Оригинал взят у
aftershock_su в
Этногенез славян - север (13) Для того чтобы закончить с великим переселением народов нам осталось рассмотреть культуры не вошедшие в прошлую карту. А не вошли они в неё, поскольку не все ученые согласны со славянской принадлежностью населения этих культур, либо основном этносом сформировавшим культуру считают неславянские племена.
Начнем с именьковской культуры, расположенной на средней Волге (на карте ниже она подписана IMENKOVO в верхнем правом углу).
Первые славянские поселенцы, оставившие археологические памятники пшеворского типа, появляются тут еще во 2-м веке, миграция продолжалась из ареала черняховской культуры и в 3-4 вв., переселение на север было вызвано вельбарской (готской) экспансией. В конце 4-го века пришла третья, самая мощная волна переселенцев, вызванная гуннами. Именно тогда начала формироваться именьковская культура, сейчас раскопано более 600 поселений и могильников.
Носителей именьковской культуры относили и к местным финнам, и к буртасам, и к уграм-мадьярам, и к пришлым тюркам (это официальная позиция Татарстана, вопрос политический). На основании тесной связи этой культуры с провинциальноримскими, а так же генетической связи её с волынцевской культурой Седов определяет этнос носителей как славянский (анты).
А тюрки действительно потом завоевали эти земли, и в конце 7 в. Именьковская культура перестает функционировать, часть населения опять массово снимается с места, а часть остается и входит в состав Волжской Болгарии, именно поэтому Хан Алмуш - верховный правитель Волжской Болгарии, называет себя «царём сакалиба».
Что касается волынцевской культуры (на карте она чуть ниже именьковской и подписана VOLYNTSEVO). В 7 веке века левобережье Днепра занимали анты, а более северную территорию племена колочинской культуры. В конце 7-го века на эти территории массово переселяется новое население, и формируется новая культура - волынцевская. Приход нового населения и формирование новой культуры связан с синхронным распадом и оттоком населения из ареала рассмотренной только что именьковской культуры. Так же по находкам можно сделать вывод о совместном проживании выходцев из салтово-маяцкой среды, а так же проживании части славян на территории салтово-маяцкой культуры.
Население волынцевской культуры Седов и считает племенем Русь, и ассоциирует с Русским каганатом, а призвание руси из Балтики считает поздней вставкой. Кроме того, по анализу упоминаний городов принадлежащих к Руси он локализует её именно на территории волынцевской культуры.
Перейдем теперь к северной восточнославянской подгруппе. В общих чертах - сформирована она миграцией славян из Европы на восток, на территории балтийский и финно-угорских племен. А то, что наши предки ломанулись из благословенной светочи демократии неудивительно, виной тому глобальный экономический кризис.
«В конце IV в. в Европе наступает резкое похолодание, особенно холодным было V столетие. Это был период максимального похолодания не только для I тыс. н. э., в это время имели место наиболее низкие температуры за последние 2000 лет. Резко повышается увлажненность почвы, что связано и с увеличением выпадения осадков, и с трансгрессией Балтийского моря. Повышаются уровни рек и озер, поднимаются грунтовые воды, сильно разрастаются болота. Очевидно, что многие поселения римского времени оказались затопленными или подтопленными, а значительные участки пашен - непригодными для сельскохозяйственной деятельности. Поймы рек, прежде дававшие обильные урожаи, покрываются водой или аллювиальными отложениями и исключаются из хозяйственного землепользования.»
Действует не хуже гуннов, целые регионы, особенно низменности, становились практически безлюдными. Основной частью переселенцев на восточные земли были славяне, но в процесс были вовлечены и германцы и разноплеменные балты. Кроме того, появление значительных масс нового населения привело к перегруппировке населения прибалтийско-финских племен, немалые группы покинули места своего проживания и переселились в области, не затронутые миграцией среднеевропейцев. Это стало импульсом дифференциации прибалтийско-финской языковой общности - начался процесс становления раннесредневековых эстов, ливов, води, корелы, суми и еми. Так же мигранты вступали в контакт с аборигенным населением и создавали новые археологические культуры.
Точками (а) обозначены памятники с находками среднеевропейских провинциальноримских типов. Штриховкой с наклоном вправо (б) обозначен ареал культуры псковских длинных курганов, он имеет форму буквы U. В правой ветке этой буквы позднее сложилась культура новгородских сопок. Снизу под буквой U ровная клякса заштрихованная с наклоном влево (в) это тушемлинская культура. Отдельно от них справа мерянская (г).
Культура псковских длинных курганов - взаимодействие переселившихся славян и местных представителей текстильной керамики. Культура существеннейшим образом отличается от предшествующих древностей прибалтийских финнов и эволюционно связывается с достоверно славянскими материалами последующей поры. Самоназвание славянского населения данной культуры было «кривичи». Латыши до сих пор называют русских krievs, именем, явно производным от этнонима кривичи.
Культура новгородских сопок - зародилась в 7-8 веке в восточной части ареала псковских длинных курганов при взаимодействии с носителями удомельских древностей. Культура новгородских сопок связана с племенным образованием ильменских словен.
Тушемлинская культура - расположена в районе Смоленска и Полоцка. До переселения среднеевропейцев местным населениме тут были балты представленные двумя культурами днепро-двинской и штрихованной керамики. В конце 4 века в тех местностях где осело среднеевропейское население развитие этих культур прекращается и складывается новая - тушемлинская, со смешанным населением.
Мерянская культура, пришла на смену дьяковской под влиянием пришлого населения, которое создало новую культуру, не связанную с предыдущими, и изменившую структуру заселения и быт. Мерянской она названа так из предположения, что пришельцами было финское племя меря, но исследователь делавший это предположение не показывает происхождение этих пришельцев, выдвигая гипотезу без доказательств, что пришли они из района культуры рязанско-окских могильников. Седов говорит о невозможности формирования мерянской из культуры рязанско-окских могильников, и что судя по постройкам, керамике и другим находкам это были так же среднеевропейские переселенцы. Так же очень важным является то, что тип расселения, сформировавшийся в третьей четверти I тыс. н. э., оставался в этом регионе неизменным позднее, в том числе в период Древнерусского государства. Каких-либо трансформаций в эволюции культуры, быта и экономики при перерастании мерянской культуры в древнерусскую здесь не наблюдается.
В книге еще осталась глава про освоение славянами балканского полуострова, может быть рассмотрю её в другой раз, а пока идем далее.
Это сообщение было опубликовано в
информационном центре Aftershock пользователем
casper_nn. Вы можете посмотреть и откомментировать публикацию
здесь