«КРЫМНАШ» И «НЕ НАШ» (1)

Jun 10, 2018 08:59



Мертвый город Чуфут-Кале, близ Бахчисарая. Фото В.Н. Сокорнова. 1911 г.

В качестве иллюстраций используем подборки:
https://humus.livejournal.com/4458321.html
https://humus.livejournal.com/5817488.html
https://humus.livejournal.com/5820685.html
https://humus.livejournal.com/4459849.html
http://igorsamusenko.livejournal.com/tag/Чуфут-Кале

«Историю полагается рассказывать, иначе никакой истории не будет; однако более всего меня волнуют истории нерассказанные».
Джон Р.Р. ТОЛКИЕН.

Странное место

Предупрежу сразу же: речь далее пойдет вовсе не о принадлежности полуострова или о недавних событиях и нынешних спорах.
История эта для меня началась в 2006 г., когда в «Нашем современнике» был опубликован роман «Тайный коридор» Андрея Воронцова, в то время заведующего отделом прозы этого журнала.
Дело происходит в запасниках одного из крымских музеев.
«Вокруг всё было загромождено прислоненными к стенам пыльными полотнами в рамах и без оных (большей частью посредственные крымские пейзажи), скульптурами в лохмотьях паутины, какими-то здоровенными ящиками с надписью “Не кантовать!” и пухлыми, забитыми Бог весть чем папками.
На полу у противоположной стены стоял писанный маслом портрет какого-то крючконосого худого старика с горящим взглядом, в расшитом халате и круглой черной шапочке на голове.



Портрет собирателя и фальсификатора древних еврейских рукописей Авраама Самуиловича Фирковича (1787-1874) в облачении газзана (хазана) - служителя, проводившего службу в кенассе - молитвенном доме караимов.

- Это что - мистический портрет из повести Гоголя? - пошутил Алексей.
- Как? - не понял Пепеляев.
- Ну, помните, в “Портрете” у Гоголя художник Чартков покупает на развале картину, изображающую какого-то восточного ростовщика?.. Она все путешествовала от человека к человеку.
- А-а, - засмеялся Альберт Иванович. - Почти угадали! Это Соломон Крым, премьер-министр Крыма в 1918 году. Автор неизвестен. Кстати, вот этот мужчина, похожий на Ленина, - Пепеляев указал на другой портрет, поменьше, - министр юстиции в правительстве Крыма Владимiр Дмитриевич Набоков, отец знаменитого писателя Набокова. Как сами понимаете, по идеологическим соображениям оба портрета не годятся для основной экспозиции. Впрочем, в официальных местах этот портрет Соломона Крыма не висел никогда. Дело в том, что премьер здесь изображен в караимском наряде.



Рекламный щит к 110-летию Государственной Думы в России с фотографией депутата от Таврической губернии С.С. Крыма. Симферополь. Июнь 2016 г.
После февральского переворота 1917 г. Соломон Самойлович Крым (1867-1936) был назначен комиссаром Временного правительства. С ноября 1918 г. до апреля 1919 г. был премьер-министром Крымского краевого правительства. Вывезен из Севастополя на корабле французской военной эскадры. Основал в 1923 г. в Париже Караимское общество во Франции, став его председателем. Член масонской ложи «Северная Звезда» Великого Востока Франции. В 1900-е годы сожительствовал с Верой Исааковной Эгиз, впоследствии врачом-окулистом, ставшей супругой караимского гахама Серая Щапшала, о котором речь еще будет впереди. Детей не имел. Усыновленный им Рюрик Крым жил в США и работал переводчиком в ООН.

Караимы, как вам, наверное, известно, это такая крымская народность, исповедующая разновидность иудаизма. Их столица, горный город неподалеку от Бахчисарая, так и называлась - Чуфут-Кале, что в переводе с крымско-татарского означает “Иудейский городок”.



Главная улица Чуфут-Кале в наши дни.

Так вот: Соломон Крым был караимом, и караимские купцы решили ему сделать подарок, когда он возглавил отложившийся от большевистской России Крым. Они заказали портрет премьера и торжественно вручили ему с адресом. Но купцы явно перестарались, попросив художника изобразить своего знатного сородича в караимском наряде: Соломон Крым, всячески заигрывая с крымскими татарами, вовсе не хотел афишировать своего происхождения.



