ПОЗДРАВЛЯЕМ !!!
kid_book_museum Оригинал взят у
tomtar в
Самый драгоценный экспонатСегодня у нас маленький юбилей : "Музею" исполнилось 5 лет!
В юбилеи принято подводить итоги. На мой взгляд, три самых главных результата деятельности сообщества - когда кто-то, прочтя "музейный" пост, спешит разыскать старую книжку или ее переиздание для своего ребенка, потому что без этого детство будет беднее; когда в разговор вступают люди, хранящие личные воспоминания о том или ином авторе; и когда благодаря этому общению удается поддержать и сохранить живую память о книгах и людях.
Мне кажется, именно личные отклики тех, для кого имя на титуле по-особенному близко и дорого, стали своего рода "золотой кладовой", наполняющая виртуальное собрание теплом и человечностью. "Музей" никогда не был просто книжной коллекцией, тешащей библиофильские души, у него есть и более интимный и трогательный эффект: благодарная память о писателях и художниках ушедшей эпохи. О тех, чьи книги были в каждом доме, и тех, о ком энциклопедии скупы на слова. И вместе с нами их близкие торопятся вспомнить дорогие им черточки, которые иначе могут уйти в забвение.
Маленькие мемуары стали появляться с первых месяцев существования Музея: старожилы сообщества наверняка помнят серию интереснейших постов из личного архива Веры Чаплиной и уникальные
видеозаписи РИГ «Наша школа».
Постепенно собралась целая коллекция воспоминаний: от пространных рассказов до совсем коротеньких беглых комментариев.
Вера Чаплина:
"Константиновский, живший в соседнем доме, зашел как-то к Вере Васильевне. Он присел на стул при входе в комнату, а Чаплина - вполоборота к нему, за своим письменным столом. На столе, прямо на одной из рукописей лежала кошка, абсолютно неподвижная, с немигающим взглядом.
Разговор продолжался довольно долго. Всё это время кошка и Константиновский смотрели друг на друга.
В какой-то момент Вера Васильевна, не обращая внимания на кошку, механически подсунула под нее руку и вытащила рукопись. Кошка не шелохнулась.
- Верочка, ну, просто поразительно!.. Это как же за границей научились делать игрушки - я битый час не мог сообразить, что это неживая кошка!
В возбуждении он резко встал со стула, чтобы разглядеть так понравившуюся ему игрушку, и в этот момент кошка медленно встала и потянулась - специально для Майлена Константиновского."
"...напишите ответ обезательно если ненапишите я сильно обидюсь"
Май Митурич и Самуил Маршак :
"К сожалению, я не освоился с компьютером и сайта Вашего не увижу.
...Мне удалось найти фото того рисунка, о котором я говорил выше, посылаю его Вам."
"Ваш М. Митурич"
Валерий Дмитрюк:
"29 сентября 1974 года в Измайловском парке была разрешённая выставка неофициального искусства.
Власти пошли на компромисс, это была извинительная акция после бульдозерной выставки, что скандально проходила за две недели до того.
Было много посетителей. народ был радостный, в некотором роде это был День Победы...
В те годы детская книга была прибежищем для многих авангардных художников."
"В тот день мы пришли в Измайлово, как на праздник."
Вера Кукинова:
"Здорово читать теплые слова о моей любимой детской книге, которую сочинила моя бабушка. У нее не очень много книг, есть еще одна забавная. "Исчезнувшие слова". Издательство "Знание". Москва 1962 год. Современным детям мало понятны "помголы", "торгсины"... А сама Вера Тимофеевна была очень талантливым, образованным и очень дружелюбным человеком. О ее жизни можно написать целую повесть".
"А в книге все понятно и смешно." Ирина Васич:
"Когда у меня подрос внук и я стала читать ему сказки Андерсена, я поняла вдруг, что для него неведомая экзотика - все те реалии, что для меня в раннем детстве были моей реальностью: окружали меня все эти булыжные мостовые, ручейки, фонари и фонарщики, водосточные трубы, дымы из труб печных и даже извозчики - я застала еще и их."
"Дважды наша фамилия упоминалась в русской литературе. Первый раз в очерках Короленко о безобразном поведении провинциальных офицеров, где описывался некий Васич, который в Дворянском Собрании со шпагой наперевес бегал за «штафирками» - это был один из папиных двоюродных братьев."
