Вдогонку к посту о росте популярности темы зомби в масс-культуре (
Zombie Index).
Тогда было некогда (и лень) объяснять, почему это важно с точки зрения трендов в массовой психологии.
И вот та же тема поднята в сегодняшнем редакционном комментарии в New York Times -
Mr. Darcy Woos Elizabeth Bennet While Zombies Attack.:
<...> zombies, which have been on the rise in recent years, and - perhaps as a result of the anxious times we are living in - seem to be more popular than ever.
<...>
Monster stories are a projection of our collective anxieties - and that may explain why in the current economic downturn, zombies are starting to catch up with the long-fashionable vampire. Vampires are sleek demons for good times. They suavely leach off society - like investment bankers who plunder outsize shares of deals for themselves or rapacious fund managers.
Zombies are more bluntly menacing. When they rise up, what results is a “zombie apocalypse,” or complete social breakdown. That image resonated in 1968, the chaotic year when “Night of the Living Dead,” the black-and-white zombie classic, was released. And it resonates today, when the banking system teeters on the brink of collapse and once-solid companies like Lehman Brothers are melting into air.
Zombie stories often end with a hearty band retreating to a small, secure space - a cabin or a shopping mall - and fighting for survival. It is the horror movie’s equivalent of embattled investors today who are shifting their retirement funds into cash and stocking up on gold and canned food.
На русском:
Зомби сегодня популярнее чем когда либо - вероятно, как результат тревожного времени в котором мы живем.
Истории о монстрах - это проекции наших коллективных страхов - и это может объяснить, почему в нынешнем экономическом спаде зомби начинают догонять по популярности вечномодных вампиров. Вампиры - это гламурные демоны хорошего времени. Они вкрадчиво сосут общество - как инвестиционные банкиры, выторговывающие себе выгодные сделки, или жадные управляющие активами. Зомби - гораздо более открытая и явная угроза. Когда они восстают, результатом оказывается "зомби апокалипсис", или полная социальная катастрофа. Этот образ всплыл в 1968, смутном году, когда вышла "Ночь живых мертвецов", ч/б классика зомби-фильмов. Он же всплыл и сейчас, когда банковская система балансирует на грани краха, и когда некогда солидные компании вроде Леман Бразерс растаяли в воздухе.
Истории о зомби часто заканчиваются отступлением горстки главных героев в небольшое безопасное место - хижину или магазин - и сражением за выживание. Это киношная метафора нынешних инвесторов, переводящих свои пенсионные сбережения в наличные и запасающихся золотом и консервами.
И еще картинка, иллюстрирующая идею - на ней скорректированный на инфляцию индекс Доу-Джонса, на котором обозначены блокбастеры киноиндустрии в жанрах светлых и добрых диснеевских мультиков и в жанре фильма ужасов. Закономерность очевидна.