С.С. Крым скончался в своем французском имении под Тулоном, где его и похоронили. Однако, когда он еще жил в России, в Феодосии на караимском кладбище был установлен кенотаф над будущей его могилой. В 1993 г. одна из улиц Симферополя была названа его именем.

Кстати, это не единственный портрет в этом запаснике, заказанный караимами. Есть и более крупные фигуры. - Альберт Иванович, поднатужась, отвернул от стены высоченную картину в богатой резной раме. Это был портрет Государыни Екатерины II в полный рост.
- Со времен Екатерины Великой, - продолжал Пепеляев, - не было Царя, который не удостоил бы Своим посещением Иудейский городок, кроме одного - Павла.



Спальня Императрицы Екатерины II в Ханском дворце в Бахчисарае, расположенном неподалеку от Чуфут-Кале.

- Может, поэтому он и Царствовал так мало? - усмехнулся Сергей Петрович.
Альберт Иванович засмеялся, а потом подумал и сказал
- Может быть. - Он отвернул от стены другое полотно, поменьше. На нем изображен был сын Павла Петровича и участник заговора против него, лысеющий со лба Император Александр I, стоявший с кавалергардским шлемом в руках на фоне грозовых облаков.



Царские портреты в зале Дворца «для приема Высочайших Гостей» в Чуфут-Кале.

- Все эти портреты - из главного парадного зала дома приемов высочайших гостей, выстроенного в Чуфут-Кале в 1897 году. - На следующей картине, которую Пепеляев повернул к Звонареву и Черепанову, был Император Николай I. Он стоял в точно такой же позе, что и его старший брат, и тоже на фоне облаков, только Александр Павлович смотрел влево, а Николай Павлович вправо.
Затем были продемонстрированы Альбертом Ивановичем портреты Александра II с лихо закрученными усами, мощного, глядящего исподлобья Александра III и, наконец, Николая II в блестящих сапожках, сидевшего, ловко закинув ногу на ногу.



Император Николай II, Императрица Александра Федоровна и сопровождающие их лица, в числе которых Таврический и Одесский караимский гахам Самуил Пампулов. Чуфут-Кале. 19 сентября 1902 г.



Наблюдая за Альбертом Ивановичем, сноровисто управляющимся с громоздкими полотнами, Алексей подумал, что в своем грязноватом тулупе до пят он, наверное, очень похож на тех, кто в свое время эти портреты снимал.
- Государь Николай Александрович с супругой посетили Иудейский городок 19 сентября 1902 года - даже раньше знаменитой поездки в Дивеево! - говорил Пепеляев. - Но это был последний визит в Чуфут-Кале столь высокопоставленных Особ. Поэтому, как сами понимаете, новых портретов в доме приемов больше не появилось.



Местные жители приветствуют Императора Николая II и Императрицу Александру Феодоровну. Чуфут-Кале. 19 сентября 1902 г.

- Пришло время других портретов. - Он порылся в сваленных у стены полотнах (с одного из них на посетителей внимательно глянул карий глаз покойного Брежнева, окаймленный знаменитой густой бровью) и вытащил, подняв облако пыли, объемную картину, изображавшую Иосифа Виссарионовича Сталина в наглухо застегнутой шинели, стоявшего на каком-то возвышении у пушки времен Крымской войны. - Сталин на Малаховом кургане!
- Он тоже написан по заказу караимов? - полюбопытствовал Звонарев.
- Нет, - улыбнулся Альберт Иванович. - Сталин не интересовался караимами и никогда не посещал Чуфут-Кале, хотя в Крыму, как известно, отдыхал часто. Дом приемов Царственных Особ в тридцатые годы был разобран, сохранился только его высокий цоколь».



Дворец «для приема Высочайших Гостей».

Всё это, согласитесь, действительно странная история, которую неплохо было бы как-то прояснить и осмыслить.
Как бы то ни было, но приведенный ранее чисто литературный текст пробудил у меня интерес к теме. Возникли вопросы: так ли всё было на самом деле и что бы это значило?
Так потихоньку я и стал подбирать об этом материалы, заведя для этого даже специальную папку, написав на ней: «Чуфут-Кале».
Известные события в Крыму в начале 2014 г., а затем и вокруг него, в Новороссии, заставили еще раз вглядеться в текущие, горячие события через добытые за это время, но все еще никак не систематизированные факты.
Однако и писать тогда обо всем этом было никак невозможно из-за необычайной остроты момента. Бушевавшие вокруг страсти не способствовали, на мой взгляд, спокойному восприятию этой информации, причем в первую очередь теми людьми, для которых она собственно могла быть интересна и для которых предназначалась.
Наглядное доказательство этому - сохранившиеся в моем архиве комменты, которыми я обменялся с моим старым знакомым В.И. Карпецом в ЖЖ последнего (своего у меня на ту пору еще не водилось) по поводу малазийского боинга, сбитого 17 июля 2014 г. над Донбассом.