Андрей Келейников:
"На фронте в самом деле был - комвзвода управления артиллерийского полка, младший лейтенант. Доставал раненого разведчика с минного поля - минус нога. После демобилизации поступил на биофак... Среда Московского университета была очень близка к искусству: Ватагин, Никольский, Комаров (и еще масса художников) были неотъемлемой частью той среды. У Ватагина он некоторое время учился, с Никольским они были друзьями. "
"Дед был младше Никольского на 18 лет…"
Лев Эппле:
"Очень любил музыку, сам играл на фортепьяно и на скрипке, обожал Шаляпина, трижды слушал его в Большом театре и был счастлив этим всю жизнь."
"Первой работой после Севураллага была книга Д.Н.Мамина-Сибиряка "Рассказы для детей". Книга вышла без указания фамилии художника (в те времена это было довольно часто, если фамилия была " неправильная")."
Куддус Мухаммади:
"Спасибо всем кто ценит стихи Куддуса Мухаммади. Спасибо Узбякову за его труд. Спасибо за перевод Яковлеву. Спасибо за ваш сайт от семьи Куддуса Мухаммади."
Суховатый, смуглый, моложавый, с лучащимися детской радостью темными глазами...
Алексей Кирносов:
"Он был писатель. После того как, видимо, перестал быть моряком. И пёс у него был - фокстерьер. Случайно об этом помню из детства. "
"Рассказы про пса меня очень тогда интересовали..."
Дети Сталинграда:
"В этой книге есть рассказ Толи Гончарова. Это папа моего мужа. Книга есть у него. А теперь будет и нас. Его сестры Раи, к сожалению уже нет.
...Он до окончания школы жил в детском доме, ему разрешили каким-то образом... Он еще хотел остаться, чтобы с Раей быть. "
"Я ушел от нее и все время думал о ней."
Инна Батозская:
"Инна Батозская - это литературный псевдоним моей бабушки, автора детской книжки «Про девочку Таню и куклу Иринку». Ее настоящее имя - Лина Коган.
Сюжет книжки основан на реальных событиях."
"Моя бабушка умела все, у нее была безудержная фантазия... Она знала, как из ничего сделать нечто."
Владимир Шевченко:
"Любимый головной убор - только берет. Берет не боится ветра, его можно свернуть и сунуть в карман, на него можно нацепить яркий значок и будет нарядно, его можно натянуть на оба уха и на лоб, и будет тепло. Универсальный головной убор. У отца был легкий рабочий берет для мастерской, смешной, цветастенький... я его храню."
"Говорят, чего-то не хватает в стране: то денег, то бумаги... то слонов!"
Михаил Салтыков:
"...жили вчетвером на втором этаже деревянного коммунального дома на Самотёке (с
настоящей воровской малиной на первом этаже). У него никогда не было мастерской - рисовал на самодельной откидной конструкции между двумя книжными шкафами с большими аквариумами наверху - рыбками увлекался весьма серьёзно. Из других радостей жизни любил охоту и
рыбалку в весёлой и тёплой компании со всеми сопутствующими радостями."
"А компания это - друзья со школьных и институтских лет: Лосин, Монин, Чижиков, Перцов, Иткин, Федотов, Молоканов, Дувидов, и постарше - Митурич, Бруни..."
Софья Радзиевская :
"Книга моей удивительной прабабушки. Спасибо за такой подарок!"
Поселить в сердцах благородство и искренность
Маргарита Михаэлис
:
"Озадачили, Вы меня такими подробностями о личной жизни моей бабушки. Впервые слышу об этом."
Ныне забытая Маргарита Михаэлис
Надежда Калинина:
"Потом бабушка говорила, что «тройка», которая судила деда, оказалась милосердной, и про нее и детей «забыли». Она всегда вспоминала тех людей, как ни странно, хорошим словом.
...Герои "Мити и Миши" отчасти списаны с моего дяди, бабушкиного сына Мити и Миши, сына Марии
Дмитриевны Пушкаревой, так как они ровесники; Саша и Алёша - соответственно мой папа и старший сын Сергея Дмитриевича Шера."
"Бабушка любила называть героев именами близких."
"Талька-Бой":
"К этой книге у нас в семье особое отношение. Моя бабушка была одноклассницей Лидии Будогосской.
Наталья Изергина, Талька. Отличалась боевым характером. Талька-Бой в повести - это она."
Бабушка и ее одноклассницы
Игорь Нерцев:
"Рада, что книги брата не забыты."
