Таинственная история про пропавшую экспедицию...

Dec 05, 2015 10:58


Оригинал взят у spitzruten в Интересная живопись. Магдалена фьорд
Эта картина висит в Лувре на втором этаже в зале 66 "Идиллия и романтическая драма". И то правда, идиллия - четыре окоченевших трупа
и пятый полуживой.




Полное название картины: "Фьорд Магдалена, вид с полуострова могил на севере Шпицбергена. Эффект сияния", 1840.
Что в ней интересного?


Упоминание сияния автором Франсуа-Огюстом Биаром (1799-1882) почти риторическое, его без того видно с первого взгляда. И это, верно, сияние смерти, тот самый случай, когда красота бывает страшной. Сияние, которое своим парализующим светом накрывает сцену на переднем плане. И оно же отражается в воде прямо напротив безжизненных фигур.

Обломки корабельных снастей в воде и пять жертв крушения. Катастрофа произошла не так давно, это видно по не до конца занесённым снегом телам троих людей. Двое других не покрыты изморозью, но один из них, лежащий на спине, уже не подает признаков жизни. Пятый ещё жив, хотя его обреченная поза полна безнадежности. Что ему осталось? Сидеть и ждать смерти над замерзшими товарищами.



Однако сюжет картины не ограничивается рамкой холста. Следы, оставленные на снегу и уходящие за правый нижний край, принадлежат ещё одному - шестому человеку.
И тут остается поле для фантазии. Возможно, этот шестой увещевал своих выживших спутников двигаться в поисках хоть какого-нибудь спасения. Но тщетно. По следам явно видно, что он сделал несколько шагов прочь, затем остановился, обернулся в последний раз, вероятно что-то сказал и, не дождавшись ответа, ушёл.



Франсуа Биар писал свою картину во время участия в двухлетней научной экспедиции в Арктику (1838-1840) на корвете La Recherche. Одной из главных целей исследования было изучение возможностей выживания человека в условиях крайнего севера. К счастью, сюжет является вымышленным, экспедиция благополучно завершилась, все вернулись домой.


Корвет La Recherche у острова Медвежий, 1838 г.

В команде вместе с Биаром состоял ещё один художник - Barthélemy Lauvergne. Была надежда, что они создадут произведения, убеждающие общественность в ценности исследований и открытий.



Запуск воздушного шара над фьордом Магдалена, Шпицберген.
Barthélemy Lauvergne, 1839

Художники имели также и неявную педагогическую миссию: учить людей, что научно-технический прогресс имеет жизненно важное значение, а расширение границ человеческого знания к тому же романтично и красиво. В этом смысле, конечно, картина Биара вышла за рамки дозволенного. Автор намекнул, что это также и опасно. Поход в неизведанное может быть чистым безумием.

Фьорд Магдалена находится на самом северо-западе Шпицбергена. На карте обозначен буквой j



Сегодня сюда заходят круизные лайнеры и возят досужих туристов.
На снимках на заднем плане хорошо виден ледник между скалистыми горами. Тот же самый, что на картине Биара.









Фотки с сайта tripadvisor.com

Так Магдалена фьорд выглядел во времена экспедиции La Recherche


Вид на фьорд Магдалена, Шпицберген.
Barthélemy Lauvergne, 1839

Любопытно, что после экспедиции, в которой никто не умер, своей драматической картиной Франсуа Биар в 1840 году словно предвосхитил события, произошедшие через пять лет тоже в Арктике, хотя и в совсем другом месте. В том путешествии умерли все 134 человека.
В 1845-м два английских корабля "Террор" и "Эребус" под командованием капитана Джона Франклина отправились к берегам Америки в поисках пресловутого Северо-Западного прохода из Атлантического океана в Тихий. Через месяц они попались на глаза капитану китобойного судна у берегов Гренландии. Это был последний европеец, видевший корабли экспедиции. Поиски продолжались больше 10 лет, не в последнюю очередь стараниями жены пропавшего капитана.
История до конца не ясная, обросшая мистикой и туманом, как наш Перевал Дятлова.

В 2007 году вышла объёмистая книга Дэна Симмонса "Террор" (в 2008 переведена на русский). Полуисторический роман разрабатывает как раз мистическую версию пропажи экспедиции Джона Франклина.

Издатель оформил обложку фрагментом картины "Фьорд Магдалена"




     Дэн Симмонс "Террор"
             Я нашла свою идеальную книгу для зимы! Чтобы пережить это самое нелюбимое время года, когда я все время мерзну, едва только градусник опустится ниже 15 градусов по Цельсию. Читая этот роман, где от каждой страницы несет таким могильным холодом и ужасом, что замерзает дыхание и обжигает пальцы уже на первой минуте, я начала понимать, что я до этого ничего не знала о холоде! Оказывается, наши зимы очень даже хороши и вообще нам не на что жаловаться.
             А все то, что описывается в книге-невозможно представить, как это все можно вынести человеку? Да еще и в течении такого количества времени?-3 года, почти 1095 дней во льдах, на скудном питании, при температуре ниже человеческой выносливости, без элементарных удобств, возможности помыться, побыть с женщиной, остаться наедине, когда полярные ночи бывают, длятся до полугода. Вдобавок к этому-будто издеваясь, а сколько же еще может вынести человек?- вокруг корабля бродит какое то страшное чудовище, которое способно откусить человеку зараз половину тела. И да не отпугнет вас эта мистика, к которой я сама довольно скептически отнеслась сначала, поскольку она будет иметь вполне разумное объяснение в самом конце.


