и Иосиф Пигит и А.С. Дубинский - смотритель и газзан Чуфут-Кале. Начало XX в.

Именно при Самуиле Пампулове в Чуфут-Кале побывали и зарубежные Королевские Особы. Сюда приезжала Королева Сербии Наталия Обренович (1859-1941) - супруга Короля Милана I, а также Королевич из другой Сербской Династии, Карагеоргиевичей - ставший впоследствии Королем Югославии Александром I (1888-1934).
Как и Король Петр Карагеоргиевич (1844-1921), его сын Александр был членом масонской ложи и оказывал во время своего правления покровительство еврейской финансовой олигархии в Югославии.
К сожалению, время приездов в Чуфут-Кале Королевы Сербской Наталии и Королевича Александра пока что не установлено.



Сербский Король Петр Карагеоргиевич на церемонии закладки камня в основание синагоги в Белграде. 9 августа 1908 г.

Следующий, оказавшийся последним, Царский визит произошел в 1913 юбилейном году, когда праздновалось 300-летия воцарения Дома Романовых.
Произошло это уже при преемнике С.М. Пампулова - старшем газзане Большой кенассы в Евпатории Самуиле Моисеевиче Неймане (1844-1916), исполнявшем обязанности Таврического и Одесского караимского гахама.



Самуил Моисеевич Нейман.

Произошло это в субботу 31 августа. Вместе с Государем приехали Его сестра Великая Княгиня Ольга Александровна и Дочери - Великие Княжны Ольга, Татьяна и Анастасия Николаевны.
Царя сопровождал Таврический губернатор Н.Н. Лавриновский.
В Чуфут-Кале шли из Успенского монастыря по нижней дороге, пешком. У взода в Иосафатову долину Августейших путников встречала депутация караимов: председатель Евпаторийской земской управы С.Э. Дуван, городской голова Евпатории М.М. Ефет, габбай бахчисарайской караимской общины Е.Ч. Майтоп и смотритель Чуфут-Кале А.С. Дубинский.



Смотритель Чуфут-Кале Абрам Семенович Дубинский (1860-1928).

В город на сей раз входили через главные крепостные ворота Биюк-Капу в Восточной стене, выходившие прямо в Иосафатову долину.



Прибытие Царской Семьи в Чуфут-Кале. 31 августа 1913 г. Снимок из фондов Ялтинского историко-литературного музея.

Прошли во дворец, в главном зале которого был подан чай с фруктами и караимскими сладостями. После короткой трапезы отправились осматривать достопримечательности: мавзолей Ненкеджан Ханум и Большую кенассу, где Высочайших гостей встретил Самуил Нейман.
Царским дочерям и сестре караимские девушки поднесли букеты цветов.
Старая караимская синагога была последним пунктом Высочайшего посещения. Выйдя из нее, Император со спутниками проследовали через средние и малые ворота (Орта-Капу и Кучку-Капу) за пределы города.
Автор статьи в журнале «Караимское слово» (Вильна. 1913. № 5) сообщал читателям: «По пути Его Величество изволил интересоваться историей караимов и нынешним их местопребыванием в Евпатории, причем объяснения имел счастье давать С.Э. Дуван».
У нижнего фонтана Газы-Мансур Николай II попил воды. Затем, простившись с сопровождавшими его караимами, отбыл со Своими спутниками, через Бахчисарай, в Ливадию.
Во время краткого пребывания в городе было сделано несколько фотографий.



Император Николай II со Свитой у Средней оборонительной стены в Чуфут-Кале Сзади, справа от Государя - смотритель Чуфут-Кале А.С. Дубинский, справа от женщины в белой блузке, фрейлины Великой Княгини Ольги Александровны - княжны Евгении Сергеевны Гагариной - бахчисарайский габбай (староста), купец Ефет Чефаньевич Майтоп, в начале 1900-х гг. осуществлявший надзор за Чуфут-Кале. Первый справа от Е.Ч. Майтопа - городской голова Евпатории Моисей Маркович Ефет (?). Крайний слева (рядом с Таврическим губернатором Н.Н. Лавриновским) - председатель Евпаторийской земской управы Симха (Семен) Эзрович Дуван. Третий справа на фото - возможно, Абрам Исаакович Нейман, в 1910-1913 гг. городской голова Евпатории. Определение лиц Д.А. Прохорова. Снимок из фондов Ялтинского историко-литературного музея.

В тот день Император сделал в Своем дневнике запись: «В 10 ½ отправились большим обществом в Бахчисарай, куда прибыли к часу. Завтракали в Ханском дворце и обошли все помещения его и сады. Затем посетили Успенский монастырь в скале и влезли пешком на Чуфут-Кале. Ровно одиннадцать лет тому назад Я был там с Аликс.
Прошли весь мертвый город насквозь и вернулись к монастырю, а оттуда на моторах в Бахчисарай».
За организацию этого визита С.М. Нейман был награжден медалью «В память 300-летия Царствования Дома Романовых».



Памятник-фонтан в память 300-летия Царствования Дома Романовых в Бахчисарае. Дореволюционная открытка.

Это был последний приезд Императора Всероссийского в Чуфут-Кале. Однако общение Его с караимами на этом не прекратилось. Во многом по чисто внешним причинам (из-за начавшейся войны Императорская Семья перестала бывать в Крыму) оно приобрело иные формы, о чем мы попытаемся рассказать далее.
Что же касается Дворца «для приема Высочайших Гостей», то, как мы уже сообщали в самом начале нашей публикации, в 1932 г. его до основания разрушили. Фундамент его, однако, сохранился, но вряд ли кто из многочисленных туристов, посещающих ныне пещерный город, понимает, что там происходило и почему…

Продолжение следует.

Александр III, Бумаги из старого сундука, Цареубийство, Николай II, Царственные Мученики, Мысли на обдумывание

Previous post Next post
Up