Оригинал взят у
verapapkova в
Серов на Крымском. Обязательно!Это только кажется, что до 24 января еще вагон времени! На самом деле глазом моргнуть не успеешь... очень советую - не откладывайте.
Лучше все остальные дела отложите, они никуда не денутся. А хоть бы и делись - Серов того стоит.
Огромная выставка, собрано в одном месте множество вещей из разных музеев разных городов. Редкий шанс посмотреть на мастера в такой полноте.
Забудьте про "Девочку с персиками". Точнее, забудьте все те репродукции в книгах, конфетные коробки и картинки в интернете, которые вы видели миллион раз за свою жизнь. Считайте, что вы ее и все остальные знакомые вещи увидите точно так же впервые, как и совсем незнакомые.
Потому что это - живопись.
Всем известно, что в наше время живописи не существует. Она ушла из арсенала средств познания и объяснения мира. И это вполне понятно - она - сложная. Слишком сложная для сегодняшнего для, когда мы живем в таком шквальном информационном цунами, что, говорят, видеоролики в интернете досматривают до конца только такие, которые не длинней 30 секунд. И это, наверное, правда - я так точно дольше не смотрю...
Мы сейчас готовы воспринять только высказывание, по одному прекрасному определению, "короткое, как выстрел". Да. Нет. Черное. Белое. Красное - о! это уже для продвинутых. Мы собираем свою картинку мира из таких вот готовых кубиков информации, и кубики, не подходящие по размеру, а тем более, круглые, мы просто даже в руки не берем - они не встанут в картинку, чего и пытаться.
А мир - сложный. Его, конечно, можно описать категориями да-нет-черное-белое, но описание такое будет уж очень упрощенным. И, скорей всего, за его рамками останется многое важное, многое, что и составляло бы суть этого мира, заметь мы это.
Вот живопись и есть единственный инструмент, уровень сложности которого вполне соответствует уровню сложности мира.
Так уж сложилось, что Россия - не живописная страна. Причиной ли тому климат, история, наш темперамент, все это вместе и еще многое другое, но так уж вышло, что все наши художники - не живописцы, а иллюстраторы. Литераторы, по существу. Они рассказывают нам историю, просто не словами, а раскрашенной картинкой.
Представьте, что вы никогда не видели шишкинских мишек или там картину Перова "Тройка". И я вам очень-очень подробно их перескажу. Согласитесь, вы представите все очень хорошо, и очень близко к правде - увидев после моего описания саму картинку, вы нового узнаете очень немного. Но живопись ведь пересказать нельзя! Так а живописи-то там и нет, я ровно об этом. Там есть история, рассказанная посредством картинки, самая настоящая иллюстрация.
А вот Серов - чуть ли не единственный на нашей неживописной почве живописец. Его средства - цвет и свет. Он не рассказывает историй, он создает из цвета и света мир.
Давайте я подойду сейчас к окну и буду вам очень-очень подробно описывать, что я за ним вижу. Даже если я буду описывать до завтра, представите ли вы картинку за моим окном так же хорошо, как мишек, которых я вам описывала выше? Ничего подобного. Вы вообще никак ее себе не представите. Ну, сюжетно вы будете знать, что налево пятиэтажка, направо начинается парк, а перед ними дорога... но это будет знание вполне умозрительное, условное. Потому что за окном - мир. Этот чертов сложный мир, который нельзя проиллюстрировать. Единственный способ что-то понять о том, как он устроен - создать его. Вот это и делает живопись, и только она. Вот это и делает Серов.
А мы, привыкшие оперировать информационными кубиками, простыми и квадратными, выработавшие такую психологическую защиту от разрушительного информационного цунами и сами неизбежно превращающиеся от этого в каком-то смысле в кубики, глядя на живопись, получаем назад свою сложность. Мы возвращаем себе - себя. Сложных. Потому что мы - чертовски сложные. Потому что каждый из нас - мир. И это не проиллюстрируешь мишками.