"Не отпускавшее ощущение необратимости времени, стремительности самой жизни, и огонек надежды на будущего читателя…"
Нина Саконская:
"В семье было пять дочек: Мария, Антонина, Оля, Нюра, Валя и сын Сергей. Все дети получили прекрасное домашнее образование: знали несколько европейских языков, пели, танцевали и играли на музыкальных инструментах."
"...Однажды сестер приглашают в НКВД! Молодые женщины шли, не чуя ног от страха. Оказывается, незадолго до революции любящий папа застраховал всех своих детей, для чего в английском банке открыл на каждого счет. И теперь английская сторона искала тех людей, кому они должны выплатить проценты."
Петр Асеев:
"С детства полюбил рыбалку - в то время в реке Хопёр водилась разная рыба, даже стерлядь. Сидеть на берегу с удочкой стало увлечением на всю жизнь. Ещё одним увлечением довольно долгое время было разведение голубей - почтовые, бойные, турманы, жившие на чердаке дома.
...В 1954 году родился сын Андрей, а в 1956-м - дочь Татьяна, ставшая моделью для многих персонажей в книжных иллюстрациях."
А изобразительным искусством занималась вся семья.
Андрей Брей:
"Пометки сделаны тремя людьми - худредом, технологом типографии и репроцентром, изготавливающим диапозитивы (плёнки для производства печатных форм). Худред указал масштаб уменьшения 3/4, съёмку каких рисунков делать отдельно, поставив маленькие крестики, и фамилию художника."
Немного вникнуть в издательскую "кухню"
Татьяна Еремина:
"Была любимой ученицей, а потом и другом до конца жизни А.А. Дейнеки. Дружила с Катаевым, Мессерером, Анель Судакевич, Орестом Верейским, Барто, Джеймсом Паттерсоном (негритенок из фильма "Цирк")... Очень любила путешествовать по миру. Была общительна и гостеприимна."
Замечательная бабушка
Григорий Варшавский:
"Ещё Григорий Абрамович воевал. Награждён медалью "За Отвагу". Потом сидел на Колыме и только потом эмигрировал. Это мой двоюродный дядя. А мой папа написал цикл детский песен на эти стихи, которые исполнялись симфоническим оркестром Крымской госфилармонии."
Кто же такой Григорий Абрамович Варшавский?
Галина Карпенко:
"Она была очень интересным, ярким человеком, многие из тех, кто с ней работал, становились ее друзьями..."
"Очень радостно, что ее книжки читают, и - любят.".
Александра Якобсон:
"Среди девушек была одна, которую звали Большая Мария. Лицо ее было необыкновенно, это было не лицо, а "лик". Рядом с толстенькими и грудастыми девками она казалась еще более плоской и, грустная, шла медленно, в наклон, стыдясь своего роста, и щеки ее цвета глиняного горшка чуть-чуть были покрыты румянцем. Она, вероятно, была больна. Сирота. Кормила ее деревня. Говорили о ней тихо, оглядываясь. Будто ждали чуда. Она умерла, когда ей исполнилось 16 лет".
"У нас крупная новость - новый, молодой месяц." Матвей Добров и Геннадий Гладунов:
"...мама отдала ему офортный станок деда и что-то из его инструментов. Я даже помогал ему перевозить детали этого станка с Якиманки на улицу Мархлевского, где Гена тогда жил. Позднее он приезжал к нам в Калугу. Мама говорила мне, что он просил её согласия на перемену своей фамилии на "ДОбров". Но от мамы он получил отказ. Она посчитала, что не очень-то и хорошо отказываться от фамилии родного отца. "
"Однако через несколько лет стало известно, что он всё-таки поменял фамилию, но перенёс ударение на последний слог и стал ДобрОв."
Алексей Пахомов:
"Я прекрасно помню этот большой дом с садом... От старого времени осталось, пожалуй, только Шуваловское кладбище. На нем до сих пор действует церковь, которая не закрывалась даже во время блокады...
Алексей Федорович Пахомов с семьей - женой и тремя детьми жил в соседнем доме."
"Милой Валюнке на память от художника дяди Алеши" Хочется поблагодарить всех родных и друзей "музейных" авторов за их доброжелательное внимание и подаренное нам чувство сопричастности судьбам замечательных людей, которые несли радость нескольким поколениям читателей.
И себе на память добавлю тут первую запись :) --
http://kid-book-museum.livejournal.com/364.html