Притча о небезразличных товарищах

Aug 23, 2020 18:01

  • «Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что́ должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; 33не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка́к и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Та́к и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф.18:23-25).



На иллюстрации: Jan van Hemessen, "Притча о Немилосердном должнике", 1556 г.

Теме прощения посвящен сегодняшний евангельский фрагмент. Это одна из самых сложных тем, которая своими корнями уходит в глубинные вопросы о сущности христианства. Учение о прощении не понятно самих христианам - что уже говорить об их оппонентах! Христианство - религия прощения, и не умеющий прощать не умеет быть христианином, с чем я нас всех, собственно, и поздравляю.

В обстоятельствах сегодняшнего дня наше умение прощать проходит экстремальное тестирование. Осложняет ситуацию еще то, что о прощении нынче много говорят те, кого лично не коснулись обиды («чужую боль руками разведу») или же… кто сам является обидчиком. Притом последние не просят о прощении, признав свою вину и выразив готовность «все заплатить». Они просто его требуют как нечто должное и причитающееся. Они считают, что имеют право отдать приказ простить себя.

Мы можем сказать, что существует не только множество правовых, философских и богословских «теорий прощения». Но существует еще и множество родственных понятий, которые в том или иной сочетании иногда могут отождествляться в этих теориях, но на самом деле, сами по себе, тождественными не являются. Нам иногда прощение и не дается именно потому, что мы не различаем похожие или смежные понятия. Какие? Вот такие: помилование (pardoning), извинение (excusing), терпимость (tolerating), оправдание (acquittal), освобождение от ответственности (absolution), милость (mercy), воздержание от наказания (forbearance) и примирение (reconciliation). Разумеется, когда мы говорим «Господи, помилуй», то мы просим у Бога обо всем перечисленном. Но сам факт существования у христиан судов самых разных инстанций и компетенций (в том числе и духовных), говорит о том, что понятие справедливости требует определенных разграничений всего перечисленного - особенно когда речь идет не о той обиде, которая причинена лично тебе, а о той, что твоему брату, который нуждается в защите и помощи. В нашей притче, как мы видим, некоторые «товарищи, видев происшедшее, очень огорчились» и прощать (в смысле оставлять безнаказанным) наблюдаемое беззаконие не стали.
На практике эта терминологическая путаница может означать не только возникновение личных духовных проблем. Но это еще может приводить не к аннигиляции последствий сотворенного зла, а к увеличению как самого зла, так и его последствий.

Жертва насилия (домашнего, например), постоянно «прощая» своего истязателя способствует наращиванию самого насилия, что в определенных ситуациях приводит к тому, что ее начинают бить чаще, и творимые побои, изменяясь количественно, с нарастающей вероятностью обращаются убийством. Неправильно понятое прощение может стать соучастием и содействием злу, превращая «прощение», претендующее на право называться добродетелью, в нечто противоположное - в грех.
Эти соображения ставят общий вопрос о соотношении между прощением и заслуженностью. Один из должников в притче оказался не достойным прощения. Видимо, для концептуального соответствия понятию прощения некоторое похожее на прощение поведение должно основываться на морально приемлемых соображениях, в число которых входит вопрос о том, заслуживает ли обидчик прощения: нужно ли оно ему, и каким образом оно изменит его жизнь, и, разумеется, нашу.
Нет ситуаций, в которых христианин не был бы призван к прощению. Но сценарий прощений всегда зависит от очень многих нюансов. Простить - это как лечить: смотря кого, смотря от чего, смотря как, смотря чем, когда и т.д.

воскресное, логотея

Previous post Next post
Up