Итак, Воронежский завод «Электроприбор»
представляет.
Купили мы нашу прелесть зимой 1980/81 годов - Саша с отцом специально ездили за ним, магнитофоном, в Москву. То есть, не именно за ним, а именно в Москву, потому что выбор аппаратуры в столичных магазинах был несравненно шире, нежели в провинциальном Смоленске. Выбор наших мужчин пал на эту модель. Раньше я никогда магнитофонов с женским именем «Астра» не видел - видел только «Маяк». Это была очень распространённая и, как мне кажется, неплохая марка. Демократичная такая, достаточно надёжная и долговечная. Выпускались «Маяки» в Киеве. Как и предел моих желаний - стереофонические аппараты «Юпитер»…
Поначалу мы очень радовались низким скоростям «Астры» - на одну катушку можно было запихать невероятное количество записей (4-я скорость, катушка №18 - три часа (!) непрерывного воспроизведения только на одну дорожку! А всего их четыре…) Плёнка была, во-первых, дефицитом, во-вторых, стоила достаточно дорого для семьи из двух инженеров и двух детей. Чёртова Советская власть, матерясь, пыталась ограничить распространение нежелательной информации. (А для неё, мертвечинной, почти вся информация была нежелательной…)
Потом пришло некоторое разочарование: 19-я скорость всё-таки давала более высокое качество звучания, это было слышно даже на встроенных громкоговорителях. То есть, если удавалось выйти на источник высококачественного сигнала (проигрыватель), то это качество в полном объёме писануть не удавалось - реплика звучала немного жалко. Хотя, конечно, слушали и её.
Народные умельцы додумались делать насадки на тонвал, добиваясь большей скорости протаскивания плёнки - то есть 19-й, для унификации. Такую насадку из латуни сделал и наш отец. Однако, поскольку выходные цепи магнитофона не перестраивались, звучание на квази-девятнадцатой скорости оставляло желать лучшего: были слышны частотные искажения. К тому же заметно «плавал» звук - насадка сидела на тонвале не очень-то плотно. Но, по крайней мере, можно было если не писать, то хотя бы слушать записи, сделанные на полноценный магнитофон.
Проблема ушла, когда мы с большим трудом продали 207-ю «Астру» через комиссионку (на улице Кирова, кто помнит) и купили этот самый полноценный магнитофон. Стереофоническую «Эльфу» - у Жени Деделюка была такая, и он не жаловался. Более того, я её у него тщательно разглядел и опробовал. Купили мы с отцом эту «Эльфу» (см. про
поход к Кулюкину), и она у нас довольно быстро… сгорела! Сдали обратно в магазин - гарантийные сроки ещё никто не отменял. Пришлось мне, несмотря на все возражения нашей матери, ехать на весенних каникулах к Саше в Ленинград, и там на проспекте Мужества, если не ошибаюсь, мы купили следующую «Астру» - стереофоническую, вертикальную и гораздо более тяжёлую, что немаловажно, модель «110-1-стерео». И поехал я с ней солнечным днём в купейном вагоне легендарного поезда «Ленинград - Жданов»… Вот она, кстати, стоит. Уцелела во всех передрягах моей жизни. А их было немало…
Кстати, тогда все бредили таким горбачёвским новшеством, как Госприёмка. И мы с Сашей тоже стремились потратить заветные деньги, с таким трудом вырученные, именно на «госпринятый» аппарат, да не нашли такого - по доступной цене. А время поджимало, надо было мне ехать, поэтому рискнули - купили «обычную» «Астру». И, в общем-то, не прогадали. Причём это была «Астра» ленинградского производства, а не воронежского, то есть более аутентичная. Спасибо всем, кто приложил руку к её производству! Надёжной работой вашего стереофонического магнитофона вы подарили мне много счастья!
Я отвлёкся от двести седьмой. Тоже, в общем-то, надёжно работала, только пассики меняли, насколько я помню.
Бодрит кнопка «Трюк», вынесенная на самое видное и удобное место, под правую руку. Такое впечатление, что аппарат специально создавался для подпольной записи рок-музыки методом наложения. А вот главный переключатель - рода работ, - размещённый слева - это неудобно, как я теперь понимаю. Аппарат создавался для подпольщиков-левшей!
Советские инженеры, конечно, дали жару. Мало того, что магнитофон снабжён специальным селектором для выбора источника записываемого сигнала (колонка кнопок справа), так у него целая линейка гнёзд с той же целью! Не ошибёшься, двойной контроль!
Как правило, нижняя панелька на блоке головок всегда была снята - чтобы было возможно эти головки почаще протирать. На более поздних этапах «эксплуатации» (слово-то какое дурацкое!) снималась и верхняя панелька - чтобы головки подкручивать. Меломаны знают: на катушечных магнитофонах всегда в большей степени страдала запись по левому каналу (верхний читающий штрих) - была глуше и «бу-бу-бу», то есть без верхних частот. Дорожки «1 - 4». Избавиться от этого кошмара лично мне удалось только с появлением цифровой техники, за что ей отдельное спасибо.
Ну вот, в 1979 году магнитофону была присвоена Олимпийская символика, утверждает Интернет. Здесь мы ещё видим, как ни крути, всё-таки престижный Знак качества. У нас не было ни того, ни другого. Видимо, Олимпиада из овер.
Ручка замечательной была. Прочной и компактной. И предполагала переноску вертикальной, а не горизонтальной.
Уже плохо помню, но, по-моему, у нас был чёрный поролон на внутренней стороне крышки.
Очень эффектный снимок, магнитофон выглядит лучше, чем в жизни. Автору фотографии надо идти в рекламный бизнес, если он ещё не там.
Без пассиков! (Жутковато смотрится, правда?)
Без комментариев - что тут говорить?! Ручная сборка…
Какой-то экспортный вариант прямо-таки! Очень странные гнёзда видны сбоку, не находите?
Вот, с чёрным поролоном. Но с крышкой, конечно, никто записи не крутил - она начинала дребезжать.
По этой картинке этого не скажешь, но в закрытом состоянии смотрелся очень даже прилично. Не стыдно в люди выйти.
По-моему, лейбл был вот таким…
Прямо как новенький!..
Счастливо, ребята!