Большая и малая караимские кенассы в Чуфут-Кале.

Поводом было «странное сближение», вряд ли, как мне представлялось (так я думаю и до сих пор), случайное: совпадение катастрофы с днем убиения Царственных Мучеников в Ипатьевском подвале.
И вот как попытка обратить на это внимание была воспринята не обычным политическим патриотом, а писателем, монархистом, человеком верующим, знавшим меня, наконец, с начала 1990-х и продолжавшим постоянно общаться по телефону…
Sergey Fomin on Июль, 18, 2014 05:49 (UTC): Несколько удивляет, что «забыли», что всё произошло в день Святых Царственных Мучеников. Даже про «корейскую конституцию» вспомнили и про Коломойского... М-да...
karpets on Июль, 18, 2014 06:12 (UTC): Ты хочешь сказать, что Святые Царственные мученики - С НИМИ ? Ну-ну... Тогда - к Дёмину и Андрюшке Смирнову («фон Сиверсу» ) (((
vasia_tapkin on Июль, 18, 2014 09:50 (UTC): Простите, но у нас в церковном календаре, практически каждый день какой-нибудь, да праздник - что за нумерология?
Sergey Fomin on Июль, 18, 2014 09:57 (UTC): Вот тебе, кстати, Володя, и «ответ». Следует признать весьма внятный для того, чтобы понять, ЧТО с нами происходит!
Sergey Fomin on Июль, 18, 2014 09:47 (UTC): …Я просто пишу о том, что вряд ли случайным может быть это совпадение. И предлагаю задуматься над тем, чем это может быть полезным нам... Почему-то у тебя получается, что дугинские рассуждения о «неслучайности» совпадения с названиями станций метро (в связи с катастрофой) важны, а здесь ведь не станции метро! И я еще раз обращаю внимание (просмотри еще раз ВСЕ записи!) на то, что обсуждают всё, что угодно, только не это неслучайное совпадение! И после этого, непонятного лично мне «невнимания» к ГЛАВНОМУ, продолжают толковать о Земском Соборе.
Sergey Fomin on Июль, 18, 2014 11:07 (UTC): Возвращаясь к совпадению даты, я только хотел сказать, что, может быть, история с самолетом каким-то образом дана нам во благо.



Чуфут-Кале. Самое древнее в мiре караимское кладбище «Балта Тиймез» («Топор не тронет») в Иосафатовой долине близ Чуфут-Кале. На нем от пяти до десяти тысяч захоронений. Самому древнему - около 800 лет.



Sergey Fomin on Июль, 23, 2014 05:18 (UTC) [Участнику обсуждения]: А ведь по существу таким образом ВИК, следует признать весьма ловко, «замотал» и даже «срезал» главные вопросы, о чем, собственно, я и пытался начать разговор: 1) об уместности в настоящих обстоятельствах Земского Собора; 2) о не случайности цепочки: «Николай кровавый» [в устах] ВВП и гибель боинга в день цареубийства. А дальше маячит Крым, а за ним, неизбежно, и Россия... Ведь ни слова на эту тему!
karpets on Июль, 24, 2014 07:51 (UTC): Монархист - только тот, кто «имеет Царя». [Всё это, заметим, перед ликом Державной иконы Пресвятой Богородицы - Местоблюстительницы Русского Престола, значение которой Карпец не только прекрасно понимал, но и сам когда-то сформулировал! https://sergey-v-fomin.livejournal.com/186107.html - С.Ф.) […] Вполне возможно быть таким «апокалиптическим монархистом», а «чисто по жизни» быть при этом кем угодно - хоть коммунистом, хоть либералом (по вкусу и обстоятельствам) […] Т.о. «апокалиптический монарзхизм» в ряде случаев может выступать как прямое вредительство. И действие сего вредительства мы прямо видим на поведении тех, кто призывает «воздержаться» от Крыма, Новороссии и т.д., включая и г-на Фомина (без всякого сомнения в искренности и безкорыстии).
Sergey Fomin on Июль, 24, 2014 08:33 (UTC): Одно необходимое уточнение: хотелось бы знать, где и когда я призывал к отказу от Крыма и Новороссии. […] Да, по поводу ВВП высказывался. Но он - не Крым, не Новороссия, не Россия, хотя глава государства, конечно.
karpets on Июль, 24, 2014 09:14 (UTC): Призывали к «сдержанности». Этого достаточно.
Sergey Fomin on Июль, 24, 2014 10:35 (UTC): Примерно как в речевке: «Кто не скачет - тот москаль». Только наоборот, а метод тот же.
***
Сами судите: о каком спокойном обсуждении могла идти речь, когда эмоции захлестывали и не самых последних, способных к размышлению людей.
Всё это, конечно, как я понимаю теперь, рассуждения наивного человека. Но что поделаешь: тогда я всё еще верил во все эти «глупости» (не о самих событиях, разумеется, тут речь)...



