Эх, а мы по Муджеллини учились... И альтернативы даже не предвиделось. Мне хотя бы с педагогом повезло... а вообще, не могу записи "ХТК" слушать, потому что занудно звучат, а там же такое богатство... Мою любимую прелюдию и фугу (b-moll) испохабили как могли.
Да, действительно, редакция Б. Муджеллини заполонила прилавки магазинов тотально, и это продолжалось целую вечность. Самое худшее, что эта редакция была "канонизирована" - и всякое иное исполнение буквально преследовалось. Найти другие ноты можно было лишь с трудом - и только при большом желании. Прелюдию b-Moll испохабили, прежде всего, тем, что играли ее слишком медленно, ориентируясь в качестве единицы счета на восьмые, вместо того чтобы ориентироваться на четверти - как это предписал И. С. Бах. В начале Прелюдии g-Moll стоит трель (которую, разумеется, безусловно, надо исполнять). Эту трель можно исполнять как ритмически организованно, так и свободно, однако идиотский способ, превращенный в традицию (как и вся редакция Б. Муджеллини), МЕНЯТЬ в этой трели длительности, которыми она исполняется (в результате чего она звучит сначала медленнее, а потом быстрее), принадлежит только Муджеллини и является профанацией.
Даже у моего педагога не было альтернативного издания (хотя вообще у нее всяческих редких нот хватало). Вот и играли по Муджеллини. Дело даже не в том, что b-moll сильно медленнее играли, чем стоило (а B-dur, напротив, загоняли до чрезмерности). Без души как-то исполняли. Так, что от одного имени Баха щеки оскоминой сводило. Музыка Баха стала для учеников синонимом редкостной скучищи и монотонщины. Получается, советская школа, с одной стороны, сделала из Баха "бога" (которого все обязаны "чтить", т.е. исполнять в обязательном порядке), а с другой - сделала этого "бога" совершенно холодных и бездушным.
Да, это известное и понятное явление. Дело в том, что за сложностью полифонической структуры не видели живую музыку. Баховский контрапункт приводил музыкантов в ступор. И, разбираясь с ним формально, они не знали, что с этим делать. Одна из частностей, стойких, укоренившихся и мерзких, - это пресловутое выделение темы в фуге. Это была непререкаемая идиотская догма - играя фугу, обязательно выделять тему. В результате исполнение сводилось к формальному показыванию темы в фуге, а художественное исполнение отсутствовало в принципе.
Comments 5
Мне хотя бы с педагогом повезло... а вообще, не могу записи "ХТК" слушать, потому что занудно звучат, а там же такое богатство... Мою любимую прелюдию и фугу (b-moll) испохабили как могли.
Reply
Reply
Самое худшее, что эта редакция была "канонизирована" - и всякое иное исполнение буквально преследовалось.
Найти другие ноты можно было лишь с трудом - и только при большом желании.
Прелюдию b-Moll испохабили, прежде всего, тем, что играли ее слишком медленно, ориентируясь в качестве единицы счета на восьмые, вместо того чтобы ориентироваться на четверти - как это предписал И. С. Бах.
В начале Прелюдии g-Moll стоит трель (которую, разумеется, безусловно, надо исполнять). Эту трель можно исполнять как ритмически организованно, так и свободно, однако идиотский способ, превращенный в традицию (как и вся редакция Б. Муджеллини), МЕНЯТЬ в этой трели длительности, которыми она исполняется (в результате чего она звучит сначала медленнее, а потом быстрее), принадлежит только Муджеллини и является профанацией.
Reply
Дело даже не в том, что b-moll сильно медленнее играли, чем стоило (а B-dur, напротив, загоняли до чрезмерности). Без души как-то исполняли. Так, что от одного имени Баха щеки оскоминой сводило. Музыка Баха стала для учеников синонимом редкостной скучищи и монотонщины. Получается, советская школа, с одной стороны, сделала из Баха "бога" (которого все обязаны "чтить", т.е. исполнять в обязательном порядке), а с другой - сделала этого "бога" совершенно холодных и бездушным.
Reply
Дело в том, что за сложностью полифонической структуры не видели живую музыку.
Баховский контрапункт приводил музыкантов в ступор. И, разбираясь с ним формально, они не знали, что с этим делать.
Одна из частностей, стойких, укоренившихся и мерзких, - это пресловутое выделение темы в фуге. Это была непререкаемая идиотская догма - играя фугу, обязательно выделять тему.
В результате исполнение сводилось к формальному показыванию темы в фуге, а художественное исполнение отсутствовало в принципе.
Reply
Leave a comment