К истокам древнерусской государственности. ( Часть 7. Великий Новгород. Часть 4.)

Oct 19, 2013 21:54

Сегодняшняя часть посвящена одному из символов города - Софийскому собору.
Сооружение настолько величественное, что у меня очень много фотографий собора. Не мог остановиться!


Предыдущие рассказы:
Часть 1. Вводная.
Часть 2. Валдай. Часть 1.
Часть 3. Валдай. Часть 2.
Часть 4. Великий Новгород. Часть 1.
Часть 5. Великий Новгород. Часть 2.
Часть 6. Великий Новгород. Часть 3.

Собор Софии Премудрости Божией.

Огромный храм, сооруженный в 1045-1050 новгородским князем Владимиром Ярославичем и епископом Лукой. Построен киевскими мастерами по образцу Софийского собора в Киеве. Крестовокупольный пятинефный пятиглавый храм с трехапсидным алтарем, с трех сторон охваченный двухъярусными галереями, с лестничной башней, завершенной куполом, с юго-западной стороны. В XVII-XIX вв. частично перестроен, устроена скатная кровля, сооружены контфорсы, в 1830-1832 переложена северная галерея. В 1893-1900 отреставрирован с восстановлением позакомарного покрытия. В северной галерее придел Иоанна Богослова, в южной Рождества Богородицы, в пристройке между алтарями собора и Рождественского придела в сер. XVI в. устроен придел Иоакима и Анны. В западной части северной галереи придел Усекновения Предтечи, в юго-западной части здания в 1862 устроен придел благоверных Владимира и Анны Новгородских. К внешней стене собора с юго-западной стороны примыкает небольшой придел Гурия, Самона и Авива, сооруженный в 1459. Отдельно стоящая пятиарочная звонница сооружена в 1530-1540-х, вероятно, на основе звонницы 1439, перестроена в XVII-XVIII вв. Закрыт в 1929, в годы войны несколько поврежден, отреставрирован в кон. 1940-х. Использовался как музей. В 1991 возвращен верующим, находится в совместном владении епархии и музея-заповедника.
В храме покоятся мощи святых князей новгородских Владимира (строителя собора), его матери Анны (супруги Ярослава Мудрого), Феодора (брата Александра Невского) и Мстислава Удалого, и новгородских святителей Никиты (+1108), Иоанна (+1186) и Григория (+1199), в южной "Мартириевой" паперти под спудом покоятся мощи святителей Иоакима, Луки, Аркадия, Мартирия, Симеона и Афанасия, в западной - святителей Антония и Василия Калики. (Информация взята ЗДЕСЬ.)
Еще одно описание собора, взятое ЗДЕСЬ.
Одна из древнейших каменных построек Руси (1045-1050 гг.). Грандиозный Собор, посвященный Софии Премудрости Божией, заложен князем Ярославом Мудрым, его сыном Владимиром и епископом Лукой как общегородской храм. В южной галерее захоронены выдающиеся новгородцы - князья, епископы, посадники.
[Spoiler (click to open)]С момента возведения храма у новгородцев сложилось особое к нему отношение. «Где святая София, там и Новгород», - говорили новгородцы. Эта идея получила дальнейшее развитие в начале XV века, когда центральный купол пятиглавия был вызолочен, а на кресте, укрепленном на нем, помещен свинцовый голубь, олицетворявший Святого Духа.
Как архитектурное сооружение Новгородский Софийский собор совершенен. Византийские и киевские зодчие, возводившие его, сумели передать через эту главную и единственную в XI веке каменную постройку города сущность новгородского характера: сдержанность, граничащую с суровостью, масштабность помыслов и мощь. Новгородский собор Святой Софии отличается от своего предшественника - Киевского - компактностью объемов и строгостью форм.
Первоначальное внутреннее убранство храма сохранилось лишь частично. В Мартирьевской паперти можно увидеть изображение Святых Константина и Елены, датируемое XI столетием.
В XII веке Софийский собор был расписан полностью. Грандиозные, более трех метров в высоту, фигуры пророков в простенках центрального барабана, изображения святых и орнаментальные мозаики в алтарной части, выразительный полуфигурный деисус в южной галерее - это почти все, что сохранилось сегодня от былого великолепия.
В древности Софийский собор имел алтарную преграду, в которую входили сохранившиеся до сегодняшнего дня иконы, датируемые рубежом XI - XII веков, - «Спас на престоле» (ныне находится в Музее Московского Кремля) и «Апостолы Петр и Павел» (Новгородский музей-заповедник). Позднее, в XIV-XVI столетиях, в соборе был установлен высокий иконостас. Мерцание серебряных окладов, первозданная яркость красок икон из Успенского и Рождественского иконостасов притягивают взгляд и уводят его к высотам сводов и купола.
Сегодня войти в храм можно через Северные двери. Но во время архиепископских служб открываются главные - Западные врата. Они сделаны в немецком городе Магдебурге в XII веке. В Новгород врата попали в том же веке как военный трофей из Швеции. Это единственное в России произведение романской монументальной пластики было собрано в XV веке русским мастером Авраамом, поместившим свое изображение рядом с портретами немецких литейщиков Риквина и Вайсмута.
В соборе хранится русская национальная реликвия - икона Божией Матери «Знамение», в 1170 г. защитившая Новгород от суздальцев, эта легенда впоследствии легла в основу иконы «Битва Новгородцев с суздальцами», повествующей об этом событии. Это событие (Знамение Пресвятой Богородицы) было настолько важным для новгородцев, что празднование его совершалось по особому чину (церковному правилу).
Софийский собор является действующим храмом, открыт с 8 до 20 часов. Службы проводятся в 10 и 18 часов.
На стенах Софийского собора сохранились не только фрагменты фресковых росписей XII века, но и древние граффити. Древние граффити - так называют надписи на стенах русских средневековых зданий, нацарапанные «писалом» - инструментом для письма на бересте, - весьма распространенное явление на Руси до XV века (впоследствии бересту сменяет бумага - писалом больше не пользуются - граффити не появляются), несмотря на то, что еще в X веке князь Киевской Руси Владимир Креститель указом запретил вырезать надписи на стенах храмов. Именно Новгород, архитектура которого не была разрушена набегами татар, в наибольшем объеме донес до нас эти надписи. Кроме Софийского собора, их можно встретить в церкви Спаса на Нередице, церкви Федора Стратилата на Ручью и др. храмах Новгорода. Как и берестяные грамоты, новгородские граффити донесли до нас живые голоса жителей средневекового Новгорода. Но в отличие от берестяных грамот, привязанных к конкретной жизненной ситуации, большинство граффити обращено к Богу или святым, выражает мысли и чувства их писавшего («царапавшего»). Некоторые отрывки содержат отголоски язычества, или просто представляют собой надписи бытового характера.

А далее фото Собора и звонницы...















































































Продолжение следует....

осень-2013, Новгород, автопутешествия

Previous post Next post
Up