Не люблю, когда к слову «литургия» добавляются какие-то предикаты - они всегда мне кажутся тавтологичными, избыточными или просто лишними. Но вот сегодня я служил в кафедральном соборе г. Минска - на так называемой «прощальной» литургии с вл. Павлом...
Небольшое ИТОГО последних дней. Не обсуждаем здесь непубличные моменты, кроме одного - он будет самым последним.
1. Митрополит собирает пресс-конференцию, где осуждает «злоупотребления» и «превышения» со стороны силовиков и осуждает действия провокаторов в толпе. «БПЦ молчит, давайте нам Костел».
2. Митрополит приглашает повторно журналистов, повторяет пункт 1 и призывает президента как гаранта Конституции прекратить насилие. «БПЦ молчит, давайте нам Костел».
3. Во всех храмах начинают молиться за Беларусь - «О еже просветити светом Своего богоразумия ожесточением помраченных, раненых исцелити и мир стране нашей даровати и пр.» «БПЦ молчит, давайте нам Костел».
4. Синод БПЦ делает заявление, в котором категорически осуждает «насилие, пытки, унижения, безосновательные задержания, экстремизм во всех его формах и проявлениях, ложь и вероломство», а также выражает надежду, что «руководство страны, которое по праву призвано уважать и охранять свой народ, остановит насилие, услышит голоса обиженных и невинно пострадавших в период противостояния, а проявивших зверство и жестокость - предаст законному Суду и осуждению». «БПЦ молчит, давайте нам Костел».
5. В ответ на объявленную «третьей стороной» инициативу с крестным ходом, митрополит сам прибывает на место и выражает готовность служить «хоть каждый день и по нескольку раз» молебны о прекращении насилия. На фоне всего происходящего идея бороться с незаконными задержаниями и пытками посредством увеличением рисков этих самых незаконных задержаний и пыток через несанкционированные процессии митрополиту не понравилась, и он решил всеми возможными силами не допустить эскалации проблемы. «БПЦ молчит, давайте нам Костел».
6. По благословению митрополита священники оказываются возле изоляторов, пытаются наладить хоть какую-то помощь заключенным. Если тех, что есть, окажется мало, то в любой момент были готовы подключиться другие. Через лиц, ответственных за сотрудничество с вооруженными силами и тюрьмами тоже ведется соответствующая работа. Но нет. «БПЦ молчит, давайте нам Костел».
7. Митрополит отправляется в больницу к пострадавшим, где лично выслушивает от врачей описание полученных травм и общается с самими пациентами. Но, как вы уже догадались, «БПЦ молчит, давайте нам Костел». Все это напоминает несмешной анекдот про папу, мальчка-дебила и море.
И в заключение из «непубличного» - как и обещал. В больнице владыка был поражен той картине, которая предстала его глазам, и тем, что он услышал. Митрополит - опытный дипломат и хорошо умеет контролировать свои эмоции, но и ему было особенно тяжело… Журналисты church.by напряглись: что же он скажет сейчас? Взяв себя в руки, митрополит произнес: "Ваши страдания - это вклад в процветание Беларуси"…
В общем, я думаю, митрополиту Павлу на Кубани будет лучше. Честно.
А тех, кому «БПЦ молчит» и кому срочно понадобился Костел, я должен немного огорчить: если они думают, что после отречения от Православия они научатся читать и думать, то они ошибаются… Но дай Бог, конечно.
-------------------------
На иллюстрации: Эдвард Мунк, "Крик". 1893. Картон, масло, темпера, пастель. 91 × 73,5 см
Национальная галерея, Осло