             Два британских корабля: флагманский "Эребус" и "Террор", специально оснащенные для плавания во льдах, под предводительством генерала Франклина, а номинально, капитанов кораблей Фитцджеймса и Крозье, в 1845 году выходят на север в поисках морского пути, который свяжет Атлантику с Тихим океаном. Но, из за самонадеянности предводителя, или по воле Господа, что то пошло не так и оба корабля, со 129 членами экипажа на борту, оказались намертво затерты во льдах, неподалеку от острова Кинг Уильям, где им и предстояло провести три кошмарных года.
             С методичной дотошностью автор слово за слово погружает нас своим натурализмом в этот безмолвный ледяной мир, где вместо света лишь одна надежда, да и та уже на последнем издыхании. Вьюга ломает матчи, скрипит досками, выламывает листы железа, которыми обшит корабль. Холод проникает во все клеточки тела, охватывает мгновенно, отмораживает нос, пальцы рук, ноги. Если взяться голыми руками за оружие-может сорваться полоска кожи, ведь температура ниже 70 градусов по Цельсию. Такое вообще возможно? Неужели при такой температуре еще есть жизнь? И какими должны быть люди, чтобы добровольно идти на все это?

Действительно, характеры в романе проработаны более чем качественно. Каждая глава написана от имени какого либо персонажа, но от первого лица мы имеем возможность слышать только судового анатома, в последствии, ставшего единственным лекарем на кораблях, доктора Гудсера, который ведет судовой дневник. Каждый из основных членов команды яркий и запоминающийся и очень хочет жить, остаться в живых, любой ценой. Вы будете переживать за каждого из них, особенно в финале. даже за самых отъявленных негодяев, чтобы им досталось по полной! И, как бы вы не хотели, бросить книгу вам не удастся! Вы будете к ней прикованы даже в ущерб всему остальному.

Любая, даже самая незначительная вначале, деталь повествования, благодаря гигантской работе автора по изучению материала, описана очень подробно и достоверно. Устройство кораблей, глубина и толщина льда, местоположение до десятых долей градуса. Особенно скрупулезно описан провиант, который был взят с собой на кораблях. С самого начала я еще подумала, что хоть голодная смерть им не грозит, с такими запасами. На бортах был трехлетний запас провизии и немного сверху, включая спиртное, шоколад и противоцинготный лимонный сок, и по идее они должны были продержаться до прихода спасительной экспедиции, если бы не вмешалось провидение. Консервы были закуплены по слишком дешевой цене, и оказались сделанными наспех. Некачественная пайка и консервация дала возможности развиться бациллам ботулизма и попаданию внутрь еды свинца из грубых швов банок. Больше половины еды просто пропало.
             Вообще в этой экспедиции было столько роковых случайностей, которые капали и перевешивали чашу весов Форуны не в сторону кораблей. Начиная с самонадеянности и невежества капитана экспедиции Франклина, выбравшего не тот водный маршрут, заканчивая ошибкой уже Крозье, когда он не послушал старого лоцмана Бридженса в отношении книг, да и в выборе санного пути. А при инциденте с эскимосами я чуть не разрыдалась от отчаяния, ведь спасение было так близко! И можно было с самого начала объединить два корабля, бросив поврежденный "Эребус", и тогда было бы вдвое больше драгоценного угля, а это значит, можно было бы продержаться на корабле подольше, может быть и до спасательных экспедиций... Сколько было возможностей, если бы выбрали хоть один путь!

Темп романа нарастает с сюжетом. Если вначале читается медленно, ум привыкает к морским терминам, воссоздает обстановку, запоминает имена, то ближе к середине уже четкое восприятие того, что ты пропал. Потерялся вместе с двумя кораблями во льдах, и вместе с ними пытаешься выжить, поднять дух экипажа, убегаешь от чудовища по палубе или в кошмарном цветном лабиринте, любуешься северным сиянием и ищешь очертания корабля в полумраке. А уж ближе к финалу романа занесет так, что уж и сам не рад будешь! Время понесется очень быстро, и в каждую свободную минуту, даже не читая, в голове, будешь искать момент вернуться к ним, во льды. Тянуть с ними лодки по льду в надежде встретить открытую воду, обжигаться и звать товарищей на исходе сил, понимая, что тебя оставили умирать. Закрывая глаза, будет мерещиться вереница усталых истощенных людей,мужественно тянувших поклажу только благодаря своей неистощимой духовной силе. Выжить любой ценой.
             Шикарная книга, хотя слишком впечатлительным натурам я бы ее не советовала: будут сцены каннибализма. Одна из книг года по атмосфере, погружению, силе воздействия и ощущениям после. Не зря я скачивала ее раз пять в разное время, прежде чем подступиться. Занесла в любимые и обязательно куплю в бумаге ее переиздание, чтоб была.



http://lechat-janvier.livejournal.com/202988.html

история, книги новые, читать, география

Previous post Next post
Up