Фундаменты караимской усадьбы XVII в. в Чуфут-Кале.

Можно ли было при таких обстоятельствах всерьез не только обсуждать, но даже поставить на повестку дня вопрос о том, для чего в Чуфут-Кале ездили и что там делали Коронованные Особы (причем, не одни лишь российские) и другие Члены Дома Романовых; почему побывавшие там раз или два Императоры и Императрицы больше туда, как правило, не наведывались, хотя в Крым впоследствии приезжали не раз; почему, наконец, то место трижды посещал Царь-Мученик, в последний раз в год 300-летия Дома Романовых…
Весь комплекс связанных с Чуфут-Кале проблем интересовал в свое время и советских руководителей, о чем свидетельствовала, в частности, организованная туда в начале 1927 г. экспедиция оккультиста А.В. Барченко (1881-1938), находившегося под патронатом близкого ему по духу известного чекиста, начальника Спецотдела ОГПУ Г.И. Бокия (1879-1937).
Примечательны зафиксированные как раз в это время - в рамках контактов с особо интересовавшими Барченко представителями караимов, хасидов, суфитов, исмаилитов и дервишей - встречи его с главой хасидов Шнеерсоном, высланным вскоре из СССР, что спасло последнему жизнь.
Заслуживает быть упомянутой также размолвка руководителя экспедиции с одним из ее ключевых участников (А.А. Кондиайном), считавшим, что «знания, содержавшиеся в древней науке, обнародовать нельзя, т.к. они могут быть использованы во зло». Барченко же, давно сотрудничавший с ОГПУ, обвинил своего старого друга и сотрудника во «вредительстве и измене». (Тут мне, конечно, не могло не придти на ум «вечное возвращение».)
…Окно возможностей для постановки всех этих проблем открылось лишь недавно. Однако теперь, по прошествии стольких лет, нужно было вновь собраться с мыслями, пересмотреть собранное, да и кураж должен был появиться.
И вот неожиданно повод возник:
https://www.facebook.com/tlestva/posts/2046526638999227
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1680711922048170&set=pcb.1680712595381436&type=3
Публикации появились в связи с проходившим с 28 мая по 3 июня 2018 г. официальным визитом в Крым Княгини Марии Владимiровны с ее сыном, приуроченным к 235-летию вхождения полуострова в состав Российской Империи. Это не первая их такого рода поездка сюда. Бывали ли они во время них в Чуфут-Кале, планировали ли, могли ли это сделать, понимают ли, наконец, значение этого посещения, - все эти вопросы остаются пока что без ответов…



Чуфут-Кале. Общий вид развалин. Дореволюционная открытка.

Как бы то ни было, после этого, как мне кажется, собранные материалы придутся к месту, позволяя существенно уточнить, что же все-таки скрывается за всеми этими декорациями.
Сам при этом строить на сей счет какие-либо теории (при том, что догадки не могут, конечно, не возникнуть) не собираюсь. Вообще любые скоропалительные выводы в связи с этим (направление которых предугадать не трудно) считаю делом безответственным и контрпродуктивным, а потому, как и в других подобных случаях, отключаю комментарии.
Главное на нынешнем этапе - обратить внимание на все эти «странности», собрав в связи с ними всю доступную информацию. Выводы же - дело будущего.

Продолжение следует.

Глеб Бокий, Владимiр Карпец, Бумаги из старого сундука, Цареубийство, Царственные Мученики, Мысли на обдумывание

Previous post Next post
Up