О Башкортостане, как о мертвом, можно только хорошее

Jan 10, 2008 22:25


Перед самым Новым годом получил подарок в виде звонка из магазина «Академкнига». Директор, ссылаясь на устное распоряжение «сверху», сняла с продажи мою брошюру « Ликвидация Уфимской губернии. Как это было?», и попросила немедленно забрать оставшиеся экземпляры. - Я уже доложила об исполнении, нехорошо будет, если придут с проверкой, а ваши книги еще у нас. Вы уж не подводите.

Подводить я не стал. Потратив два года, опираясь на множество документов, в том числе  лично добытых мною в архивах, я доказывал читателю: Башкортостан - это ничто иное как переименованная в 1922 году Уфимская губерния. По сути, большевики упразднили не ее, а крайне неудачно созданную Лениным Башкирскую АССР. Горазд был Ильич при захвате власти на звучные лозунги: рабочим - фабрики, крестьянам - землю. Башкирам, воевавшим на стороне белых, он пообещал собственную республику…

По недосмотру властей мое историческое расследование продавалось в единственном книжном магазине Башкирии на протяжении года. Это было в некотором виде чудо. Я берег его, боясь огласки. Ни в одном печатном издании не было указано о месте продажи. Рекламы не было даже в Интернете. Но благодаря молве - из уст в уста - «губерния» пользовалась устойчивым спросом. Поэтому, когда полгода назад мне в том же магазине вернули принятую ранее « Пирамиду Салавата» (она пролежала на прилавке лишь несколько дней), я смолчал. Культ Салавата Юлаева подождет. Пусть из двух книг будет доступна хотя бы одна.

Что ж: теперь боятся нечего.

Мой труд вышел под грифом Академии наук соседней республики. В нашей, как показала практика, невозможны ни издание, ни реализация. Однако не все так плохо. С критикой лучше. Башкирский историк, вступившись за малую родину, «разоблачил» меня на ста пятидесяти страницах! (против моих 70-ти…). Он хотел было привлечь к этому делу республиканские СМИ, но большие дяди ему отказали. Либо критика оказалась слаба, либо книга моя сильна. Интересный факт: я описал трехлетнюю агонию и кончину республики. А Игорь Нарский - профессор Челябинского университета - вообще назвал ее «мертворожденной». Разумеется, я цитировал монографию доктора исторических наук. И, разумеется, местный национал-патриот сделал вид, что профессора не существует. Не нашлось ему места в критике! Рука Казани, плюс внутренние враги республики. Не вписывается Челябинск в эту стройную систему.

Три месяца я наблюдал канувший в лету плюрализм, видя на одной книжной полке свою брошюру и объемистый труд моего оппонента. Что еще надо: читайте, сравнивайте, анализируйте. Но нет, не может ихний процветающий Башкортостан позволить себе такую «роскошь». Опасно! Ибо история для руководства РБ - это не архивы, не документальные свидетельства эпохи, а средство для удержания власти. Историю края приватизировали наравне с самыми доходными предприятиями. И теперь правящая «элита», подрумянив свое прошлое, пропагандирует свою исключительность. Право на господство.

Выяснилось, на  Академкнигу «нажал» торговый отдел Советского района, от него след ведет в администрацию Уфы. Не трудно догадаться, откуда было спущено распоряжение первоначально. В отличие от книжного магазина республиканская библиотека оказалась на высоте. Есть ремонт времен Хрущева, новости на сайте за 2005 год, зато инакомыслящих в каталоге нет. Налицо взаимосвязь между первым, вторым и третьим.

Учите историю, двоечники! Все уже было. Обречены режимы подавляющие науку и свободу выбора читателей. Большевики потрошили библиотеки, изымая книги. Нацисты жгли их на площадях. Ничего не помогло. Мракобесы исчезли, запретное вернулось. Во многих случаях триумфально. Сегодня о прошлом республики без санкции башкирских вождей писать нельзя, о настоящем - тем более. О Башкортостане, как о мертвом, можно только хорошее.

Сергей Орлов, автор двух запрещенных в Башкирии книг.

Ликвидация Уфимской губернии, Пирамида Салавата, ценура, Башкортостан

Previous post Next post
Up