К истокам древнерусской государственности. ( Часть 7. Великий Новгород. Часть 4.)
Oct 19, 2013 21:54
Сегодняшняя часть посвящена одному из символов города - Софийскому собору. Сооружение настолько величественное, что у меня очень много фотографий собора. Не мог остановиться!
Собор Софии Премудрости Божией. Огромный храм, сооруженный в 1045-1050 новгородским князем Владимиром Ярославичем и епископом Лукой. Построен киевскими мастерами по образцу Софийского собора в Киеве. Крестовокупольный пятинефный пятиглавый храм с трехапсидным алтарем, с трех сторон охваченный двухъярусными галереями, с лестничной башней, завершенной куполом, с юго-западной стороны. В XVII-XIX вв. частично перестроен, устроена скатная кровля, сооружены контфорсы, в 1830-1832 переложена северная галерея. В 1893-1900 отреставрирован с восстановлением позакомарного покрытия. В северной галерее придел Иоанна Богослова, в южной Рождества Богородицы, в пристройке между алтарями собора и Рождественского придела в сер. XVI в. устроен придел Иоакима и Анны. В западной части северной галереи придел Усекновения Предтечи, в юго-западной части здания в 1862 устроен придел благоверных Владимира и Анны Новгородских. К внешней стене собора с юго-западной стороны примыкает небольшой придел Гурия, Самона и Авива, сооруженный в 1459. Отдельно стоящая пятиарочная звонница сооружена в 1530-1540-х, вероятно, на основе звонницы 1439, перестроена в XVII-XVIII вв. Закрыт в 1929, в годы войны несколько поврежден, отреставрирован в кон. 1940-х. Использовался как музей. В 1991 возвращен верующим, находится в совместном владении епархии и музея-заповедника. В храме покоятся мощи святых князей новгородских Владимира (строителя собора), его матери Анны (супруги Ярослава Мудрого), Феодора (брата Александра Невского) и Мстислава Удалого, и новгородских святителей Никиты (+1108), Иоанна (+1186) и Григория (+1199), в южной "Мартириевой" паперти под спудом покоятся мощи святителей Иоакима, Луки, Аркадия, Мартирия, Симеона и Афанасия, в западной - святителей Антония и Василия Калики. (Информация взята ЗДЕСЬ.) Еще одно описание собора, взятое ЗДЕСЬ. Одна из древнейших каменных построек Руси (1045-1050 гг.). Грандиозный Собор, посвященный Софии Премудрости Божией, заложен князем Ярославом Мудрым, его сыном Владимиром и епископом Лукой как общегородской храм. В южной галерее захоронены выдающиеся новгородцы - князья, епископы, посадники. [Spoiler (click to open)]С момента возведения храма у новгородцев сложилось особое к нему отношение. «Где святая София, там и Новгород», - говорили новгородцы. Эта идея получила дальнейшее развитие в начале XV века, когда центральный купол пятиглавия был вызолочен, а на кресте, укрепленном на нем, помещен свинцовый голубь, олицетворявший Святого Духа. Как архитектурное сооружение Новгородский Софийский собор совершенен. Византийские и киевские зодчие, возводившие его, сумели передать через эту главную и единственную в XI веке каменную постройку города сущность новгородского характера: сдержанность, граничащую с суровостью, масштабность помыслов и мощь. Новгородский собор Святой Софии отличается от своего предшественника - Киевского - компактностью объемов и строгостью форм. Первоначальное внутреннее убранство храма сохранилось лишь частично. В Мартирьевской паперти можно увидеть изображение Святых Константина и Елены, датируемое XI столетием. В XII веке Софийский собор был расписан полностью. Грандиозные, более трех метров в высоту, фигуры пророков в простенках центрального барабана, изображения святых и орнаментальные мозаики в алтарной части, выразительный полуфигурный деисус в южной галерее - это почти все, что сохранилось сегодня от былого великолепия. В древности Софийский собор имел алтарную преграду, в которую входили сохранившиеся до сегодняшнего дня иконы, датируемые рубежом XI - XII веков, - «Спас на престоле» (ныне находится в Музее Московского Кремля) и «Апостолы Петр и Павел» (Новгородский музей-заповедник). Позднее, в XIV-XVI столетиях, в соборе был установлен высокий иконостас. Мерцание серебряных окладов, первозданная яркость красок икон из Успенского и Рождественского иконостасов притягивают взгляд и уводят его к высотам сводов и купола. Сегодня войти в храм можно через Северные двери. Но во время архиепископских служб открываются главные - Западные врата. Они сделаны в немецком городе Магдебурге в XII веке. В Новгород врата попали в том же веке как военный трофей из Швеции. Это единственное в России произведение романской монументальной пластики было собрано в XV веке русским мастером Авраамом, поместившим свое изображение рядом с портретами немецких литейщиков Риквина и Вайсмута. В соборе хранится русская национальная реликвия - икона Божией Матери «Знамение», в 1170 г. защитившая Новгород от суздальцев, эта легенда впоследствии легла в основу иконы «Битва Новгородцев с суздальцами», повествующей об этом событии. Это событие (Знамение Пресвятой Богородицы) было настолько важным для новгородцев, что празднование его совершалось по особому чину (церковному правилу). Софийский собор является действующим храмом, открыт с 8 до 20 часов. Службы проводятся в 10 и 18 часов. На стенах Софийского собора сохранились не только фрагменты фресковых росписей XII века, но и древние граффити. Древние граффити - так называют надписи на стенах русских средневековых зданий, нацарапанные «писалом» - инструментом для письма на бересте, - весьма распространенное явление на Руси до XV века (впоследствии бересту сменяет бумага - писалом больше не пользуются - граффити не появляются), несмотря на то, что еще в X веке князь Киевской Руси Владимир Креститель указом запретил вырезать надписи на стенах храмов. Именно Новгород, архитектура которого не была разрушена набегами татар, в наибольшем объеме донес до нас эти надписи. Кроме Софийского собора, их можно встретить в церкви Спаса на Нередице, церкви Федора Стратилата на Ручью и др. храмах Новгорода. Как и берестяные грамоты, новгородские граффити донесли до нас живые голоса жителей средневекового Новгорода. Но в отличие от берестяных грамот, привязанных к конкретной жизненной ситуации, большинство граффити обращено к Богу или святым, выражает мысли и чувства их писавшего («царапавшего»). Некоторые отрывки содержат отголоски язычества, или просто представляют собой надписи бытового характера. А далее фото Собора и звонницы...